Новый автор. Диаметрально противоположные отзывы. Отсыл к Булгакову. Всё это и повлияло на выбор следующей книги для чтения.
Идея - 10 баллов
Лучшее в романе - его идея: герои живут в неком необычном городе.
В городе, которого нет ни на одной карте. В городе с таким говорящим названием, что и расшифровать ничего не требуется, - Воскресенск 33. В городе, в котором всегда один месяц - октябрь. Почему именно октябрь? А вот это уже более метафорично: красивый багряно-золотой пейзаж, середина осени, ещё не зима, но уже и не ранняя осень. Все как бы готовятся к зимнему покою - ко сну. В сюжетных реалиях книги - к ВЕЧНОМУ покою.
"На Привокзальной площади располагался (кто бы мог подумать!) автовокзал — единственное место, откуда можно было покинуть Воскресенск-33. Единственное, потому что поезда в городок не ходили, а оба городских кладбища, и закрытое первое, прозванное в народе Мыльной горой, и действующее, кладбище номер 3, находились в черте города, поэтому даже в могиле житель Воскресенска-33 оставался таковым. Тут опять работала магия чисел, потому что кладбища номер 2 отродясь не было".
Завязка действия. Главного героя Костю Григорьева (герой совсем не молод, но он Костя, а не Константин, так, пожалуй, проще подчеркнуть его инфантильность) увольняют с хорошей, непыльной должности, и он "слоняется" без дела по единственному торговому центру города с не менее громким именем - Бруклин. Встречает за завтраком друга-одноклассника Женьку. Что в этом такого необычного? Всего лишь то, что Женька погиб несколько лет назад. Теперь же он выглядит не просто ЖИВЫМ, но весьма представительным, как раз, так и должен выглядеть директор преуспевающего предприятия.
Только ли Костя обладает способностью видеть мёртвых? Он этих мёртвых на самом деле видит или это его воспаленное воображение?
Реализация - 7 баллов
Вполне понятно, почему "Экземпляр" сравнивают с булгаковским "Мастером": многочисленные аллюзии этому способствуют.
Нужна ли мистика, чтобы показать реалии современной жизни? Нужен ли нам ещё раз сатана, чтобы проверить, как изменились "москвичи" в двадцать первом веке, а потом воздать всем по заслугам?
Я не буду сравнивать "Мастера" и "Экземпляр". Это во всех смыслах неправильно. (К тому же будем честны: и сам Булгаков многое "взял" у предшественников). Просто отмечу, что Юлия Купор создаёт мир, в котором рядом с обычными людьми существует те, кто продаёт душу дьяволу и получает за это неоднозначные бонусы. Есть здесь и дьявол. Только вот он не НАД людьми, а ВМЕСТЕ с ними всё в том же Воскресенске-33 (как же причудливо тогда раскрывается название уральского города), более того, он, подобно остальным горожанам, как будто тоже не может выйти ЗА пределы Воскресенска.
Какую же функцию тогда он будет выполнять? Соблазнять?
"В этом городе и без меня достаточно зла", - убеждённо заявляет Векслер.
Кстати, имя дьявола звучит алогично по отношению к уральской глубинке. Что это? Намёк на американского учёного-психиатора, который составил методику, позволяющую оценить уровень интеллекта нормально развивающегося ребенка или констатировать задержку в интеллектуальном развитии.
Векслер в Воскресенске занимает должность мэра.
"Одно слово - мэр. Им нельзя верить".
Всё в городе подчинено Векслеру, ничто не делается без его ведома. Недаром Женька сообщает о Векслере говорит:
"Не мэр, а глава АДминистрации, — ответил Женька, выделив интонацией это самое «ад».
Хорошая задумка - игра не то слово, не то букв лучше всего остального расставляет акценты.
Какой же в таком городе может быть жизнь?
"Судя легендам, жизнь мёртвых проходила интереснее".
Раз несуществующий город присмотрел себе дьявол, то вполне понятно, что рано или поздно мы увидим и аналог Бала Сатаны, и процесс "закладывания души". Да, сам процесс расписан достаточно подробно.
«Теперь у меня в груди дыра размером со Вселенную, — подумал Костя, закуривая, — там, где раньше была моя душа».
Ради чего же и в современном мире люди продают дьяволу душу? Богатство, карьера? Безусловно.
И, как бы странно это ни звучало, любовь. Вечный двигатель жизни.
Любовь - то, без чего не существует человек. "Экземпляр" - это не роман о любви, но чувство это как бы всё направляет.
О чем же роман? И почему он назван "Экземпляр"?
Экземпляр - это человек, который и живёт, и не живёт одновременно. Так воспринимает людей Векслер, который словно занимается коллекционированием не душ, а экземпляров.
Книга поднимает вечные проблемы бытия - смысла жизни в самых разнообразных проявлениях.
Герои - 7 баллов
Не могу сказать, что герои шаблонные или картонные, но поступки их весьма предсказуемы, а в раскрытии их характеров явно не хватает глубины. По всей вероятности, это можно объяснить тем, что герои не совсем "живые".
Главный герой, по идее, должен быть сомневающимся, мечущимся, должен пройти свой путь исканий, но как-то не до конца реализована задумка.
Стиль - 9 баллов
А вот стиль изложения, пожалуй, понравился - сочный, правильный язык.
Например, чтобы передать настроение персонажа, автор использует необычные обороты: герой не шипит - его голос"змеится". Красиво и чётко.
Общий балл - 35
"Экземпляр" из тех книг, которые стоит читать хотя бы из-за финала. Мистика присутствует и здесь, но воспринимается она исключительно реально, а вопросов последние страницы содержат больше, чем ответов. И есть, о чем размышлять: что в жизни каждого человека есть мать. Не просто же так мама для героя олицетворяет "нормальность". То, что противопоставлено "адскому" Воскресенску.
Чем (не кем, а именно ЧЕМ) может стать ещё не рождённый младенец. И можно ли с этим ребёнком связывать надежду на будущее. Просто на будущее, на то, что оно БУДЕТ. Хоть каким-то, необязательно "светлым".