Сводная таблица по лексике, характерной для общего недоразвития речи 1,2,3,4 уровня

1K прочитали

В помощь родителям составила краткий обзор лексики по четырем уровням общего недоразвития речи. В конце статьи поместила таблицу, которую можно распечатать и поглядывать в нее время от времени, чтобы определить, вышел ребёнок на следующий уровень развития речи или каким-то темам нужно уделить дополнительное внимание для расширения словарного запаса.

Лексика 1-го уровня ОНР

  • Слова состоят из одного звука или из 1-2 слогов. Предметный словарь набирается из близкого окружения - кто или что есть дома.
  • Бóльшая часть набираемой лексики уходит в пассивный словарный запас.
  • В активе 2-5 глаголов, в пассиве 10-15. Чем больше у ребёнка жестов, тем шире его пассивный словарь.
  • Местоимение "Я" формальное: повторяет за взрослыми без понимания реального значения.
Появление большого количества звукоподражательных слов и попытки повторить фразы из двух слов, пусть с паузой и сокращением слов до одного слога, говорит о скором выходе в ОНР 2.

Лексика 2-го уровня ОНР

  • Слова сильно искажаются, но часто ситуативно понятны близким.
  • Словарь "выходит" за стены дома: ребенок пытается называть всё, что видит на улице, детской площадке, в магазине, садике.
  • Не стремится детализировать увиденное, обозначает предмет словом, но не может дать никаких описательных уточнений (чтобы облегчить понимание близким).
  • Набирает словарь по книжкам с картинками, когда рассматривает их с родителями. Что-то запоминает из мультфильмов, из простых видеоигр.
  • Глагольный пассив из 1-го уровня переходит в актив. То, что раньше показывал жестами, теперь может сказать словами.
  • "Я" уже не формальное, соотносится с личностью ребёнка.
  • Выходит во фразовую речь. Звучат предложения из 2-4 слов.
  • Есть слова "один, два, много". Использует их в сочетании с существительными, меняет окончания единственного и множественного числа.
  • В речи есть незначительное количество качественных прилагательных: большой, маленький, 3-4 цвета, горячий, холодный, вкусный, сладкий, горький, мягкий, твердый, колючий.
  • Нет союзов, предлогов, окончания существительных не изменяет по падежам. Нет попыток рассказать о каком-то событии.
Постепенное появление того, что перечислено со словом "нет" говорит о близости ОНР 3. Если, например, уже появились падежные окончания, фраза из 3-4 слов и попытка описать событие (два салюта были там), но вы не слышите предлогов, это всё равно уже уверенный 3-й уровень! Предлоги где-то рядом, а может и есть, но вы их пока не "поймали".

Лексика 3-го уровня ОНР

  • Резко расширяется речевая активность. Ребёнок пополняет словарь из любых источников: семья, группа детского сада, театры, книги, рекламы, разговоры окружающих людей в магазине. Это приводит к некоторой неоднородности словарного запаса. Ребёнок еще не определился, к какому речевому социуму он ближе и пробует любую лексику.
  • Значительно пополняется словарь прилагательных и наречий. Появляется навык описания событий и предметов.
  • Хорошо усваивает антонимы, составляет с ними сравнительные конструкции. Активно использует союзы.
  • Использует слова с различными суффиксами и приставками.
  • В рамках программной лексики массового детского сада для детей 4-5 лет, ребёнок с ОНР 3 может из каждой темы назвать не менее 3-4 слов. Запоминает обобщающие слова.
  • В речи начинают звучать слова, обозначающие родственные связи людей и животных.
  • Появляется интерес к профессиям.
  • Сильно расширяется глагольный словарь. Так как в предметном словаре появляются понятия часть-целое, то и глаголы, описывающие действия частей предмета, тоже входят в речь.
  • В речи активно звучат как количественные, так и порядковые числительные.
Чем меньше незнакомые люди оборачиваются на речь ребёнка, тем он ближе к ОНР 4.

Лексика 4-го уровня ОНР

  • Активный словарь пополняется за счёт расширения знаний о мире (страны, особенности климата, не только часть-целое, но и строение Вселенной, интерес к микромиру).
  • У детей уже есть личные интересы, которые сильно влияют на вектор набора лексики. Если это спорт, то резко возрастает спортивная лексика, если искусство, то звучат специфические термины из мира музыки, литературы, живописи. Дети могут знать имена композиторов, художников, писателей.
  • В речи звучат синонимы, многозначные слова (лента в волосах, лента шоссе), омонимы (ласка - чувство, ласка - животное).
  • Свободно используются относительные и притяжательные прилагательные.
  • Всё больше причастий (летящий, плывущий) и деепричастий (стоя, сидя).
  • Ребёнок справляется со словами сложной слоговой структуры. Может повторить скороговорку, не всегда с первого раза.
  • Времена года, месяцы, дни недели, части суток - иногда ребёнок может перепутать, что за чем или перед чем, но в целом в этих временных понятиях ориентируется хорошо.
  • В глагольном словаре появляются слова, описывающие изготовление предметов, машин, выращивание растений, уход за животными. Эту лексику дети в основном берут из подробного изучения темы "Профессии", подробно рассказывая, как и что делают люди различных специальностей.
Постепенно уходят ошибки в звукопроизношении и в грамматике. Всё ближе снятие диагноза общее недоразвитие речи. Наличие не совсем чистого произношения одного из звуков речи и проскакивающие нарушения сложных грамматических конструкций укладываются в речевые нормы, они достаточно широки.

Перегружать статью перечислением конкретной лексики не стала. Все примеры глаголов, прилагательных, антонимов, синонимов, профессии и т. п. есть в подборках "Накопление словаря" и "Бери и занимайся". В публикациях с материалами для занятий я всегда указываю, для какого уровня ОНР они подходят. Подбирая лексику для расширения словарного запаса, нужно учитывать регион, где живёт ребенок, культурные традиции семьи. Так, у меня есть ученик, живущий в Австралии. Для него я стараюсь подбирать рассказы про кенгуру и утконоса, а не про мишку и волка. Это частная конкретика. Таблица же нужна, чтобы оценить тенденции развития словаря в целом.

Всем успехов в развитии речи!

Таблица развития лексики при ОНР.
Таблица развития лексики при ОНР.