Найти тему
Сноб

Культовые фильмы, в которых сыграл Александр Ширвиндт

Оглавление

15 марта не стало Александра Ширвиндта. Про культовые советские фильмы с участием актера — в материале «Сноба».

«Старики-разбойники», 1971 год

   Кадр из фильма «Старики-разбойники»
Кадр из фильма «Старики-разбойники»

Настоящая известность пришла к Александру Ширвиндту благодаря фильмам Эльдара Рязанова. Он снялся во многих картинах легендарного советского режиссера. Поначалу Ширвиндту доставались эпизодические роли, но ограниченное экранное время не мешало ему показывать свой талант в полной мере. В трагикомедии Рязанова «Старики-разбойники» актеру тоже дали не первостепенную, но характерную роль — он сыграл в эпизоде референта министра.

«Старики-разбойники» — это история о двух пожилых друзьях, которые не хотят смиряться со своей старостью и уходить на пенсию. Николай Мячиков — следователь, которого «подсиживают» на работе по распоряжению начальства, чтобы его должность перешла человеку со связями. Валентин Воробьев — инженер, упорно отстаивающий в коллективе свое желание работать. Мячикову дан месяц на раскрытие какого-нибудь запутанного дела, иначе мужчину неминуемо ждет выход на пенсию. Его друг Воробьев предлагает пойти на авантюру: устроить «ограбление века», чтобы следователь сам же его и раскрыл. Так «старики» превращаются в «разбойников».

Сначала они выносят из музея картину Рембрандта, но никто не замечает пропажи, и тогда пара незадачливых друзей возвращает ее на место. Потом они грабят соседку Мячикова, которая работает инкассатором. Однако пожилой следователь сталкивается в подворотне с настоящим бандитом — тот отнимает у него «добычу» и скрывается. Делать нечего: Мячиков сознается в преступлении и арестовывает сам себя, но фильм, конечно, на это не заканчивается.

Эльдар Рязанов придумал снять эту картину, когда находился в больнице из-за проблем с сердцем. В одной палате с ним лежал пожилой мужчина с инфарктом, который спровоцировал выход на пенсию с любимой работы. Долгие годы мужчина занимал должность в прокуратуре и совершенно не был готов к отставке. Рязанова сильно удивила эта история, и он решил взять ее за основу сценария.

«Ирония судьбы, или С легким паром!», 1975 год

   Кадр из фильма «Ирония судьбы, или С легким паром»
Кадр из фильма «Ирония судьбы, или С легким паром»

Культовая комедия Рязанова не всегда была главным новогодним фильмом: во времена СССР в праздничные дни ее показывали по телевидению лишь пять раз — в 1976, 1979, 1983, 1989 и 1991 годах. Но картина сразу же полюбилась советским зрителям. За первый год ее посмотрели более 100 миллионов человек.

«Ирония судьбы» стала самым удачным плодом творческого тандема Рязанова и Ширвиндта. Роль Павлика, вместо которого в Ленинград вылетел главный герой фильма, принесла актеру широкую известность. У Ширвиндта был и другой повод порадоваться — он сыграл персонажа, который действительно влиял на сюжет истории. Такие роли доставались ему нечасто.

Рязанов любил подсматривать сюжеты для своих фильмов в реальной жизни. События, которые он показал в «Иронии судьбы», имели место в реальности. Один знакомый режиссера после посещения бани и долгого застолья у своих друзей в канун новогодней ночи был мертвецки пьян. Приятели решили довольно зло пошутить над ним — усадили в поезд до Киева, оставив лишь 15 копеек в его кармане. Что было с ним дальше, история умалчивает. Рязанов пришел в восторг, узнав подробности этой шутки. Сценарий для нового фильма был готов еще в 1969 году, но задумка не очень понравилась цензорам. Воплотить ее удалось только через пять лет.

«Двенадцать стульев», 1976 год

   Кадр из фильма «Двенадцать стульев»
Кадр из фильма «Двенадцать стульев»

Через год Ширвиндт заявил о себе другой колоритной ролью — он сыграл одноглазого председателя шахматного клуба в картине Марка Захарова «Двенадцать стульев». Герой Ширвиндта выводит на чистую воду Остапа Бендера, который притворяется гроссмейстером. Интерес к жуликоватому персонажу Ильфа и Петрова практически одновременно возник сразу у трех классиков советского кино. За пять лет до Захарова главный авантюрный роман, написанный в СССР, экранизировал Леонид Гайдай, который перенял инициативу у Георгия Данелии. Гайдай очень ревностно относился к «Двенадцати стульям». Когда картина Захарова была в прокате, он позволял себе нелестные высказывания. Актер Арчил Гомиашвили вспоминал:«Гайдай мне позвонил и сказал:— Через полчаса можете включить телевизор и увидите уголовное преступление.— Что такое?— “Двенадцать стульев”, снятые Марком Захаровым».

С момента выхода фильма Захарова советские зрители разделились во мнении. Споры о том, чья экранизация получилась лучше, зачастую превращались в серьезные конфликты. Впрочем, это не помешало Ширвиндту получить порцию народной любви — и даже от тех, кому версия Гайдая понравилась намного больше.

«Трое в лодке, не считая собаки», 1979 год

   Кадр из фильма «Трое в лодке, не считая собаки»
Кадр из фильма «Трое в лодке, не считая собаки»

В комедии Наума Бирмана Ширвиндту досталась роль джентльмена Харриса, англичанина, одного из трех друзей, решивших отправиться в небольшое путешествие на лодке. Путешествие, впрочем, затянулось.

Изначально приятели договорились, что присутствие женщин не должно нарушить их отдыха, но в пути им встретились три обаятельных англичанки. Покой отдыхающих джентльменов оказался нарушен, хоть они и сопротивлялись этому, как могли. В финале каждого из трех друзей ждала свадьба.

Бирман рассказал легкую и азартную историю, которая позволила Ширвиндту раскрыться в новом амплуа.

«Вокзал для двоих», 1982 год

   Кадр из фильма «Вокзал для двоих»
Кадр из фильма «Вокзал для двоих»

Пятый фильм Рязанова, в котором снялся Александр Ширвиндт. Он сыграл ресторанного лабуха, пианиста Шурика. Лиричная и драматичная история о музыканте, который пропустил свой поезд и застрял в провинциальном городишке без средств и документов, была номинирована на Золотую пальмовую ветвь в Каннах в 1983 году.

По сюжету музыкант Платон Рябинин в буфете на вокзале знакомится с официанткой. За несколько дней, вынужденно проведенных в компании друг друга, они то ссорятся, то мирятся, а потом осознают, что влюблены. Но у музыканта есть жена, которая недавно сбила человека на машине. Главный герой взял вину на себя и дал расписку о невыезде, которую тут же нарушил, опоздав на поезд. Теперь его ждет суд и лишение свободы. Случайная встреча с официанткой все меняет: герой понимает, что совсем не любит жену.

Подготовил Алексей Черников