С появлением Саши я невольно начала проводить параллель его развития с другими детьми. Мои племянницы начали достаточно рано ходить, им было около 8 месяцев. И я была уверена, что мой ребёнок пойдёт в этом же возрасте. Но вот моему ребёнку исполнилось 8 месяцев. А он не пошёл и ползать он тоже отказывался, и на животе он не любил лежать. Были на приёме у педиатра, она сказала, что все хорошо, отстаньте от ребенка, "он вам ничего не должен". В общем мой парень ленился, ему и сидя не плохо было. И тут во мне проснулась сумасшедшая мамаша, которая судорожно начала искать фото племянниц, которые бы подтвердили, что именно в 8 месяцев они начали ходить. Вот на этом моменте я поняла, что вектор моих мыслей вообще не в ту сторону повернут.
Я прекрасно понимала, что у каждого своя скорость развития, но какие-то завышенные требования и ожидания, жаждали всех обогнать, победить, показать, доказать. Дурость, родительская дурость. Я себя быстро в чувства привела, вспомнив как ещё в школе я могла сравнить себя с кем-то другим и обязательно этот другой выигрывал по каким-то моим выдуманным критериям. После этого я с абсолютным чувством проигрыша обрастала комплексами и считала себя недостаточно... Недостаточной я себя считала.
Даже порой безобидное слово, летящее в мой адрес, могло задеть меня и лишний раз подтвердить, что со мной что-то не так. Это сейчас я понимаю, что в то время был тяжёлый подростковый период, но тем не менее этот период закладывает в нас определённую базу, с которой мы живём дальше. Важно эту уязвимость "нащупать" в себе и не дать ей силу уже во взрослой жизни. А еще не нужно давать силу мыслям о том, что ваш ребенок как-то медленно соображает.
И это я сама себя сравнивала, но ведь в жизни часто бывает, что родитель уже взрослому ребёнку ставит кого-то в пример. У детей это не вызывает желание становиться лучше, это вызывает лишь раздражение, тревогу и понимание того, что твой родитель тебя не принимает. Что почему-то он одобряет кого-то другого, а тебя он считает хуже. Это же катастрофа, родитель прежде всего опора для ребёнка, убежище, а ему:"Петька 5 получил, а почему ты 4?". Привет, детская замкнутость, неуверенность в себе и чувство неполноценности. Что за навязчивое сравнение и странная методика воспитания?
В общем, для себя я уяснила, что сравнение - малоэффективный метод в успешном здоровом воспитании ребёнка. Для себя отметила три важных пункта, о которых нельзя забывать:
- принимай малыша таким, какой он есть, не подгоняя под шаблоны;
- каждый малыш индивидуален;
- сравнивай малыша только с самим собой.
Расскажите как у вас с этим обстоят дела, ловили себя на мысли, что сын подруги аккуратнее, лучше кушает/учится?😁