Найти тему

Угадай станцию метро. "Нашей армии – слава!"

Оглавление
Более 40 станций Московского метро являются объектами культурного наследия. Станции метрополитена должны были стать элементами подземного города, продолжением городских улиц и площадей под землей. Эти станции открыты в период с 1935 года по конец 1950-х годов.
Название станции в первом комментарии после статьи.

Станция открыта 18 января 1944 года в составе третьей очереди строительства Московского метро под названием Сталинская (станцию назвали по району, который находился на поверхности). Переименовали станцию только в ноябре 1961 года, причем несколько дней станция была без названия: старое сняли, новое не повесили, и в поездах говорили только слова "Следующая станция...".

Сооружена по типоразмерам пилонной станции, однако геологическая обстановка позволила заменить каждый пилон четырьмя колоннами. Часто её называют колонно-пилонной, хотя конструктивно она так и осталась пилонной. Трехсводчатая, глубокого заложения (40 метров). Чертежи для понимания:

Вверху - обычная пилонная станция того времени, два нижних чертежа - эта станция. Чертежи взяты здесь: https://russos.livejournal.com/1486156.html
Вверху - обычная пилонная станция того времени, два нижних чертежа - эта станция. Чертежи взяты здесь: https://russos.livejournal.com/1486156.html

Авторы станции: архитектор С.М. Кравец руководитель архитектурной группы для станций первой очереди, скульпторы Н.К. Вентцель и В.И. Мухина, художник В.П. Ахметьев.

Эта станция для Кравеца оказалась единственным полноценно реализованным проектом метро. Строительство началось в 1938 году, а после перерыва закончилось в начале 1944 года.

Наземный павильон

Станция имеет только один выход. Наземный павильон выполнен в виде триумфальной арки, как символ победы: в январе 1943 прорвана блокада Ленинграда, в феврале освобожден Курск, в июле под Курском прошло самое крупное танковое сражение в истории.

Снаружи павильон отделан красным гранитом и туфом. Павильон стал образцом для строительства наземных павильонов четвертой очереди метро – Кольцевой линии.

Над входной группой декоративная решетка, составленная из повторяющихся букв "М".

-3

Внутри павильон разделен на два зала: кассовый и эскалаторный. При замене эскалаторов в 2005-2006 годах еще поменяли светильники и на эскалаторах, и на стенах.

Говорят, что наземный вестибюль украшала пятиметровая скульптура «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!», созданная по растиражированной фотографии шестилетней бурятской девочки Энгельсины (Гели) Маркизовой на руках у вождя.

Никаких фотографий скульптуры не нашла. Может ее и не было, кто-то один сказал и это потом растиражировали. На самом деле, в наземном вестибюле даже места нет для размещения такой огромной скульптуры.

Центральный и путевые залы

Станция строилась по совершенно новой конструктивной схеме. Это обычная трехзальная станция глубокого заложения, в которой проходы настолько сближены между собой, что продольные стены обращаются в ряд колонн, отделяющих средний зал от посадочных. Сейчас трудно представить себе эффект, который будет производить этот прием в натуре. Но, судя по чертежам, можно высказать опасение, что колонны будут стоять слишком часто и казаться несколько приземистыми. Общая архитектурная композиция строга и проста. Колонны и архитрав решены как цепь просто поставленных рядом прямоугольных порталов. Из статьи Л. Полякова "Станции метро третьей очереди".
Проект станции. Центральный зал. Архитектор С. М. Кравец. Из журнала Архитектура №3 1941
Проект станции. Центральный зал. Архитектор С. М. Кравец. Из журнала Архитектура №3 1941

Кравец предложил для станции оригинальную конструкцию: пилоны он заменил на ряды колонн, что увеличило ширину центрального зала. Ось отмечена торшерами-факелами. Колонны облицованы белым и красным мрамором. На полу рисунок из чёрного, красного, серого и белого гранита.

1945
1945

Вместо люстр или настенных бра Кравец ставит по центральной оси зала торшеры. Они квадратного сечения и слегка расширяются кверху. Торшеры сделаны из зеленого мрамора, их основание – из бронзы, а сами плафоны меняли несколько раз:

Первоначальные плафоны имели форму перевернутой пирамиды (1944), простояли меньше года. Затем полусферы (1945-2005), а сегодня что-то мало вразумительное и слишком маленькое для такого основания. Больше похоже на ночную вазу на ножке
Первоначальные плафоны имели форму перевернутой пирамиды (1944), простояли меньше года. Затем полусферы (1945-2005), а сегодня что-то мало вразумительное и слишком маленькое для такого основания. Больше похоже на ночную вазу на ножке

Новые плафоны на торшерах в центре зала и в боковых проходах разные. На мой взгляд, если уже меняли, сделали бы хотя бы одинаковыми:

-9

Глухую стену в торце украшает горельеф, изображающий орден «Победы» на фоне оружия и знамён с надписью «Нашей Красной Армии – Слава!» (скульптор С. Л. Рабинович).

На потолке центрального зала – лепнина с изображением советской военной техники:

Источник: https://russos.livejournal.com/1486156.html
Источник: https://russos.livejournal.com/1486156.html

Заменив массивные пилоны двумя рядами колонн, удалось объединить центральный зал станции с боковыми платформами в общий зал шириной 22,5 метра. Не знаю, как у вас, а у меня ощущение леса: колонны, колонны, колонны:

Март 2024
Март 2024

Очень необычно сделано освещение между колоннами на пути из центрального зала к боковым, освещение выполнено отраженным светом:

Фотографии 1975 года и март 2024
Фотографии 1975 года и март 2024

Путевые стены облицованы серым с белыми прожилками мрамором, в котором через равные промежутки сделаны треугольные вставки из зелёного слоистого песчаника. На них изображены чеканные бронзовые щиты с образцами советского оружия:

Источник: https://russos.livejournal.com/1486156.html. Да-да-да, если вы внимательны, то увидели, что один щит повторен дважды. Это для красоты картинки, просто их всего 7
Источник: https://russos.livejournal.com/1486156.html. Да-да-да, если вы внимательны, то увидели, что один щит повторен дважды. Это для красоты картинки, просто их всего 7

Между щитами установлены медальоны с профилями казака, разведчика, моряка, лётчика, танкиста и пехотинца:

Источник: https://russos.livejournal.com/1486156.html
Источник: https://russos.livejournal.com/1486156.html

Щиты и медальоны установлены на путевой стене напротив центрального зала. Центральный зал очень короткий.

Шутки при переименовании станции

В начале 1961 года, мой дед, боевой офицер, подполковник возил в музыкальную школу в центр Москвы, моего старшего брата (тогда ему было лет десять), возил несколько дней в неделю. Жили они в Измайлове, ездили каждый день на метро, и вот в один день на станции "Сталинская" диктор в вагоне объявляет :"станция "Семёновская", следующая..." Мальчик обращается к деду и спрашивает: " Деда, а что, Сталина звали Семёном?". Из рассказа пассажира.

По поводу переименования ходила еще одна шутка: станцию переименовали в псевдоним Сталина. Псевдоним "Семенов" был у Сталина, когда он возглавил Государственный Комитет Обороны (ГКО) и стал Верховным Главнокомандующим. Ведь была же улица Тулинская (сейчас Сергия Радонежского), названная по псевдониму Ленина "Тулин".

И все-таки, несмотря ни на что, перед выходом в город обернитесь в конце центрального зала:

Похоже? "Нашей армии - слава!"
Похоже? "Нашей армии - слава!"

Спасибо, что дочитали. Если вам понравилось, ставьте лайки, пишите комментарии — это очень важно для меня.

О других станциях метро читайте здесь.

До скорой встречи!

ИСТОЧНИКИ
Зиновьев А.Н. Сталинское метро. Исторический путеводитель
Поляков Л.М. Станции метро третей очереди. Журнал "Архитектура СССР" №3, 1941
Попов А. RUSSOS Станция «Семёновская»