ТОП-А
"Абитуриентка" 73 г.
"Адам женится на Еве" 81 г.
"Ад, или Досье на самого себя" 89 г.
"Антон Иванович сердится" август 41 г.
"Анюта" 81 г.
"Атака" 86 г.
___________________________________________________________________________________________
"Абитуриентка" 73 г.
Советский вариант "Необратимости" от студии Довженко, светлый и умильный. Анатомия подвига времён, когда слова "по реальным событиям" не означали безудержную фантазию.
"А был ли Каротин?" 89 г.
Растянутый клон "Дежа вю" того же года, видимо, идея витала в воздухе. Есть интересные моменты, но не шедевр, пересматривать не тянет, в отличие от более компактного собрата. Есть потрясающий романс о страшной силе красоты.
"Авария" 74 г.
Кино не для всех по Дюрренматту, растянутое на две серии. Чем-то напоминает более поздний "Город Зеро" с Филатовым про попаданство в странное. Актеры хорошие, смотреть особо нечего.
"Авария - дочь мента" 89 г.
Памятник перестроечному кино, *изображения женской груди*, сильный актерский состав, некоторые сцены очень жизненные и дурацкие. Финальная гонка на жигулях сделала бы честь и какому-нибудь фильму с Бельмондо.
"Август" 78 г.
Армянская пастораль, размышления о малой родине.
"Авиценна" 56 г.
Восточный колорит, биографический жанр ещё не потерял характерной сталинской монументальности.
"Австрийское поле" 91 г.
Похож на набор этюдов, но картинка интересная.
"Автопортрет неизвестного" 88 г.
Фильм о юношах преклонного возраста, не ставших космонавтами. "Полеты во сне и наяву" с Янковским более художественно развивают тему.
"Автостоп" 90 г.
По мастерству исполнения рекламного заказа этот короткий фильм Михалкова приближается к "Кофейной кантате" Баха.
"Агенты КГБ тоже влюбляются" 91 г.
Совместная советско-чилийская комедия. Сверхзадач уже не ставилось, неплохие актёры собрались и пошутили. Похож на "Американского дедушку" как двоюродный брат.
"Агония" 75 г.
Фильм Элема Климова о крушении российской империи, вышедший на экраны с началом перестройки и сейчас тоже не теряющий актуальности. Образ Распутина явно перекликается с литературной версией Пикуля в "Нечистой силе"
"Адам женится на Еве" 81 г.
История про любовную любовь, которая вместо ЗАГСа попала на суд, где будет взвешена. Очаровательная пара Соловьёв-Цыплакова, хороши Васильева и Гердт. Трогательные музыкальные вставки.
"Ад, или Досье на самого себя" 89 г.
Первый краудфандинговый фильм в стране о доносах, репрессиях и лагерях уже после войны. Фильм, конечно, художественный, но далёк от импрессионистского калейдоскопа А. Германа в том же "Хрусталёв, машину!". Профессиональных актёров 1-2, но энтузиазм позволил решить сверхзадачу.
"Адрес вашего дома" 72 г.
Неспешное повествование как герой Николая Крючкова ездит по стране в поисках пропавшего в войну сына. Общее настроение - уверенность в завтрашнем дне.
"Адъютант его превосходительства" 69 г.
Золотой фонд советского кино, великолепное художественное исполнение и захватывающий сюжет. Судя по мемуарам Макарова "Адъютант Май-Маевского", история не совсем фантастическая, хотя и детективная, но фильм, разумеется, глубже и разноплановее любой истории. Квинтэссенция фильма, на мой взгляд, в диалоге Кольцова с Юрой о садовнике ("Пал Андреич, вы шпион?).
"Аз и Ферт" 77 г.
Водевильчик с Крамаровым и Мишулиным.
"А зори здесь тихие" 72 г.
Ещё один шедевр советского кино, который трудно превзойти даже показом 100500 *изображений женской груди*. Фильм о войне, когда она ещё была трагедий, пережитой десятками миллионов, а не зрелищем по телеку для пикейных жилетов.
"Айя" 87 г.
Двухсерийное повествование о жизни и страсти на латышском хуторе.
"Академик из Аскании" 61 г.
Остросюжетный приключенческий фильм о племенном животноводстве с первых шагов советской власти до развитого социализма.
"Акванавты" 79 г.
Фантастика о массовой подготовке ихтиандров, впечатляющие подводные съемки, красивая песня. За десятки лет до "Черного зеркала" учёные для удобства клонируют сознание людей, используя их для управления техникой. Смотреть подросткам в 80-х.
"Акварель" 58 г.
Курсовая Иоселиани. В 10 минутах о сути соцреализма.
"Акселератка" 87 г.
Фильм не для вечности, а для развлечения, с чем в своё время и справлялся.
"Активная зона" 79 г.
Фильм о работе советской АЭС, к пониманию возможных причин, приведших к чернобыльской катастрофе.
"Акция" 87 г.
Крепкий боевичок на тему ВОв. Драки поставлены не как у Брюса Ли, но смотреть можно. Украшение фильма - психологическая схватка героев Стриженова и Юматова во время встречи "однополчан" в заведении.
"Алексеич" 70 г.
Фильм в духе и эстетике 60-х про учителя-энтузиаста, школу и план.
"Алёша" 80 г.
Был бы проходной производственный фильм о советском образовании, но присутствие Наталии Флоренской приближает его временами к "Ромео и Джульетте".
"Алёшкина любовь" 60 г.
Ода большой, но скромной любви. :-) Чистая нежность зайчика Быкова мешает окружающим как метроном плохому музыканту, раздражает даже предмет его обожания, но чувство сильное и доказывает свою состоятельность.
"Алло, Варшава!" 71 г.
Музыкальная комедия положений о советско-польской дружбе. Песни, женщины, смех, но не до коликов.
"Алмазная тропа" 78 г.
Кто-то выполнил план полвека назад, создав это пятисерийное полотно, но смотреть его и узнавать, что таит следующая серия, не тянет. Для юннатов должны быть интересны виды тайги, флоры и фауны.
"Алтунин принимает решение" 78 г.
Застойно-отстойная производственная сага на три серии. Может использоваться в качестве учебного пособия, как снимать нельзя.
"Алые маки Иссык-Куля" 71 г.
Истерн с национальным колоритом, не для пересматривания
"Альба Регия" 61 г.
Проходной фильм, призванный показать, что в стране народной демократии тоже боролись с фашизмом. Приглашенная звезда из "Летят журавли" Самойлова ходит весь фильм как деревянная. Самый драматический момент, когда доктор прослушивает ей грудь.
"Альпийская баллада" 65г.
Вроде и Любшин, и узнаваемая ч\б стилистика 60-х, и крепкая литературная основа, но шедевра не получилось
"Американская трагедия" 80-81 гг.
Кинополотно в 4-х сериях по Драйзеру в исполнении литовских артистов, которым традиционно удавалось без натяжек сыграть "их нравы". Неспешное повествование для неспешащих людей. Трагедию показать удалось.
"Американский дедушка" 93 г.
Одна из последних киноработ Евгения Леонова. Фильм не шедевр и не откровение, но в какой-то мере отражает своё время, чем и интересен.
"А музы не молчали" 73 г.
Ленинградцы - музыканты, писатели, артисты - вспоминают о Блокаде.
"Анафема" 60 г.
Экранизация рассказа Куприна, фильм о нравственном перерождении уровня Савл-Павел и противопоставлении духовности подлинной и казённой
"Английский вальс" 82 г.
Сельский час в мире кино для убиения времени.
"Андрей Рублёв" 66 г
Этот фильм признают гениальным даже те, кто особо не жалует Тарковского. Режиссеру удалось создать убедительную картинку жизни древней Руси, смотрится как документальное кино.
"Андриеш" 54 г.
Молдавский фольклор, первый режиссерский опыт Параджанова, интересные образы. С детьми лучше посмотреть "Финист ясный сокол" и вроде того :-)
"Анискин" 68-77 гг.
Пять отдельных фильмов про деревенского детектива в исполнении Жарова, одного из немногих именитых актеров, сумевших перебраться из сталинского кинематографа в .. обновленный. Как детектив и наш ответ "Фантомасу", конечно, ничего не стоит, может показаться интересным как дополнительный источник сведений о быте и психологии людей того времени.
"Анкор, ещё анкор!" 92 г.
Фильм о жизни послевоенного гарнизона. По картинке напоминает "Комедию строго режима" с Сухоруковым, снятую в том же году, но без такой же оголтелости.
"Анна и Командор" 74 г.
Неважно, что там хотели донести создатели фильма, актёрский дуэт Фрейндлих-Лановой великолепен.
"Анна Карамазофф" 91 г.
Если не ожидать законченного произведения, а воспринимать фильм как набор актерских этюдов, то может представлять учебный интерес.
"Анна Каренина" 67 г.
Классическая экранизация, все хороши.
"Анна на шее" 54 г.
Прекрасная экранизация, вполне чеховская, годы над ней не властны, смотрится без скидок на возраст.
"Анна Павлова" 5-серийная версия 83 г.
Красивый исторический фильм, который будет интересен и людям далеким от балета. В роли Павловой блистает великолепная Галина Беляева. Ближе к концу нарастает концентрация заламывания рук, дум о России и становится скучновато.
"Анна Петровна" 89 г.
Почти тургеневское противопоставление бабушки и внучки возможно задумывалось как метафора этого позднеперестроечного кино. Эффектные флешбэки в Гражданскую войну, сильные психологические сцены.
"Анна Снегина" 69 г.
Оригинальная телеопера по поэме Есенина
"Аннушка" 59 г.
Счастливая мирная жизнь, война, восстановление народного хозяйства, пришедшиеся на жизнь русской женщины. А ещё надо сделать настоящих людей из своих детей. Сильная финальная сцена.
"Аннычка" 68 г.
Неплоский фильм о жизни гуцульского села под немецкой оккупацией. Молодой Иван Миколайчук.
"Анонимка" 87 г.
К закату римской империи для украшения новых знаковых храмов снималось убранство из старых, потому что технологии и мастерство были утрачены. От фильма веет ощущением, что к закату советской власти режиссеры и сценаристы тоже растеряли своё мастерство. Любая группа энтузиастов с камерой вроде "Номфильм" или "Алибастер" сняла бы фильм на лучшем техническом уровне, не говоря уже про оригинальность сюжета и идей, которых в этом поделии не найти.
"Антарктическая повесть" 79-80 гг.
Трехсерийный фильм о полярниках, когда время шло неспешно. В культовом трёхчасовом "Das Boot" запуску дизеля у легшей на грунт лодки появящена одна из самых драматичных сцен, здесь его запускали всю первую серию и немного во второй. Убийство времени, хорошие актеры вместо остросюжетного и приключенческого фильма снялись в производственной тягомотине на полярную тему.
"Антон Иванович сердится" август 41 г.
Замечательный многослойный фильм, который как хороший мультик, интересный и взрослым и детям, понравится и любителям лёгкой музыкальной комедии, и маститым музыковедам, ломающим копья о фундаментальные вопросы.
"Антоний и Клеопатра" 80 г.
По сравнению с сериалом "Рим" этот телефильм проигрывает примерно как ленфильмовское "Сказочное путешествие мистера Бильбо Беггинса" проигрывает "Хоббиту" Питера Джексона :-)
Ульянов глыба, но фактуру не отыграешь.
"Антонина Брагина" 78 г.
Снимая производственный фильм, создатели наверное не ожидали сотворить шедевр на все времена, но сейчас фильм смотрится как маленькая энциклопедия советской жизни, так что даже любовная линия отходит на второй план: тут и виды города, и бытовые подробности, и коллективные выезды на природу. Интересны производственные отношения и "летучки", поиск причин брака. Главная героиня - новый тип женщины, образованной и самостоятельной ("Интеллигент ты, Антонина. Не обижайся, но ты интеллигент").
"Антоша Рыбкин" 42 г.
Наивная комедия положений про глупых немцев, которых былинно побеждает кашевар. Возможно, это кого-то подбадривало - и ладно. Есть смешные моменты с экспресс-подготовкой Антоши для театрализованного представления.
"Антрацит" 71 г.
Сбалансированная социально-производственная драма, фактурные актеры, красивая картинка. Пожалуй, характерный образец продукции кинематографа эпохи застоя.
"А ну-ка, дедушки!" 81 г.
Музыкальная, несколько наивная комедия о грузино-болгарской дружбе, до "сухого закона".
"Анюта" 81 г.
В телебалете попробовали пересказать чеховскую "Анну на шее" на универсальном языке танца и музыки, что вполне удалось. Некоторые художественные решения по-прежнему удивляют и восхищают.
"Анютины глазки и барские ласки" 90 г.
Классический водевиль с хорошими актёрами
"Аплодисменты, аплодисменты" 84 г.
Фильм про и для Людмилы Гурченко, где она продемонстрировала свой диапазон. Вокально-танцевальный дуэт с номером "Это мы - дети Земли" захватывает :-)
"Аппассионата" 63 г.
Эпизод о нечеловеческой музыке, которую долго не мог слушать Ильич, растянутый на целый фильм. В сравнении с трехсерийными "Штрихами к портрету" 67-го выглядит бедновато.
"Апрель" 62 г.
Дипломная работа Иоселиани. В 60-х киноязык в СССР и в Европе был максимально близок, во всяком случае эстетически. Но ради красивой картинки и символизма спилить столетнее дерево - это свинство.
"Аптекарша" 64 г.
Дипломная работа Говорухина. Интересно смотреть экранизации классических произведений в разные эпохи советского кинематографа. 60-е, оттепель не закончилась, герои классических произведений становятся людьми со всем человеческим, а не говорящими плакатами.
"Арабески на тему Пиросмани" 85 г.
Короткометражка из картин Пиросмани, связанных режиссерскими вставками. Красочно.
"Арбатский мотив" 90 г.
Неплохой перестроечный фильм, отражающий время и вопросы, волновавшие людей, хороший актерский состав.
"Арбитр" 92 г.
Фантасмагория на стыке эпох, ставшая пробой пера для молодого Охлобыстина и, кажется, последней ролью Ролана Быкова. Интересна как исторический документ.
"Аревик" 78 г
Пример гуманистического армянского кино, напоминает по своей сердечности "Человека из Олимпа", даже Карен Джангирян участвует тоже.
"Арена" 67 г
Фильм странный. На глубокий символизм не тянет, а при буквальном прочтении кажется глуповатым.
"Арифметика любви" 86 г.
Арифметика героев фильма не дала ни одного правильного решения, в духе психологичности 80-х. ГГ при всей внешней положительности не обладает цельностью и готовностью следовать выбранным курсом, поэтому вместо сопереживания вызывает раздражение.
"Ариэль" 92 г.
Снятый через 30 лет после "Человека-амфибии" этот нф-фильм по Беляеву не годится предшественнику и в подмётки и дело тут не только в спецэффектах, откровенно не дотягивающих до современных ему голливудских образцов.
"Армавир" 91 г.
После гениального "Парада планет" дуэт Абдрашитов-Миндадзе выдал .. "Армавир". Этот калейдоскоп кадров с исчезающим смыслом выглядит неудавшимся косплеем фильмов Алексея Германа.
"Арсен" 37 г.
Героико-приключенческий фильм с комедийными нотками о "замирении" Кавказа. ГГ напоминает Котовского по стилю обращения с благородным обществом, что в целом характерно для грузинского эпоса на эту тему.
"Арсенал" 28 г.
Фильм, выпущенный на излёте немого кино, совершенен как последние модели паровозов, каждый кадр можно вешать в рамке на стену. Удивительные для того времени спецэффекты и операторская работа. Идеологическая составляющая вызывает не исторический, а живой интерес.
"Арсен Джорджиашвили" 21 г.
Первый грузинский художественный фильм, естественно, про революционную борьбу. Развлекательного характера не имеет.
Короткометражки Артавазда Пелешяна 66-93 гг.
Человек с киноаппаратом как Дзига Вертов, кладёт кадры крупными мазками как настоящий художник.
"Артём" 78 г.
Не гениальный, без каких-то откровений, но и не слишком завиральный фильм на революционную тематику.
"Артистка из Грибова" 88 г.
Муравьева снова обаятельная и привлекательная, фильм интересен скорее как перестроечная ретроспектива. Финальная сцена - бальзам для души артиста. :-)
"Архив смерти" 80 г.
13-серийный гдровский сериал про войну: есть и сказка, и намеки, и добрым молодцам уроки. ЦА, конечно, преимущественно подростковая, но и у взрослых не вызывает отторжения, заставляя вместе с героями переживать их приключения. Главное открытие: немцы отлично играют немцев в фильмах про войну.
"Аршин мал-алан" 45 г.
Тут нет интриги или конфликта: мужчины хотят жениться, женщины выйти замуж, у всех всё получилось. Возможно, это азербайджанский эпос, ценный исторически, но зачем в 45-м году заниматься пропагандой традиционных ценностей, включая воровство невест - вопрос. Изюминкой кажется наивно откровенная песенка второстепенных персонажей, тоже желающих сочетаться, с многократным рефреном: " - Деньги есть? // - Есть, есть!".
"Асса" 87 г.
Культовый фильм времён перестройки.
"Астенический синдром" 89 г.
Фильм болезненный, но не мусорный. Много символизма, метафор. Не для семейного просмотра.
"А счастье рядом" 78 г.
Производственный фильм с восточными спецификой и проблемами
"Ася" 77 г.
Классическая экранизация Тургенева, немцев изображают немцы.
"Атака" 86 г.
Соцреалистичный фильм про жизнь и учения танкистов в южном гарнизоне. Фильм неглупый и даже увлекательный.
"А также цирк" 83г.
Интересный формат фильма, где помимо выступления белорусских ВИА также показывают цирковые номера, клоуны особенно хороши.
"А теперь суди..." 66 г.
Драма разворачивается на протяжении всего фильма, заканчиваясь оглушающей развязкой. Название фильма намекает на то, что не всё так однозначно с приговором, но спустя более полувека, симпатии присяжных вполне возможно поменялись бы. И всё-таки, сама постановка вопроса делает фильм и то время поворотом к гуманности.
"Атланты и кариатиды" 80 г.
Ужасное телеподелие на производственную тему из 8-ми серий. Импортозамещение для убийства времени до появления "Рабыни Изауры" и "Санта-Барбары".
"Аты-баты, шли солдаты..." 76 г.
После "В бой идут одни старики" получился какой-то натянутый, напыщенный, излишне пафосный фильм. Может Быкову не давали творить, ставили условия и палки в колёса, но фильм откровенно не удался.
"Аукцион" 83 г.
Много лошадей и скачек, связанных общим сюжетом.
"Ау! Ограбление поезда" 91 г.
Попытка создать боевик по-голливудски с закономерным провалом. В стране уже давно работали видеосалоны и зритель мог сравнить с качеством оригиналов.
"Ау-у!" (киноальманах) 75 г.
Первая новелла забавная, вторая так себе, третья гомерически смешная, надо видеть!
"Афганский излом" 91 г.
Один из знаковых фильмов, пришедшийся на время, когда талантливые режиссеры и актёры ещё были, а подробных указаний что и как снимать уже не было.
Микеле Плачидо тут не свадебный генерал, его герой живой и настоящий. Печально, что драматизм "всей правды", которая ужасала тогда советского зрителя нынче будет восприниматься скорее как "ачотакова?".
"Афоня" 75 г.
Золотой фонд. Если судить по формальным признакам - производственное кино, но гениальный режиссер творит шедевр и в заданных рамках.
"Африканыч" 70 г.
Фильм по деревенской прозе, при всей теплоте, ламповости и протяжным песням (чудесная "Летят утки"!) неожиданно поднимается до уровня шекспировской трагедии. Бенефис Трофимова, ещё живая русская деревня.
"Ах, водевиль, водевиль..." 79 г.
Золотой фонд. Очаровательная и озорная Галина Беляева здесь очень напоминает Ию Нинидзе из другого музыкально-танцевального фильма, "Небесные ласточки", но песни из "Водевиля" гораздо популярнее и давно живут самостоятельной жизнью.
А.П.Чехов "Сценки" 73 г.
Одна из лучших экранизаций чеховских рассказов, великолепная игра актёров.
"Ашик-Кериб" 88 г.
Красочная кинокартина в узнаваемом параджановском стиле.
"Аэлита" 24 г.
Первый нф-фильм, обладает несомненной исторической ценностью.
"Аэроград" 35 г.
Фильм вышел на год позже "Чапаева", схож с ним эстетически, но на роль культового, для многократного пересматривания и полного разбора на цитаты, не потянул. Слишком плакатный и пафосный, чтобы стать народным, но разок посмотреть интересно.
"Аэропорт со служебного входа" 86 г.
Немного соцреализма об одном дне повинциального аэропорта в сложных погодных условиях.
"А это случилось в Виши" 89 г.
Фильм вроде актуальный, про нравственный выбор и готовность к сопротивлению, но действие развивается так медленно, что сократить фильм вдвое явно пошло бы ему на пользу.