Более 40 станций Московского метро являются объектами культурного наследия. Станции метрополитена должны были стать элементами подземного города, продолжением городских улиц и площадей под землей. Эти станции открыты в период с 1935 года по конец 1950-х годов.
Название станции – в первом комментарии после статьи.
Станция открыта 18 января 1944 года в составе третьей очереди строительства Московского метро под названием Сталинская (станцию назвали по району, который находился на поверхности). Переименовали станцию только в ноябре 1961 года, причем несколько дней станция была без названия: старое сняли, новое не повесили, и в поездах говорили только слова "Следующая станция...".
Сооружена по типоразмерам пилонной станции, однако геологическая обстановка позволила заменить каждый пилон четырьмя колоннами. Часто её называют колонно-пилонной, хотя конструктивно она так и осталась пилонной. Трехсводчатая, глубокого заложения (40 метров). Чертежи для понимания:
Авторы станции: архитектор С.М. Кравец – руководитель архитектурной группы для станций первой очереди, скульпторы Н.К. Вентцель и В.И. Мухина, художник В.П. Ахметьев.
Эта станция для Кравеца оказалась единственным полноценно реализованным проектом метро. Строительство началось в 1938 году, а после перерыва закончилось в начале 1944 года.
Наземный павильон
Станция имеет только один выход. Наземный павильон выполнен в виде триумфальной арки, как символ победы: в январе 1943 прорвана блокада Ленинграда, в феврале освобожден Курск, в июле под Курском прошло самое крупное танковое сражение в истории.
Снаружи павильон отделан красным гранитом и туфом. Павильон стал образцом для строительства наземных павильонов четвертой очереди метро – Кольцевой линии.
Над входной группой – декоративная решетка, составленная из повторяющихся букв "М".
Внутри павильон разделен на два зала: кассовый и эскалаторный. При замене эскалаторов в 2005-2006 годах еще поменяли светильники и на эскалаторах, и на стенах.
Говорят, что наземный вестибюль украшала пятиметровая скульптура «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!», созданная по растиражированной фотографии шестилетней бурятской девочки Энгельсины (Гели) Маркизовой на руках у вождя.
Никаких фотографий скульптуры не нашла. Может ее и не было, кто-то один сказал и это потом растиражировали. На самом деле, в наземном вестибюле даже места нет для размещения такой огромной скульптуры.
Центральный и путевые залы
Станция строилась по совершенно новой конструктивной схеме. Это обычная трехзальная станция глубокого заложения, в которой проходы настолько сближены между собой, что продольные стены обращаются в ряд колонн, отделяющих средний зал от посадочных. Сейчас трудно представить себе эффект, который будет производить этот прием в натуре. Но, судя по чертежам, можно высказать опасение, что колонны будут стоять слишком часто и казаться несколько приземистыми. Общая архитектурная композиция строга и проста. Колонны и архитрав решены как цепь просто поставленных рядом прямоугольных порталов. Из статьи Л. Полякова "Станции метро третьей очереди".
Кравец предложил для станции оригинальную конструкцию: пилоны он заменил на ряды колонн, что увеличило ширину центрального зала. Ось отмечена торшерами-факелами. Колонны облицованы белым и красным мрамором. На полу рисунок из чёрного, красного, серого и белого гранита.
Вместо люстр или настенных бра Кравец ставит по центральной оси зала торшеры. Они квадратного сечения и слегка расширяются кверху. Торшеры сделаны из зеленого мрамора, их основание – из бронзы, а сами плафоны меняли несколько раз:
Новые плафоны на торшерах в центре зала и в боковых проходах разные. На мой взгляд, если уже меняли, сделали бы хотя бы одинаковыми:
Глухую стену в торце украшает горельеф, изображающий орден «Победы» на фоне оружия и знамён с надписью «Нашей Красной Армии – Слава!» (скульптор С. Л. Рабинович).
На потолке центрального зала – лепнина с изображением советской военной техники:
Заменив массивные пилоны двумя рядами колонн, удалось объединить центральный зал станции с боковыми платформами в общий зал шириной 22,5 метра. Не знаю, как у вас, а у меня ощущение леса: колонны, колонны, колонны:
Очень необычно сделано освещение между колоннами на пути из центрального зала к боковым, освещение выполнено отраженным светом:
Путевые стены облицованы серым с белыми прожилками мрамором, в котором через равные промежутки сделаны треугольные вставки из зелёного слоистого песчаника. На них изображены чеканные бронзовые щиты с образцами советского оружия:
Между щитами установлены медальоны с профилями казака, разведчика, моряка, лётчика, танкиста и пехотинца:
Щиты и медальоны установлены на путевой стене напротив центрального зала. Центральный зал очень короткий.
Шутки при переименовании станции
В начале 1961 года, мой дед, боевой офицер, подполковник возил в музыкальную школу в центр Москвы, моего старшего брата (тогда ему было лет десять), возил несколько дней в неделю. Жили они в Измайлове, ездили каждый день на метро, и вот в один день на станции "Сталинская" диктор в вагоне объявляет :"станция "Семёновская", следующая..." Мальчик обращается к деду и спрашивает: " Деда, а что, Сталина звали Семёном?". Из рассказа пассажира.
По поводу переименования ходила еще одна шутка: станцию переименовали в псевдоним Сталина. Псевдоним "Семенов" был у Сталина, когда он возглавил Государственный Комитет Обороны (ГКО) и стал Верховным Главнокомандующим. Ведь была же улица Тулинская (сейчас Сергия Радонежского), названная по псевдониму Ленина "Тулин".
И все-таки, несмотря ни на что, перед выходом в город обернитесь в конце центрального зала:
Спасибо, что дочитали. Если вам понравилось, ставьте лайки, пишите комментарии — это очень важно для меня.
О других станциях метро читайте здесь.
До скорой встречи!
ИСТОЧНИКИ
Зиновьев А.Н. Сталинское метро. Исторический путеводитель
Поляков Л.М. Станции метро третей очереди. Журнал "Архитектура СССР" №3, 1941
Попов А. RUSSOS Станция «Семёновская»