Что вам первым приходит в голову когда я произношу слово "колониализм"?
В первую очередь вы наверняка вспомните Африканский континент, который до самого последнего клочка земли был поделён между европейскими державами когда-то там в 17-19 веках. Быть может вам придёт в голову Североамериканский континент с его британскими колониями, которые стали фундаментом для образования Соединённых Штатов. А быть может у вас в голове всплывает пёстрая Индия и безжалостная Ост-Индская компания, которая выкачивала из этой страны все ресурсы? Кто-то скажет, что это был Золотой век европейского, в первую очередь британского, могущества. А кто-то заговорит о рабстве, эксплуатации и несправедливости.
Одно мы знаем точно - у Российской Империи никогда не было колоний. Ведь так?..
Ну, тут как посмотреть... Во-первых, формально у России были колонии если таковыми считать к примеру Сибирь, земли современного Казахстана или например Туркестан (территория современных Туркмении, Таджикистана, Узбекистана и т.д.). Эти земли с их коренным населением чаще всего присоединялись к России при помощи огня и меча, точно также как это делали британцы, испанцы или французы в Африке, Азии или Америке.
Но что на счёт заморских территорий, например той самой пресловутой Африки? Ну, с одной стороны, зачем вообще России колонии в Африке? В тот момент, когда европейцы взялись за Африку России было совсем не до этого - не было ни нормальных возможностей, ни технических средств, ни какого-то бы ни было интереса.
И правда, исконная территория России не имеет прямого доступа к Африканскому континенту, только если ... через Чёрное море, точно!
Но, во-первых, Россия добралась до Чёрного моря только при Петре I (это на секундочку начало 18 века, гоняться за Африканскими колониями было уже поздновато), во-вторых, для того, чтобы попасть в Африку через Чёрное море нужно было сначала выйти в море Средиземное и тут тоже были проблемы. Для начала Турция и её знаменитые Босфор и Дарданеллы, проливы, которые соединяют Черное и Средиземное моря. Не так-то просто было двигать свои корабли через проливы, которые принадлежали почти всегда враждебной Турции. Дальше, Средиземное море практически полностью контролировалось европейскими державами - военный флот, торговля, международные отношения и т.д. ... так просто Россию сюда пускать не собирались. Однако к концу 19 века вдруг появляется микроскопическая возможность изменить положение вещей и закрепиться на Африканском континенте и у России.
Итак, эта странная, где-то безумная и даже приключенческая история произошла в годы правления императора Александра III...
Основать русскую колонию в Африке было идеей Николая Ивановича Ашинова - пензенского мещанина (то бишь обычного городского жителя), у которого видимо была жуткая жажда приключений и для того, чтобы реализовать свои планы он часто шёл на обман и подлог. Сами увидите.
В 1885 году он отправился в Абиссинию (тогдашняя Эфиопия) с целью способствовать политическому и религиозному сближению этой загадочной африканской страны с Россией. Здесь он вступает в контакт с негусом (официальный титул императора Абиссинии) Иоанном IV, выдавая себя за представителя русского правительства, и втирается к нему в доверие. Император принял его и заверил, что будет оказывать ему всяческую поддержку в его устремлениях. Стоит отметить, что всё это он делал по личной инициативе.
Идея Ашинова была следующей - создать для России надежную гавань, через которую можно было бы отправиться из Черного моря в Тихий океан. Такой своеобразный перевалочный пункт, где можно было бы набрать пресной воды и провизии и отправиться дальше. Также Ашинов планировал основать русскую православную миссию среди местных африканских племён. Он выбрал для этой цели побережье тогдашнего Сомали, недалеко от которого и находится Эфиопия. Непонятно действительно ли Ашинов преследовал благородные цели и хотел помочь своей стране в её морских и духовных делах или он просто придумал хорошее обоснование для своего безумного приключения. Однако следующей его целью было убедить хоть кого-то в России, что это выгодное предприятие.
Весной 1888 года Ашинов, вместе с небольшой группой единомышленников, отправляется на пароходе Добровольного флота «Кострома» из России в Африку, чтобы начать создавать фундамент будущей русской колонии. 6 апреля они высадились на берегу Таджурского залива, где Ашинову удалось наладить дружественные отношения с местным племенным вождем. После успешного визита он вернулся в Россию, привезя с собой двух абиссинских монахов из иерусалимского монастыря, представив их как посланцев негуса, императора Эфиопии. Снова обман, на который все повелись.
Этот ход например впечатлил Константина Петровича Победоносцева, обер-прокурора Святейшего Синода (типа министр церкви), который начал готовить отправку духовной миссии в Абиссинию. Император Александр III, получив информацию о планах Ашинова, выразил заинтересованность и одобрил идею. Было решено отправить в Африку духовную миссию под руководством архимандрита Паисия, а также основать угольную станцию для снабжения российских кораблей и передать абиссинцам партию оружия. Начался набор добровольцев и сбор пожертвований для экспедиции. Ашинову даже выдали оружие из казённых закромов.
Однако, 7 ноября 1888 года, после сообщения от российского посла в Константинополе Нелидова, стало известно, что Ашинов бросил своих спутников в Африке и не достиг намеченных целей. Честно говоря здесь история умалчивает что конкретно тогда произошло, но в результате этого правительственная поддержка миссии была прекращена, а выданное оружие и уголь были изъяты. С этого момента экспедиция становится частным приключением Ашинова. Конечно, он не собирается останавливаться.
В декабре того же года Ашинов возглавляет новую экспедицию в Африку. В составе группы было около 150 человек различного происхождения (в основном терские казаки), включая женщин и детей, а также около 40 членов духовной миссии. Группу встретили четверо казаков, оставленных Ашиновым для охраны багажа в предыдущий визит, и абиссинские священники, ожидавшие прибытия колонистов. Среди них был и духовный наставник группы, архимандрит Паисий. В дальнейшем группа планировала отправиться в Абиссинию для укрепления своих позиций на побережье.
Ашинов, стремясь закрепиться на побережье, нашел заброшенный древний египетский форт под названием Сагалло и расположил там свою базу. Он объявил этот форт русским, назвал его "Новой Москвой" и утвердил, что территория на 50 верст вдоль побережья и на 100 вглубь - русская земля. Над фортом даже был поднят русский флаг.
Ура, первая русская колония в Африке начинает своё победное существование!
Ашинов и его люди привезли с собой лес для строительства, а также саженцы и черенки винограда из России. Они начинают сажать вишни и черешни, которых в Африке отродясь не росло, а также около ста масличных, лимонных и апельсиновых деревьев. Дальше в ход пошли посадки огурцов, дынь, томатов и арбузов. В общем, всё как у нормальных русских казаков. Исследование местности около Сагалло выявило наличие соли, железной руды, угля и горячего серного источника. Ашинов и его команда построили походную парусиновую церковь в честь святого Николая, подняли флаг религиозной миссии и торговый флаг. Ну, казалось бы, с Богом ...
Однако ...
Эта экспедиция вызывает большой резонанс во французской прессе из-за ложных сообщений о том, что казаков якобы не 150, а тысячи и тысячи. Французы, которые формально заправляли всем на этом берегу Африки довольно быстро узнали о деятельности ашиновцев и расположении русской колонии - это и сыграло решающую роль.
5 февраля 1889 года казаки проснулись, потянулись, полили свои арбузики и дыньки и... увидели приближающуюся к берегу французскую флотилию, состоящую из крейсера и трех канонерок. Французский генерал высаживается на берег и выдвигает Ашинову ультиматум, мол убирайтесь отсюдова поскорей или мы разнесём здесь всё к чертям собачьим. Но, к сожалению, ... Ашинов не знал французского ... он думал, что добрый французский дядечка с распростёртыми объятиями приветствует новых гостей в Африке. Оно и понятно, Франция в то время была союзницей России и довольно странно было бы ожидать агрессии с их стороны ... но когда дело касается территории и ресурсов ... тут уж извините ...
Недопонимание приводит к жесткому артиллерийскому обстрелу Сагалло, в результате которого погибло шесть человек, включая Дарью Марченко, беременную Марию Мартынову, её малолетнего сына Романа, а также двоих детей Петра Рубцова. Среди казаков был убит только Михаил Шевченко. Французская артиллерия уничтожила поселение. В качестве знака капитуляции над Сагалло была поднята белая рубашка, после чего Ашинов и поселенцы были взяты в плен французами и вскоре отправлены в Россию на клипере «Забияка» и пароходе «Чихачёв».
Так и закончилась история русской колонизации Африки.
Непонятно как Ашинов закончил свою жизнь. По некоторым данным спустя несколько лет после этой истории его замечали в Париже, а затем в Лондоне, откуда он в августе 1891 года якобы направил письмо царю, предлагая свои услуги для колонизации большой территории в Африке.
Детали о последних годах жизни Николая Ивановича Ашинова остаются неизвестными. Однако, согласно воспоминаниям его современника, опубликованным в 1911 году, Ашинов провёл свои последние дни на родине, в Камышинском уезде Саратовской губернии.
Несмотря на неудачный исход экспедиции, действия Ашинова оказали значительное влияние на развитие российско-эфиопских отношений. Интерес к Эфиопии возрос как среди российского населения, так и в правительственных кругах. Ашинов также внёс вклад в науку, издав в 1888 году в Санкт-Петербурге работу “Абиссинская азбука и начальный абиссино-русский словарь”.