Найти в Дзене

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ТЕАТРА В УСЛОВИЯХ РЕОРГАНИЗАЦИИ ТЕАТРАЛЬНОГО ДЕЛА. СТАТЬЯ.

Научная статья в Волгограде. Компания "Магистр 34". В условиях модернизации всех сфер общественной жизни, культура является одним из основных стратегических элементов инновационной концепции социально-экономического развития современной России. В этой связи, государство, как главный субъект культурной политики, и принимает участие в поддержке театрального искусства. Ведь именно государство располагает не только наибольшим объемом ресурсов, но и разнообразными управленческими органами, оказывающими непосредственное воздействие на различные секторы культурной сферы. В Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период сказано, что: «За последние 15 лет российский театр пережил кардинальные изменения, коснувшиеся практически всех аспектов его деятельности - от организации творческого процесса до принципов управления и экономики. Несмотря на сложное положение и необходимость адаптации к новым условиям, российский театр за этот период смог расширить свою де
ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ТЕАТРА.
ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ТЕАТРА.

Научная статья в Волгограде. Компания "Магистр 34".

Проблемы современного театра в условиях реорганизации театрального дела

В условиях модернизации всех сфер общественной жизни, культура является одним из основных стратегических элементов инновационной концепции социально-экономического развития современной России. В этой связи, государство, как главный субъект культурной политики, и принимает участие в поддержке театрального искусства. Ведь именно государство располагает не только наибольшим объемом ресурсов, но и разнообразными управленческими органами, оказывающими непосредственное воздействие на различные секторы культурной сферы. В Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период сказано, что: «За последние 15 лет российский театр пережил кардинальные изменения, коснувшиеся практически всех аспектов его деятельности - от организации творческого процесса до принципов управления и экономики. Несмотря на сложное положение и необходимость адаптации к новым условиям, российский театр за этот период смог расширить свою деятельность, хотя и не достиг уровня основных показателей конца 80-х годов»[1]. Поэтому в задачу государства и входит согласование интересов всех субъектов культурной жизни, поскольку государственная культурная политика реализуется за счет ресурсов, принадлежащих всему обществу, что позволяет разрабатывать и осуществлять различные культурные программы. И, наконец, именно «государство должно обеспечить сохранение многообразия всей накопленной предыдущими поколениями системы ценностей в едином культурном пространстве»[2].

Театр является сложным и многоаспектным объектом социального управления. Он представляет собой социокультурный феномен, исследование которого связано с дифференциацией смысловых структур, вписанных в определенный социокультурный контекст в виде координат пространства и времени социальной среды. Как социально-культурный феномен он имеет не только общие характеристики, но и значительные различия по сравнению с другими типами культурно-досуговых учреждений. Интегральным сущностным и одновременно отличным его параметром является полифоничность, которая недостаточно исследована социологией культуры и социологией театра. На этот методологической основе можно лучше понять проблемы современного театрального искусства.

Целью статьи является исследование проблем и путей совершенствования театрального искусства в условиях реорганизации театрального дела. Естественно, что осмысление этого вопроса не сводится только к фиксированию проблемного поля, оно предполагает выявление возможностей решения, прежде всего, заостренных проблем функционирования и направлений развития театров в аспекте управления.

Управление является процессом приведения объекта в соответствие с поставленной цели или поддержания равновесия в системе. Оно сочетает разработку, принятие и реализацию управленческих решений, регуляцию и саморегуляцию, планирование, контроль. Важными его составляющими являются управление функционированием и управление развитием. Управление функционированием ориентировано на поддержку некоторого тонуса функционирования организации, а управление развитием направлено на ее существенные институциональные изменения. Следует подчеркнуть, что длительное время управления театром понимали как обеспечение стабильного функционирования за счет государственного финансирования. Управление развитием было минимальным и не выходило за рамки этого финансирования. Такой подход за много лет практики обеспечил консерватизм театра, его неспособность к быстрому реформированию. Поэтому коренной проблемой управления театром является усвоение управления развитием, изменениями, обеспечением его реформирования.

Важным для управления развитием является понимание театра как социального института, для которого характерны соответствующая организация, система управления, ценностно-нормативная система, реализованы функции. При этом важно выявление институциональных особенностей театра как такового по сравнению с другими институтами сферы культуры. Театр является принципиально сложным объектом управления, находится под регулятивным воздействием внешней социальной, экономической, культурно-эстетической и информационной среды. Управление театром принципиально не может быть жестко детерминированным. Оно, скорее, является саморегулятивным.

Подчеркнем, что среди всех аспектов изучения театра наиболее неисследованным является процесс его институционального развития. Дело в том, что длительное время на советском и постсоветском пространствах театр выступал как некий символ величественной стабильности, который реализует классическое искусство, как некоторую завершенность и даже незыблемость. Поэтому театр можно было только «поддержать», но вопросов о его развитии практически не возникало. Сам театр находился в некотором режиме самодостаточности.

Идея развития современных театров в процессе трансформации общества, выживания театров, смягчения кризисов и возникновения периодов относительного улучшения социально-экономического положения населения стала приобретать институциональное понимание. Театр стали все чаще рассматривать как социальный институт со специфическим назначением и функциями, а его изменения – как постоянные институциональные изменения.

Управление развитием театрального дела, на наш взгляд, должно быть ориентировано на постоянное обновление театра, как отдельного творческого организма, что потребует:

- значительных изменений всех его субъектов управления и коллектива;

- разработки программ, планов и проектов развития театра;

- использования инновационных, антикризисных и демократических инструментов администрирования;

- учета европейского опыта открытого управления и самоуправления.

Наиболее эффективными направлениями совершенствования такого управления являются:

- совершенствование нормативно-правового обеспечения функционирования театра, уставов театров; рационализация нормирования работы актеров, музыкантов, деятельности рабочих обеспечительных цехов, потому что отсутствие четкости и обязательности норм трудовой деятельности снижает творческий тонус коллектива, приводит к злоупотреблениям и деструктивным конфликтам;

- разработка программ и планов творческого и социального развития театра, переход к проектному управлению;

- усвоение не только европейских принципов публичного открытого управления, которое ориентировано на коллективную работу, прозрачность и действенное участие, но и владение инструментами такого управления: публичного обсуждения намерений и проектов, создание атмосферы постоянного совершенствования, инициативы, расширения связей с общественностью.

Сама по себе проблема управления функционированием театра включает в себя несколько направлений: управление творческим процессом; управление организацией театральной деятельности; финансовое и социально-экономическое управление; кадровый менеджмент; управление информационными и техническими системами.

Наиболее важной составляющей является управление творческим процессом, связанное с созданием произведений театрального искусства. Оно включает в себя подготовку спектаклей, наполнение творческим содержанием актерской игры. Это управление представляет собой наиболее сложное, почти эфемерное явление. Оно сводится не к прямым управленческим воздействиям, а к формированию и регулированию творческой атмосферы в театральном коллективе. Важную роль в этом управлении играет приглашение и выращивание талантливых актеров и режиссеров. Трудно переоценить здесь значение художественного руководителя и педагогов, которые обеспечивают развитие и реализацию творческого потенциала актеров. Все это требует от управления творческим процессом максимальной публичности - принятия решений на основе использования общественного мнения, прежде всего, театральной публики, привлечения критики, общественности, ведущих актеров и творческих работников. Важным является преодоление узкого круга принятия решений без творческих работников администраторами и лицами без специальной профессиональной подготовки.

Жизнь театра обеспечивается управлением организацией театральной деятельности. Она включает составление и корректировку театрального репертуара, графиков репетиций, гастролей; контроль за участием артистов труппы в репетициях и спектаклях. Этот вид управления требует профессиональных управленческих знаний, умений и навыков, поэтому здесь необходима профессиональная подготовка управленческого персонала современного театра. Поскольку театр представляет собой не только социально-культурный, но и экономический институт, то его существование требует налаживания управления коммерческой и некоммерческой хозяйственной деятельностью. Некоммерческая хозяйственная деятельность включает бухгалтерский и налоговый учет вместе с формированием всего пакета бухгалтерской и налоговой отчетности, оплату труда сотрудников, затраты на спектакли, материалы, оборудование, привлечение ресурсов на содержание театра и его отдельных труп и т.п. К коммерческой деятельности театров относятся такие дополнительные виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законодательством, как: продажа сувенирной продукции и цветов; продюсерская деятельность; организация питания работников театра и зрителей; размещение рекламы в театре; организация презентаций; производство товаров и оказание услуг, осуществляемых производственными службами и цехами театров; прокат и реализация костюмов, обуви, оборудования, реквизита, бутафории, гримерных, постижерных и других товаров и предметов. Это направление является зоной возможных финансовых злоупотреблений, требует специального подбора кадров.

Театр выступает как сложная организационная структура с соответствующими кадрами, обеспечивается управлением кадровой работой, которое включает в себя подбор кадров, ведение кадрового учета, в том числе формирование договоров гражданско-правового характера и авторских договоров. Свою роль в системе управления играет управление конфликтами, которое предполагает профилактику, преодоление конфликтов, которое нередко осуществляется неформальными группами.

И наконец, проблема управления присутствует в театре в виде управления театрально-технической базой, которая включает: земельные участки, здания (сооружения, помещения), коммуникации, театральное оборудование, реквизит, транспортные средства и другие ценности. Важным является также управление информационными и техническими системами, например, управление механикой сцены: приводами лебедок, приводами сценического круга и кольца, сценического и защитного пожарного занавеса и т.п., которое осуществляется соответствующими техническими специалистами. Российские театры характеризуются значительным технико-технологическим отставанием от европейских театров.

К важным проблемам управления развитием современного театра, на наш взгляд, стоит отнести: обоснование цели развития театра, полноты реализации его функций, администрирование.

Суть проблемы администрирования в том, что жесткое администрирование довольно часто противоречит творческой свободе и не учитывает, при принятии управленческих решений, интересов творческих работников. Но его отсутствие приводит к потере управления и наращиванию хаоса. При обсуждении этой проблемы некоторые театральные деятели[3] отмечают, что, в настоящее время, происходит исчерпание модели «директорского театра». Для того, чтобы получить новый импульс развития, современному театру требуется совершенно новая модель управления, при которой директор является техническим директором, который обеспечивает условия (в первую очередь, финансово-организационно-технические) для деятельности театра, не стремится определять репертуарную политику, вмешиваться в художественную жизнь театра, представляет собой управленца с мощным менеджерским началом.

В ст. 19 Постановления Правительства РФ от 25 марта 1999 г. №329 «О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации» сказано: «Руководство деятельностью государственного или муниципального театра, имеющего форму учреждения, по выбору учредителя осуществляется: на основе единоначалия - директором или художественным руководителем, с которым учредитель заключает трудовой договор (контракт); на основе разделения сфер ведения - директором и художественным руководителем, с каждым из которых учредитель заключает трудовой договор (контракт)»[4]. Т.е. предполагается некоторое разнообразие моделей управления театром: директорский театр, театр художественного руководителя и паритетный театр, в котором разделяются сферы ведения между директором и художественным руководителем. Такой подход способствует лучшему учету полифонической природы театра, перспектив его развития в условиях быстро меняющейся экономической и социально-культурной среды.

На современном этапе развития театров в России и в мире сформировалось несколько их моделей: репертуарный театр, ориентированного на репертуарную политику; коммерческий театр, направленный на получение коммерческого эффекта от различных театральных проектов; экспериментальный театр, ведущий постоянные творческие поиски; зрительский театр, поддерживающий запросы зрителей, гражданского общества; социальный театр, ориентированный на обеспечение услуг различным социальным слоям общества; проектно-контрактный театр, построенный на контрактной основе под определенные проекты; директорский театр, в котором вся власть принадлежит директору театра; театр художественного руководителя, в котором главной фигурой является художественный руководитель; паритетный театр, в котором реализуется власть директора и художественного руководителя.

Совершенствование управления театром, реализация изменений нередко сдерживаются руководителями театров. Руководители учреждений культуры – в основном люди старшего возраста, которые привыкли работать в условиях командно-административной экономики, обычно, не имеют желания переучиваться или вводить какие-то изменения. Однако и профессиональных управленцев в сфере культуры со знаниями не только в области администрирования, но и с глубоким пониманием и ощущением театральной специфики тоже крайне мало, на сегодняшний день.

Демократизация современного российского общества требует совершенствования театрального законодательства в аспекте развития самоуправления, расширения участия коллективов в формировании политики в области театра и театрального дела, закрепления партнерских отношений с органами государственной власти и местного самоуправления, участия коллектива в обсуждении и принятии управленческих решений организационного плана, а также репертуара и театральных проектов.

Важно также сохранения на законодательном уровне репертуарного театра. Назрела необходимость создания правового обеспечения внедрения контрактной системы, повышения эффективности аттестации, использования системы государственных грантов.

Таким образом, проведенный анализ проблем современного таетрального искусства в условиях реорганизации театрального дела, дает возможность сделать ряд выводов:

Институциональный полифонизм современного театра существенно усложняет управленческую деятельность и требует органичности взаимодействия администрирования и интересов коллектива.

Управление является ключевой проблемой театра, которая имеет два проявления: управление функционированием и управление развитием. Управление функционированием сочетает управление: творческим процессом, организацией театральной деятельности, экономической деятельностью, кадрами, информационными и техническими системами. Каждое направление управления содержит значительный комплекс проблем кризисного характера. Важной проблемой управления развитием театра является выбор оптимальной модели театра. Наиболее перспективными моделями, на наш взгляд, являются: репертуарная, зрительская, и коммерческая модели.

Таким образом, управление развитием театра включает в себя проблему реформирования на основе обеспечения ценностно-смысловых изменений. В настоящее время, обостряется необходимость модернизации системы управления театром на основе выработки современной модели, внедрения театрального менеджмента, сочетания администрирования с интересами коллектива.

Консультационные и репетиторские услуги для студентов. "Магистр 34". Перейти на сайт.

Контакты: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте / Т. 7-988-027-88-34.

-2
-3

Театры
6771 интересуется