История любви поэта Владимира Маяковского и его музы Лили Брик - это одни из самых ярких, страстных, нестандартных и болезненных отношений. Маяковский был не единственным мужчиной в жизни Лили. Кроме того, она была замужем. Но самое удивительное в этой истории, что ее законный супруг разрешил жить Владимиру с ними и даже называть Лилю своей женой. В этом треугольнике никто не был счастлив.
Еще в юном возрасте за спиной у девушки были многочисленные романы. Все это не могло пройти незамеченным мимо родителей, которые переживали за дочь. Например, Лиля очаровала своего учителя по словесности и стала его музой. Он сочинял для нее произведения, которые разрешал ученице выдавать за свои. Когда это все вскрылось, родители в наказание отправили дочь к бабушке в польскую деревню. Но и там девочка отличилась, влюбив в себя своего родного дядю. Тот даже, поддавшись порыву чувств, попросил ее руки у отца. Шокированные родители сразу же вернули дочь домой, в Москву.
Ее избранником в итоге стал советский писатель и литературный критик Осип Брик. Они познакомились еще, когда Лиле было 13 лет, а Осипу - 17. Зацепил он влюбчивую особу тем, что единственный не поддался на ее чары. На нервной почве у девушки даже начали выпадать волосы. Но все же спустя годы и Осип не устоял перед Лилей. В 1912 году, через семь лет знакомства, они поженились. Но спустя два года брака страсти улеглись, и Лили вернулась к своим любовным похождениям на стороне, хотя и продолжала оставаться в некой психологической зависимости от супруга.
С поэтом Владимиром Маяковским Лиля познакомилась в 1915 году. Знакомство произошло благодаря сестре Лили, Эльзе, которая и пригласила Владимира в дом. Девушка была влюблена в поэта и даже мечтала стать его женой. Но все внимание дорогого гостя, естественно, заняла Лиля. Она была мила и кокетлива с 22-летним поэтом, несмотря на чувства своей сестры. Владимир сразу же попал под чары темноглазой Лили и больше не замечал никого вокруг. Уже в тот же вечер поэт читал ей свои стихотворения, стоя на коленях и целуя ее руку.
Невероятно, но уже спустя пару дней после знакомства с Лилей поэт признался ей в любви и молил семью Брик позволить ему жить с ними в их доме. Влюбчивая Лили, конечно же, дала согласие. А Осипу оставалось лишь смириться, боясь потерять свою любимую жену. С этого и началась их скандальная, громкая и удивительная история любви втроем. В то время это было нонсенсом, да и сейчас, пожалуй, такие истории трудно услышать.
Сплетни об их любовном треугольнике разлетелись моментально. Сказать, что все родные и друзья были в шоке - ничего не сказать! Никто не оставался в стороне, все то и дело обсуждали это трио и новые подробности их «семьи», пытаясь вразумить их. Чтобы немного оправдать себя, Лиля говорила, что отношения с Осипом - пройденный этап. Однако она не находила объяснения, почему они все также живут в небольшой квартире втроем.
В 1919 году Брики и Маяковский переехали в Москву. На двери их квартиры они повесили табличку: «Брики. Маяковский». Однако Лиля и не думала хранить верность молодому поэту. Она заводила всё новые и новые романы, а её возлюбленный всё чаще уезжал за границу. Он по несколько месяцев проводил в Лондоне, Берлине и особенно в Париже, что Лилю очень устраивало. Именно там жила любимая сестра Эльза, которая пристально следила за парижской жизнью поэта и докладывала Лиле о его любовных интригах. Рассказывая сестре о «романчиках», Эльза всегда добавляла: «Пустое, Лилечка, можно не волноваться». И та успокаивалась ненадолго и продолжала с упоением читать письма и телеграммы своего поклонника.
А Маяковский встречался с женщинами, проводил с ними всё время и непременно шёл с новыми подругами в магазины, чтобы обязательно что-нибудь купить для московской возлюбленной. «Первый же день по приезде посвятили твоим покупкам, — писал поэт из Парижа в Москву, — заказали тебе чемоданчик и купили шляпы. Осилив вышеизложенное, займусь пижамками».
Лиля отвечала на это: «Милый щенёнок, я не забыла тебя… ужасно люблю тебя. Кольца твоего не снимаю…» Кольцо это было необычным. Как и многие другие из их круга, Владимир Маяковский и Лиля Брик считали традиционные обручальные кольца пошлым мещанством. Поэтому поэт заказал для них более экстравагантные украшения. Кольца были выбраны в форме печаток. На кольце Маяковского Лиля придумала вензель из двух букв: W и M (Владимир Маяковский на латинице). Позже писатель использовал его в качестве личного логотипа. Для Лили Брик Маяковский придумал взять в кольцо ее инициалы (Л.Ю.Б) таким образом, чтобы по кругу они давали бесконечное ЛЮБЛЮ. Внутри каждого кольца были надписи: «Лиля» — у Маяковского и «Володя» — у Брик.
Маяковский возвращался из-за границы с подарками. С вокзала он ехал к Брикам, и целый вечер Лиля примеряла платья, кофточки, жакетики, бросалась от радости на шею поэту, а тот ликовал от счастья. Казалось, его возлюбленная принадлежала только ему. Однако наутро поэт вновь сходил с ума от ревности, бил посуду, ломал мебель, кричал и, наконец, хлопая дверью, уходил из дома, чтобы «скитаться» в своём маленьком кабинете на Лубянской площади. Скитания продолжались недолго, и спустя несколько дней Маяковский вновь возвращался к Брикам. «Лиля — стихия, — успокаивал Владимира хладнокровный Осип, — и с этим надо считаться». И поэт опять успокаивался, обещая любимой: «Делай, как хочешь. Ничто никогда и никак моей любви к тебе не изменит…»
Когда друзья Маяковского упрекали его в излишней покорности Лиле Брик, он решительно заявлял: «Запомните! Лиля Юрьевна — моя жена!» А когда те позволяли себе иногда подшучивать над ним, он гордо отвечал: «В любви обиды нет!»
Маяковский старался терпеть все унижения, лишь бы быть рядом с любимой музой. А та, уверенная в собственной власти над влюблённым поклонником, иногда поступала слишком жестоко.
В 1926 году, вернувшись из Америки, Владимир Маяковский сообщил Лиле, что там пережил бурный роман с русской эмигранткой Элли Джонс, и та теперь ждёт от него ребёнка. Лицо Лили не выражало ни малейшего огорчения. Она ничем не выдала своё волнение, продемонстрировав любовнику лишь равнодушие и хладнокровие. Такой реакции Маяковский ожидать не мог.
Поэт сходил с ума, мучился от ревности и пытался забыть Лилю, встречаясь с другими женщинами. Однажды, когда он отдыхал в Ялте с очередной подружкой Натальей Брюханенко, Лиля всерьёз испугалась за «Володину любовь» к ней. Она направила телеграмму возлюбленному, где с отчаянием просила не жениться и вернуться «в семью». Спустя несколько дней Маяковский приехал в Москву.
Осенью 1928 года он направился во Францию якобы на лечение. Однако верные Лилины друзья сообщили ей, что за границу Маяковский едет, чтобы встретиться с Элли Джонс и своей маленькой дочерью. Лиле стало тревожно. Однако она всегда привыкла добиваться своих целей. Верная себе, решительная и изобретательная Брик затеяла новую авантюру. Опять она просила сестру «не упускать Володю из виду», и Эльза, чтобы как-то оторвать Маяковского от американки, познакомила его с молодой моделью Дома Шанель, русской эмигранткой Татьяной Яковлевой. Сёстры не ошиблись. Вскоре после встречи с Татьяной Маяковский забыл об Элли. Однако он влюбился в новую знакомую так, что решил жениться на ней и привезти её в Россию.
Восторженный и влюблённый, он посвятил Яковлевой стихотворение. Это означало для Лили Брик лишь одно: для Маяковского она больше не является музой. «Ты в первый раз меня предал», — с горечью сказала Владимиру Лиля, когда он вернулся в Москву. А он впервые ничего не объяснил. Этого Лиля пережить не могла.
В октябре 1929 года она пригласила своих друзей и устроила пышную вечеринку. В середине вечера Лиля якобы нечаянно заговорила о своей сестре, от которой недавно получила письмо. Это письмо хитрая хозяйка решила зачитать вслух. В конце послания Эльза писала, что Татьяна Яковлева выходит замуж за знатного и очень богатого виконта. Владимир Маяковский, услышав новость, побледнел, встал и вышел из квартиры. Он так и не понял, что Татьяна вовсе не собиралась выходить замуж, что сёстры провернули очередную авантюру, чтобы Володенька остался с Лилей и мог дальше плодотворно работать.
Спустя полгода Брики отправлялись в Берлин. Маяковский провожал их на вокзале, а через несколько дней в отеле Осипа и Лилю ждала телеграмма из России: «Сегодня утром Володя покончил с собой». Это произошло 14 апреля 1930 года. Он оставил записку, в которой среди других фраз были слова: «Лиля, люби меня».
В июле того же года вышло правительственное постановление, в котором Лиле Брик начислялась пенсия в размере 300 рублей и отходила половина авторских прав на произведения Владимира Маяковского. Другая половина была разделена между родственниками поэта.