Служебные командировки, если ты не генерал, обычно всегда приводят к дополнительным и неприятным расходам. Но задачи, которая ставит перед тобой Родина, превыше всего. Поэтому, скрепя зубами, приходится мириться с этими досадными тратами.
Для сотрудников таможенных органов, обладающими специальными звания, размер суточных установлен в 300 рублей. Куда хуже обстоят дела у федеральных государственных гражданских служащих. Им на сутки выделяется всего лишь 100 рублей. Установленный размер суточных для госслужащих несколько унизителен и много лет не индексировался.
Такое положение немного удручает. И если на 300 рублей худо-бедно можно как-то найти себе питание, то на 100 рублей сейчас даже дошираков с хлебов особо не купишь. А организм он такой, жаждет еды постоянно. Конечно, некоторые номера гостиниц предполагают питание или хотя бы завтрак.
Но, во-первых, далеко не всегда. Во-вторых, такие дополнительные услуги де-юре не подлежат возмещению со стороны работодателя. Но обычно на это бухгалтерия и руководство закрывает глаза, так как все понимают неадекватность размера суточных. А зачастую в командировки госслужащие отправляются за свой счёт, которая оплачивается уже по факту возвращения из командировки.
Впрочем, некоторые индивидуумы умудряются шмухерить с отчётными документами, извлекая из этого личную выгоду. Это опасные игры, поскольку можно серьёзно прилипнуть на уголовное дело. Как, например, героиня сегодняшней статьи.
Трудилась девушка на внутреннем таможенном посту (стало быть, она ФГГС с суточными в 100 рублей). И вот однажды её отправили в служебную командировку в пункт пропуска. Отправили на большой срок, что явно должно было ударить по карману.
Такое положение вещей таможенницу не устраивало. И она пошла на сговор с гостиницей. Ей выписали итоговый счёт за проживание на 150 тысяч рублей. Но фактически она оплатила чуть больше 60 тысяч. Очевидно, что разницу она положила в карман. А быть может, часть отсыпала сотруднику гостиницы в качестве отката.
Об этом стало известно сотрудникам из отдела по противодействию коррупции. Они быстро установили факты противоправной деятельности. По собранным материалам было возбуждено уголовное дело в связи с совершённым актом мошенничества (159 УК РФ), которым был нанесён ущерб в таможне. И это в то время, когда деньги на командировочные расходы сильно урезаны (хотя, как мы знаем, урезают их не для всех).
Что мы имеем в итоге? Девушка распрощается с карьерой. получит судимость и наказание. Даже если она возместит ущерб, уголовное дело будет серьёзным клеймом на репутации. Стоило ли оно того? Вряд ли. Можно ли понять сотрудницу? Может быть, но наружу выползает лишь маленькая часть понимания.
Впрочем, не она первая, не она последняя. На всякий случай, мы прикинем несколько типовых случаев, по которым можно серьёзно прилипнуть на уголовное преследование. Пусть это будет предостережением от неправомерных действий:
- Инспектор таможенного поста приезжает в Воркуту, в котором у него есть добродушная одноклассница, готовая его принять к себе на пару ночей. Через знакомых старой подруги рисуют документы о фиктивном проживании в несуществующей гостинице. Парень отчитывается перед бухгалтерией. Но ехидная улыбка, свидетельствующая о том, что у инспектора был недавно коитус, сильно раздражает девочек из бухгалтерии, и они направляют документы в отдел по противодействию коррупции. Они проверяют документы и устанавливают, что такой гостиницы в природе нет / он там не проживал. Материальный ущерб таможне очевиден. Вот и готовый состав по по статье 159 УК РФ.
- Госслужащий приезжает в Омск. В гостинице за небольшой откат просит нарисовать ему сумму проживания выше, чем по факту. В бухгалтерии вспоминают, что инспектор Заглотова была месяц назад в этой же гостинице и платила гораздо меньше. Подразделение собственной безопасности проверяет факт проживания, запрашивает тарифы. На калькуляторе прикидывает разницу, подсчитывает ущерб. Опять по статья 159 УК РФ.
- Хитрый опер приезжает в Воронеж, в котором проживает его армейский дружок. Дружок тоже не промах и рекомендует ему гостиницу своих приятелей, в которую они спешно выезжают. За небольшой откат его там оформляют и выдают документы о проживании по стандартным тарифам. Фактически опер больше там не появляется. При наличии подозрений, СБ может запросить подтверждающие документы, записи с видеокамер, опросить персонал. На выходе у нас имеется всё та же статья 159 УК РФ.
По подобным случаям существует практика возбуждения уголовных дел по статье 160 УК РФ (присвоение или растрата) взамен 159 УК РФ, что особо не меняет суть. Тем, кто изготовил фиктивные документы, скорее всего, ничего не будет, так как бумаги о фиктивном проживании судами обычно не признаются судами официальными документами.
Самое главное уяснить то, что растрата бюджетных средств не может оправдываться её целями и мотивами. Разве не досадно получить судимость из-за каких-то 20-40 тысяч рублей? Оно явно не стоит того, чтобы идти на такое глупое преступление. С нашей точки зрения, риск не стоит того, чтобы на него идти. Так исторически сложилось, что Аксиома Антибиотика в нашей стране будет состоятельна всегда...
© Злой таможенник