Найти в Дзене
Необычная жизнь

+2 вынужденных эмигранта

Оглавление

Педиатр Сергей Бутрий и владелица кафе Алена Полякевич на днях покинули Россию. Оба это сделали вынужденно — им угрожала реальная перспектива оказаться в тюрьме, не за реальное преступление, а за слова в первом случае и защиту своих сотрудников — во втором. Разберем обе ситуации и попробуем понять, кому от отъезда этих двух людей (а также других подобных случаев, которые не получили публичную огласку) будет лучше, а кому хуже.

Коллаж: Сергей Бутрий, педиатрия, Алена Полякевич, кофейня
Коллаж: Сергей Бутрий, педиатрия, Алена Полякевич, кофейня

Врач, писатель, блогер

Сергей Бутрий — московский врач-терапевт, но не обычный, а современный (в хорошем смысле): работает в доказательной медицине, пишет книги, ведет блог в Телеграме и Вконтакте. Год назад он был гостем журналистки Катерины Гордеевой в Ютуб-передаче "Скажи Гордеевой", где в числе прочего высказал свое мнение, очень спокойное и корректное, по поводу происходящего в стране, о коллегах-врачах и их положении в обществе, процитировал строчку из песни любимого исполнителя (Noise MC). В прошлом месяце за это интервью московский суд отправил Сергея на 10 суток под арест, во время которого он получил недвусмысленные намеки, что дальше ему светит полноценное уголовное дело и реальный срок в тюрьме. Отбыв 10 суток, врач-педиатр с женой и ребенком уехал из страны.

Владелица сети кофеен

Алена Полякевич в течение 10 лет развивала свой маленький бизнес — сеть кофеен в Люберцах. В феврале в одно из них зашел военнослужащий, вернувшийся из зоны боевых действий в Украине, стал по-хамски себя вести, угрожать сотрудникам и мешать остальным посетителям. Владелица заведения "без мата и криков" указала посетителю на дверь, после чего подверглась травле, как со стороны "патриотически" настроенной общественности, так и со стороны суда — 45 тысяч штрафа и возбуждение уголовного дела. Девушка рассудила, что лучше эмиграция, чем ей "мама будет 10 лет носить сухари", и уехала из страны.

Реакция людей

Когда новости об отъезде Сергея с семьей и Алены распространились, практически все выразили удовольствие от этого события: и z-общественность, которая восприняла отъезд врача и владелицы бизнеса как еще одну победу над инакомыслием в стране, и противники войны из числа эмигрантов — они порадовались, что Бутрий и Полякевич теперь в безопасности. Попробуем посмотреть на эти два частных случая с более рационального ракурса, увидеть возможные последствия произошедшего и понять, кому же на самом деле стоит радоваться.

Кто уехал из страны?

Перед тем, как перейти к анализу последствий вынужденной эмиграции двух людей, давайте разберем, а кто именно в данном случае покинул Россию?

Фото из интернета
Фото из интернета

Во-первых, это представители общественно-важных профессий, овладение которыми требует 10 лет высококвалифицированного обучения и опыта работы. Если вам кажется, что ценен тут только врач, а владелица сети кофеен, построившая бизнес с нуля, "невелика потеря", то вы крупно ошибаетесь. Людей с предпринимательскими способностями во всем мире на порядок меньше, чем "исполнителей" — кто может выучится определенным навыкам, а потом воспроизводить одни и те же действия (сюда относятся и врачи, и учителя, и военные, и рабочие). Предприниматели каждый раз привносят в работу что-то новое, постоянно развиваются (иначе в бизнесе выжить невозможно), и это делает их "штучным товаром", примерно как ученых.

Во-вторых, уехали граждане самого "выгодного" возраста. Они уже получили образование, от садика до вуза, и им еще далеко до пенсионного возраста, когда они станут нагрузкой на пенсионный фонд и медицину. У них впереди 20 -30 лет, когда они будут активно работать, зарабатывать, платить налоги, потреблять товары и услуги, то есть тратить заработанные деньги в стране, где живут.

В третьих, это две единицы (на самом деле, четыре, ведь с Сергеем Бутрием уехала жена и ребенок) населения страны. Мужчина, у которого есть ребенок и возможно будут еще дети. Женщина, которая может стать женой и матерью.

Кому от этого будет хуже?

Когда мы описали людей, "выдворенных" из страны, стало очевидно, мне кажется, кому их отъезд выйдет боком. Назовем три стороны (на самом деле, их гораздо больше), которые что-то теряют.

Фото из интернета
Фото из интернета

1. Обычные россияне

Предпринимательница владела сетью кофеен в Люберцах (это Москва), педиатр также работал в московской клинике. И врачей, и бизнесменов в столице России много, и может показаться, что ничего страшного — место уехавших займут другие. Но это не так. Рассмотрим на примере Сергея Бутрия — да, его кабинет в клинике не будет пустовать, там появится другой доктор, и его пациенты не будут лишены врачебной помощи. Но этот другой доктор, чтобы занять место Сергея, уйдет из своей клиники, возможно более отдаленной от Москвы. На его место тоже кто-то придет, оставив прежнее место работы. Так как специалистам свойственно желание переходить от меньшей зарплаты к большей, от менее престижного места работы, к большему, то очевидно, что цепочка перестановок, начавшаяся с отъездом врача-педиатра, закончится тем, что в каком-то маленьком городке станет не два педиатра на весь город, а один. И вот эти пациенты почувствуют на себе негативный эффект от отъезда московского врача, про которого они даже ничего не знали.

То же самое с сетью кофеен — точки закроются, на их месте, может быть, появится аналог (менее качественный, так как чем ниже конкуренция, тем ниже качество, это закон рынка), а может и нет. Пропадет несколько рабочих мест, людям станет чуть сложнее найти работу и зарабатывать на жизнь. И конечно, не стоит забывать о посетителе-дебошире, с которого началась эта история — преисполнившись осознанием победы над кофейней на районе, он завтра продолжит так себя вести в других местах, что тоже не улучшит жизнь окружающих.

2. Власть

Да, та самая власть, которая делает все возможное, чтобы выдавить как можно больше "инакомыслящих" из страны или посадить их в тюрьму, если они не хотят уезжать. На короткой (очень короткой) дистанции кажется, что они в выигрыше: никто вслух не критикует их действия (что является базовым правом граждан свободных и благополучных стран). Но отсутствие критики не превращает эти действия в правильные, не отменяет катастрофу, к которой по всем фронтам приближается страна. А в перспективе нескольких лет эмиграция людей (и тех двух, которых мы обсуждаем, и тысяч им подобных) принесет много негативных последствий.

Наверно ни для кого не секрет, что сейчас в России быстрее всего растет доля граждан 60-70 лет — и чтобы государство могло обеспечивать их пенсиями, а также поддерживать на минимально достаточном уровне здравоохранение и образование, нужно, чтобы населения трудоспособного возраста было а) много б) они активно работали. А этого населения и так было недостаточно из-за демографических ям 80-90х, так его еще и проредили мобилизацией, эмиграцией и выдавливанием из страны. Думаю, через 3-4 года пенсионеры (и все остальные, кто получает выплаты: по инвалидности, потере кормильца и так далее) столкнутся с признаками банкротства бюджетной экономики, и речь зайдет об очередном повышении пенсионного возраста.

3. Государство

Если обычные люди почувствуют отъезд квалифицированных специалистов и полезных граждан почти сразу, власть — через пару-тройку лет, то на уровне государства эффект растянется на десятилетия. И он будет сокрушительным. Возьмем для примера противостояние США и СССР XX века — это было, по сути, соревнование концепций: капитализм против коммунизма. Когда в СССР высылали или убивали интеллигенцию и бизнес, в США их принимали и давали возможность жить и работать. В результате соединения уровня образования и предпринимательских способностей граждан (в том числе, эмигрантов) США — родина передовых технологий и дорогостоящих брендов. А СССР распался на фоне пустых полок и технологического отставания.

Тоже самое случится и в этот раз — изоляция от прогресса, импортозамещение, выдавливание современных специалистов приведет к отставанию в развитии страны.

Кто-то теряет, а кто-то находит

Кто же тогда окажется в плюсе от эмиграции Сергея Бутрия и Алены Полякевич? Тут тоже все очевидно.

фото из интернета
фото из интернета

Прежде всего — сами новоиспеченные эмигранты. Да, сначала будет трудно. Но в большинстве стран мира (по крайней мере, среди тех, куда люди стремятся эмигрировать) образованные и квалифицированные специалисты ценятся со всеми вытекающими последствиями в виде материального вознаграждения, карьеры, условий жизни и труда. Да, по работе сначала придется откатиться назад (я сегодня прочитала, что Алена Полякевич уже устроилась работать бариста в Тбилиси), но пройдя этот путь в одной стране, люди быстро смогут повторить успех в другой.

Также в выигрыше оказывается эмигрантское сообщество в тех странах, куда переезжают люди. Я помню, как в Анталии все русскоязычные жители (и россияне, и казахстанцы, и беларусы, и украинцы) радовались появлению врачей, психологов, логопедов и других специалистов из числа "военной" волны эмиграции.

Третьи (и возможно главные) выгодоприобретатели — страны, куда стремятся эмигранты. Они получают не просто рабочую силу и людей, которые в этой стране будут тратить деньги — они получают целое поколение будущих граждан, что в условиях демографических сложностей развитых стран, просто подарок судьбы.