46,8K подписчиков

Ангара А5М. Россия запустит радикально новую ракету в апреле. Лучше чем у Маска?

22K прочитали

"Ангара" — проект, о котором можно сказать многое. Похоже, наш блог уделил ей больше внимания, чем состоялось самых запусков этой ракеты. Начиная с 2014 года, новейший российский носитель в версии А5 совершил всего три запуска и все с военного космодрома Плесецк.

Изначально "Ангара" задумывалась как часть разумного плана. На основе универсального разгонного блока разрабатывалось целое семейство ракет: легкий класс (Ангара-1.2), средний для замены "Союза" (А3), тяжелый (А5), пилотируемый (А5П) и условный сверхтяж с водородной ступенью (А5В).

Однако спустя 10 лет реализации этого плана "Ангара" пока что не достигла своих амбиций. Можно поставить ее в один ряд с такими уникальными образцами, как "Армата", "Курганец", "Бумеранг", Су-57, МС-21 и т. д., но успехи в ее разработке и использовании пока что остаются скромными.

"Ангара" — проект, о котором можно сказать многое. Похоже, наш блог уделил ей больше внимания, чем состоялось самых запусков этой ракеты.

Известно, что сердце "Ангары" - ее пламенный мотор РД-191. Этот уникальный керосиновый двигатель возник из наработок академика Глушко по линейке РД-170/171 и РД-180. Особенность двигателя - показатели удельного импульса и давления в камере сгорания.

Но если посмотреть на ситуацию рационально, мотор оказался излишне совершенным для массового применения в российских ракетах. Создание РД-191 требует значительных затрат времени и ресурсов — от 1 до 1.5 лет, а версия А5М использует 5 таких агрегатов.

РД-191 можно сравнить с двигателем Raptor, который используется на новом Starship, однако стратегия использования двигателей в России и США различается. В SpaceX каждый Raptor планируется применять до 100 раз, а каждый запуск РД-191 в России является последним. В связи с этим, в первом случае требуется использовать наиболее передовые двигатели, в то время как во втором случае достаточно просто надежного, но более доступного по стоимости

"Ангара" — проект, о котором можно сказать многое. Похоже, наш блог уделил ей больше внимания, чем состоялось самых запусков этой ракеты.-2

В новой версии РД-191 стал еще лучше. С 311.5 сек на уровне моря до 314 вырос удельный импульс - и с 337.4 до 338 в вакууме. Это удалось достигнуть благодаря повышению давления в камере сгорания с 262.6 атм до 290 атмосфер. У того же SpaceX Raptor в камере 300 атмосфер. Выросла и тяга с 196 тс до 217.4 тс на уровне моря.

Мы в ОК

Здесь нужно отметить, что модернизация перевела Ангару в несколько другой класс в сравнении с Falcon-9 и теперь грузоподъемность увеличилась с 24 тонн на НОО 200 км до 27 тонн.

И самое главное! Ангара А5М впервые стартует с нового космодрома Восточный, где наконец сдана стартовая площадка.

"Ангара" — проект, о котором можно сказать многое. Похоже, наш блог уделил ей больше внимания, чем состоялось самых запусков этой ракеты.-3

Является ли Ангара-А5М шагом вперед? Этот вопрос спорный.

Во-первых, российская космическая программа не имеет четко сформулированных целей. Неясно, для чего разрабатывается новая Ангара, если даже для предыдущей за 10 лет так и не было найдено достойного применения.

Во-вторых, неясно, как модернизация повлияла на стоимость конечного изделия. Скорее всего, никак, и ведь сейчас это главная проблема "Ангары".

И последнее. Лучше ли "Ангара", чем то, что существует у SpaceX? Если сравнивать с Falcon-9, то мы видим, что А5М более сложна, способна выводить больше полезной нагрузки, но при этом куда дороже американского аналога, стоимость запуска которого сейчас составляет от $10М до $15М за запуск.

Очевидно, что сегодня потенциал жидкостных ракетных двигателей в одноразовых системах исчерпан, и будущее принадлежит созданию полностью многоразовых средств вывода малых космических аппаратов. Количество таких аппаратов за последние 10 лет выросло буквально на порядок, а значит сейчас России необходимо сосредоточиться на создании многоразовых ракет-носителей.