Несколько лет назад в образовательные учреждения, дошкольные, школьные, средние спустили директиву, ввести инклюзивное образование. Что такое инклюзия?Инклюзия-это включение кого-либо или чего-либо в общественный процесс. Инклюзивное образование-это образование, которое доступно для всех независимо от физических, интеллектуальных, психических, языковых, культурно-этнических особенностей. Я не буду говорить о детях с физическими, культурно-этническими и языковыми особенностями, остановимся на интеллектуальных и психических. Простыми словами детские сады, школы, техникумы обязаны принимать детей с интеллектуальными и психическими отклонениями в развитии, для таких детей существует специальный термин - дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Давайте рассмотрим этот вопрос со стороны педагогов и нормотипичных детей. При поступлении в образовательное учреждение такого ребенка, педагог обязан написать для него отдельную программу (маршрутный лист), каждый специалист тоже. Далее начинаются трудовые будни! В группе или в классе примерно 30 детей, за каждым надо смотреть, каждого надо научить, накормить, погулять…. Хорошо если ребенок ОВЗ спокойный и живет в своем мирке, а если нет? Если у него истерики, триггеры, агрессия, припадки? Как это отразится на других детях, на учителе-воспитателе, сможет ли педагог правильно вести учебный процесс с таким ребенком в коллективе? Нет одназночно! Основное внимание ему придется уделять ребенку ОВЗ. Я из собственного опыта знаю об этом. Вот пример одного дня воспитателя в группе с ребенком аутистом, назовем его Саша.Так как Саша питается выборочно, то в саду он не завтракает, в 8.55 в раздевалке раздается плач, потом визг, потом слышатся удары, Саша бьет маму за то что она снимает с него сапоги! Мама буквально заносит Сашу в группу, мигом закрывает дверь и убегает. 9.00, начало занятий, ребенок лежит на полу, при попытке поднять его и посадить на стульчик начинает визжать, привлечь внимание игрушками, книжками и.т.д. не получается, начинается занятие с детьми. Через 5 мин Саша встает, начинает громко петь, разговаривать, танцевать, берет игрушки, кидает их. Младший воспитатель пытается его отвлечь, помогает на 2-3 мин. Если занятие творческое: лепка, рисование, аппликация, то становится ещё веселее, Саша отбирает у другого ребенка краски, пластилин, карандаши и начинает пробовать на вкус, особенно любит пластилин! Краски он наносит руками на себя, на соседа по столу, на пол, в общем куда достанет. Воду для мытья кисточек обязательно выльет на стол и работу соседа. Посадить его заниматься с другими детьми невозможно, он не понимает инструкций воспитателя и делает все вышеперечисленное. В итоге воспитатель все занятие следит за Сашей! Остальные дети справляются сами. Далее по расписанию физкультура или музыка, надо идти в зал, Саша боится и в раздевалке группы падает с истерикой на пол, в итоге воспитатель уводит детей на занятие в зал и возвращается к нему. Если в группе есть младший воспитатель это большая помощь, но бывает что она одна на две группы или на больничном. После занятий дети пью сок, Саше просто чашку в руки дать нельзя, он из нее все выльет на пол, надо стоять рядом и держать. Собираемся на прогулку, дети должны сходить в туалет перед тем как одеваться, Сашу надо подвести к унитазу и помочь ему попасть в него, иначе все вокруг будет в моче. Одеваемся гулять, Саша в истерике, не хочет надевать сапоги, кусается и бьет воспитателя. Выходим на площадку, лопатка, снежколеп, игрушки Саше не интересны, любимое занятие лечь на снег и его есть! Естественно воспитателю приходится его поднимать и стоять рядом с ним держа его за шарф, за руку он взять не дает. Если Саша не ест снег, он бегает по всем участкам, воспитатель за ним! А у воспитателя ещё 29 детей! Возвращаемся с прогулки, Сашу практически несут на руках, он рычит и визжит, не хочет уходить, 29 оставшихся детей чудом все возвращаются в группу! Раздеваемся, сапоги, истерика, валяние на полу. Обед, Саша не ест, ходит по группе, поет, танцует, бросается игрушками. В 13.00 Сашу забирают родители, у него занятие в детском центре! Саше почти шесть лет, диагноз тяжелая степень аутизма. Родителям было рекомендовано посещать специализированный детский, направление давали, но они отказались. Итог дня: воспитатель вымотан, дети не получили должного внимания! И так каждый день! Скажите, возможен ли в таких условиях полноценный педагогический процесс? В законе сказано, что таким детям положен тьютор, но к сожалению его в садах нет. Хорошо, если в саду есть специалисты: логопеды, дефектологи, психологи, они помогают, а если нет, то воспитатель справляется сам как может. Страдают другие дети! Не может обычный воспитатель или учитель учить ребенка с серьезными ментальными нарушениями, у него не хватит знаний и умений для этого. Для работы с детьми ОВЗ требуются другие специалисты, которые знают и умеют это делать, их этому учат! Для таких детей больше пользы будет в специализированных садах и школах, там малочисленные группы, другой режим дня, другая программа, индивидуальный подход, специальные педагоги, он большему научится.Пользы от обычного сада или школы не будет.