Ангелы, как много таинственного исходит от этих существ, это и неудивительно ведь то, что о них написано в Библии будоражит ум человека, в результате чего фантазия рисует этих небесных жителей в самых различных представлениях.
Я постараюсь осветить ряд вопросов об этих необычных существах. Откуда они появились, чем отличаются Херувимы от Серафимов, существуют ли ангелы-хранители и стоит ли бояться падших ангелов. Можно ли встретиться с ангелом сегодня.
Это не проповедь, это библейский взгляд на обозначенные вопросы. Но сперва попробуем определиться кто же такие Ангелы, опираясь не на современную культуру в виде фильмов, книг, иконографии, а на библейский канон. Я не случайно сказал именно библейский канон так как многие знания об ангелах черпаются определенными религиозными течениями из Апокрифов.
Слово ангел на иврите Малах означает Посланник или Вестник, но ограничиться такой формулировкой чтобы понять роль ангелов конечно же нельзя. В Луки сказано, что Иисус послал вестников перед собой, как правило то же самое слово переводится как ангел и означает духовного посланца Господа.
В ветхом завете слово Малах может относиться как к человеку посланнику, так и к духовному существу не всегда сразу понятно, что имеется в виду, в особенности, потому что иногда Ангелы являлись в человеческом облике. При этом порой сложно делать какие-то однозначные утверждения, касающиеся мира духов, мира о котором человек знает крайне мало, потому что мы все-таки из земного мира.
Вместе с тем библейские тексты в которых написано об ангелах приводят меня к выводу о том, что на небесах еще четкая духовная иерархия подчиненных Богу духов. В Библии я насчитал 9 ангельских степеней:
1. Ангелы
2. Архангелы
3. Херувимы
4. Серафимы
5. Престолы
6. Господства
7. Силы
8. Власти
9. Начала
Во всяком случае так они звучат на русском языке, Колосянам 1.16 есть следующий текст: ибо им создано все что на небесах и что на Земле видимое и невидимое престолы ли господства ли, начальства ли власти все Им и для Него создано.
Знание об этих существах мы получаем из книг как ветхого, так и из Нового завета. Но в целом для удобства я буду их всех в зависимости от контекста называть общим термином Ангелы. Когда нужна будет конкретизация я обращу на это внимание.
В данном тексте я расскажу только о четырех из девяти, во-первых, потому что только о первых четырех Библии хоть что-то сказано более или менее понятно, а во-вторых, я не хочу уходить в мистификацию и выдвигать ни на чем не основанные предположения об остальных ангельских чинах.
Первый вопрос, откуда взялись Ангелы. Кто бы что ни говорил Ангелы были сотворены Богом и есть косвенные подтверждения в 38 главе книги Иова что они присутствовали при сотворении мира, но я процитирую Псалтырь: Славьте Его Ангелы все воинство Его во славьте Господа, во славьте имя Господа по слову Его, Они все были сотворены.
В первую очередь Ангелы это духи бесплотные, но при этом одаренные умом неземной силой и волей. Христос говорил: ибо в воскресении не женятся, не выходит замуж, но пребывают как Ангелы Божии на небесах. Это наводит на мысль что Ангелы существа бесполые.
Независимо от того насколько они близки к Богу они так же, как и люди являются Его творениями, но как полностью духовные творения они лишены многих человеческих свойств, в частности, бессмертны.
Иисус сказал им в ответ: чадо века сего женятся и выходят замуж, а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся ни замуж не выходят и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божие, будучи сынами воскресения.
Универсальная роль ангелов в Библии являвшихся многими евреем чтобы сообщить хорошие вести, предупредить об опасности, наставить и защитить, обучить и даже накормить. Теперь расскажу о конкретных ангельских чинах и начну я с Херувимов, почему именно с них, да потому что из духовных существ Библии первыми упоминаются Херувимы и встречаемся мы с ними в самом начале в Эдемском саду, где после грехопадения на охрану древа жизни был поставлен Херувим.
Херувимов следует отличать от остальных Ангелов. Обычные Ангелы получали конкретные поручения, а Херувимы находятся там, где обнаруживается полнота присутствия Славы Бога. В древнееврейской культуре есть особенность с ними связанная, а именно то, что несмотря на существующий запрет в законе Моисея делать изображения кого-либо или чего-либо Бог повелел Моисею сделать двух чеканных Херувимов из золота.
Они были размещены на крышке ковчега Завета. Единственное что нам известно об их внешнем виде так это то, что их крылья покрывали крышку ковчега, а их лица были обращены друг другу. Во второй книге Царств сказано, что Господь Саваоф восседал на этих двух Херувимах.
Еще одним местом, где находились образы Херувимов являлось завеса во Святое Святых скинии, на которой искусным образом они были вытканы. Некоторые ученые утверждают, что термин Херувим происходит из мифологических текстов от акацкого слова карибу, то есть посредник.
В Месопотамии это существо часто изображалось в виде грифона полу-лев полу-орел или крылатого человека. К этому понятию относили также сфинксов. В Библии совсем иное описание этих существ.
Существа подобные ангелам есть почти в каждой религии только называется по-другому. В большинстве случаев в Библии Ангельские существа обладают фантастическими гротескными образами, описанные очевидцами встречи с ними. Язык, которым описываются такие видения преимущественно мистический, иногда метафорический и труднодоступный для понимания поэтому описание небожителей не стоит воспринимать буквально.
В видении пророка Иезекиля записанные, в частности, в первой и десятых главах его книги дают нам некоторые представления об образах Херувимов, которые тяжело осмыслить человеческим умом.
Я не буду читать длительное описание вы сами сможете это сделать коротко расскажу о том каким их увидел Иезекиль. Облик их был подобный животным и человеку такой гибрид. У каждого из них по четыре крыла, под крыльями человеческие руки, а ноги подобные ногам тельца, блестящие как медь, то есть вместо стоп коровьи копыта.
Самым сложным для воображения является их лица так как каждый из херувимов имел четыре лица по одному на каждой стороне головы. Впереди было лицо человека, справа лицо льва, слева лицо быка, а сзади орла и все они были похожи.
Глаза были на всем их теле на их спинах на крыльях и руках. Херувимы перемещаются в разные стороны быстро как молния, они способны двигаться в любом направлении неизменно прямо, им нет необходимости поворачиваться в ту или другую сторону чтобы поменять направление своего движения.
Кроме того, Херувимы были вырезаны на всех стенах, дверях и на многих других деталях и элементах декора храма. Херувимы представляются наиболее приближенными к Всевышнему имеющие свое особенное служение.
А теперь о Серафимах.
По мнению некоторых богословов они занимают первое место по положению среди всех иных духовных существ в царстве Господа, но это лишь предположение. Древнееврейское слово сераф имеет несколько значений: Пылающий, Огненный, Сжигающий и тому подобное. В свою очередь Серафим — это форма множественного числа.
В Библии это слово упоминается лишь два раза, оба раза в 6 главе книги пророка Исаии. Он описывает серафимов как шестикрылых, двумя крыльями они закрывают лицо и ноги, а оставшуюся пару используют для полета.
На основании ограниченной информации можно сказать только, что это были возвышенные духовные существа, постоянно восхваляющие Бога и поклонявшиеся ему. Скорее всего Серафимы этот духи по природе схожие с Херувимами и отправляющие нечто вроде служения вокруг небесного престола непрестанно восклицающий Свят, Свят Господь Саваоф вся земля полна Славы Его.
По православному преданию у Серафимов крылья алого цвета, а у Херувимов лазурного, не знаю на чем основана это предание, принимая во внимание что в Библии об этом ни слова не сказано. Да и вообще иконописцы изображают Серафимов в каком-то пугающем виде, мое воображение рисует совершенно другие образы.
Наконец можно рассказать и об Ангелах.
На мой взгляд это самое интересная категория небесных существ, многие по ошибке отождествляют Ангелов с Херувимами и Серафимами, что по мне является неверным так как это совершенно иной вид духов.
Обычно люди представляют Ангелов как правило в образе молодого мужчины, источающего сильное свечение, с парой огромных крыльев за спиной. Маленьких ангелочков изображают в виде пузатых младенцев с крылышками так вот друзья я, наверное, многих удивлю сказав, что в Библии нет ни одного места, сообщающего нам о том, что у Ангела есть крылья.
Если херувимов и Серафимов называть Ангелами, то тогда действительно крылья есть, ну а если их рассматривать как отдельную духовную категорию существ, созданных Богом для выполнения особых поручений то крыльев, мы не находим. Так как Ангелы тем и отличаются от Серафимов и Херувимов что имеют свойство приобретать человеческий облик и становиться плотинными.
Одно единственное место, где написано, что Ангел летел это Откровение 8-13, те библейские персонажи которым посчастливилось встретиться с Ангелом лицом к лицу описывая их облик, ни разу не говорили о крыльях, а ведь согласитесь этот элемент сложно не заметить.
Физический облик Ангелов, описанный в Библии достаточно прост, но он вгонял в оторопь видящих его: и вот сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господин, сошедший с Небес приступив отворил камень от двери гроба, и сидел на нем. Вид его был как молния и одежда его бела как снег. Устрашившись его стерегущие, пришли в трепет и стали как мёртвые.
Еще одним важным отличительным признаком Ангела является то, что он предстает перед людьми исключительно в мужском человеческом облике ни в женском, ни в детском. Как правило роль ангела Божьего передать чрезвычайно важное послание адресату, складывается впечатление что встретиться с ангелом великая честь, но не всегда Ангелы являлись лишь праведникам.
Вспомните историю о языческом пророке Валааме или пишущей руке на стене во дворце Валтасара. В ветхом завете Ангелы часто предстают как защитники еврейского народа, но они же могут выступать и в роли вершителей Божьего правосудия.
Давайте вспомним главные события, кому и при каких условиях являлись Ангелы не просто в образе, а в реальном теле человека. Трое прибыли к Аврааму и сообщили что от него произойдут целые народы. Двое прибыли к Лоту не только предупредив о надвигающейся гибели Содома, но и спасшие самого Лота и часть его семьи.
Представ в человеческом теле, Ангел Господень сел в Офре под дубом, где встретился с Гедеоном дав ему поручение избавить евреев от мадианитян. В случае с Самсоном Ангел явился обоим его родителям сообщив о предстоящем чудесном рождении сына, который избавит израильтян от филистимлян.
В Новом Завете Ангел явился Иосифу во сне сообщив о будущем сыне, тогда как Марии явился в теле, войдя в дом чтобы сообщить радостную новость о том, что она родит Миссию будучи девственницей. В случае с Марией не совсем понятно в каком образе был Ангел в виде небесного, неземного существа или все же в теле стопроцентного человека.
Теперь Архангел.
Архангел[ГС1] это главный Ангел в канонической Библии, именно в книге Иуды единственным Архангелом назван лишь Михаил. Некоторые называют Архангелом Гавриила, но для этого нет никаких библейских оснований.
Кстати говоря, о всей Библии только эти два Ангела названы по именам. Те, кто исповедует веру в апокрифы это в основном католики и православные то в книге Тавита и в третьей книге Ездры перечислены имена еще шести Архангелов.
Нельзя не упомянуть о том, что кроме Божьих ангелов есть еще и Ангелы тьмы. Когда-то сатана был Ангелом, но восстал против Бога и со своей огромной свитой был сброшен с Неба, где они сейчас находятся сообщает Иуда; и Ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах под мраком, на суд Великого дня.
Это слишком самостоятельная тема чтобы я на ней сейчас задерживался, но самое важное что нам нужно знать так это то, что написано в послании к Коринфянам: ибо таковы лже-апостолы, лукавые делатели, принимают вид апостолов Христовых и неудивительно, потому что сам сатана принимает вид Ангела света.
Что это значит, а то, что человеческое представление о дьяволе с рогами, свиным рылом и хвостом ничего не имеет общего с реальным дьяволом. Он приходит к человеку в образе праведника, в образе религиозного авторитета и начинают учить что спасение от ада достигается совершением церковных обрядов и преданий, соблюдением религиозных праздников и совершением добрых дел. Он никогда не скажет, что спасение Богом дается человеку даром по вере во Христа.
Можно ли встретить ангела сегодня?
Я уверен, что да, это уверенность черпаю из послания Евреям: не забывайте проявлять гостеприимство, делая это некоторые сами того не зная, оказали гостеприимство Ангелам.
Сегодня вопрос приема миссионеров из других городов или стран стоит не так остро, но в древности это было частью культуры многих народов. Такое гостеприимство Ангелам оказал сам
того не ведая Авраам, Лот и многие другие.
Существуют ли ангелы-хранители?
Часть людей убеждена что да, а что говорит об этом Библия. Есть несколько новозаветных текстов позволяющих судить что они есть, например в Матфея 18.10 где говорится об ангелах маленьких детей: смотрите же не обижайте малых сих, ибо их Ангелы на Небесах всегда находятся пред ликом моего небесного Отца.
Апостол Павел сообщил интереснейшую информацию о том, как он получал поддержку от своего Ангела: теперь же убеждаю вас ободриться, потому что ни одна душа из вас не погибнет, а только корабль, ибо Ангел Бога, которому принадлежу я и которому служу явился мне в эту ночь и сказал: -Не бойся Павел тебе должно предстать перед Кесарем.
Даже самому Иисусу Христу, когда он находился в борении в Гефсиманском саду Богом был послан Ангел чтобы укреплять Его.
Необычный облик Ангелов их могущество побуждали людей поклоняться, но Новый Завет не одобряет такого поклонения: никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелам, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом.
А в Откровении Иоанна Богослова сказано еще конкретнее: я Иоанн видел и слышал сие, когда же услышал и увидел пал к ногам Ангела, показывающего мне это чтобы поклониться ему, но он сказал мне: - Смотри не делай этого, ибо я сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей, Богу поклонись. Это самый высокий ранг.
Каким бы ни были наши познания об Ангелах, как бы не ранжировались они на небесах, самое поразительное то, что человек перед Богом по своему положению выше Ангелов. Потому как не за грех Ангелов был распят Христос, а за грех человека, ни в какое из тел земных или небесных существ Бог не захотел воплотиться кроме тела человеческого.
В первом Коринфянам сказано, что наступит такое время, когда святые спасенные дети Божьи в конце времен вместе с Иисусом будут судить Ангелов, а потому после Бога нет более высокого положения не на Земле ни на Небесах, чем положении детей Божьих.