16 марта 1935 года родился народный артист Сергей Юрский. А примерно месяц назад, 8 февраля, исполнилось пять лет, как его с нами нет.
Не хватит пальцев на обеих руках, чтобы пересчитать те роли актёра, из которых хватило бы даже одной, чтобы навсегда вписать своё имя в историю отечественного кино.
А ведь в детстве он мечтал стать машинистом поезда. Ему казалось, что это самая романтическая и даже поэтическая профессия. Стук колес, новые города, новые впечатления. Он даже представлял, как под ритм колесного стука долгими часами в пути он будет писать стихи и даже сочинить песни. И ему казалось, что это и есть счастье. Что он, совершая очень полезную для общества работу машиниста, одновременно ещё будет заниматься творчеством.
Но в старших классах он стал прагматичным и даже в чём-то циничным юношей. Ему уже захотелось быть уважаемым и обеспеченным человеком. Для этого больше других, на его взгляд, подходили две профессии: зубной техник и адвокат. Но ковыряться в чужих зубах ему не хотелось. Поэтому после окончания школы (а её он окончил с золотой медалью) юноша поступил в университет, где стал изучать правоведение.
Именно там он впервые вышел на сцену студенческого театра и сразу понял, что и есть его настоящее призвание. После третьего курса Юрский перевёлся в театральный институт и больше своему любимому делу уже никогда не изменял. Его отец, которые в то время возглавлял «Ленконцерт», вначале попытался отговорить сына, но потом махнул рукой и благословил.
Ну а потом была блистательная во всех смыслах актёрская карьера. И было трудно выделить, где у него лучше получалось – в театре или в кино?
Но не зря я вам написал выше, что в детстве он мечтал что-то сочинять. Возможно, что мы потеряли в его лице если не будущего знаменитого поэта, то драматурга точно.
А дело в том, что Сергей Юрьевич часто правил сценарии к фильмам, в которых играл. Причем делал это так талантливо, что их авторы, заслуженные и авторитетные сценаристы и режиссёры, не только не были против, но и часто благодарили Юрского!
Ему удавалось, добавляя совсем небольшие штрихи к портрету героя, раскрыть его более ярко и интересно.
Например, в знаменитом фильме «Любовь и голуби» есть множество реплик дяди Мити, которые придумал сам Юрский. Причем большинство из них не были импровизациями на съёмочной площадке, а были написаны заранее, во время работы Юрского над ролью дома. Например, такие, уже ставшие крылатыми фразы его героя:
«Извините, что помешал вам деньги прятать»
«Инфаркт микарда, вот такой рубец. Вскрытие показало»
«А я со своей в контрах. Она там, а я тут. Она туда, а я сюда. Пускай помарафонит»
«День взятия Бастилии впустую прошел!»
и множество других подобных реплик были придуманы Сергеем Юрьевичем ещё до съёмок и были добавлены в уже утверждённый сценарий.
В театре у актёра была своя методика работы над ролью. Знающие люди говорили, что на новые спектакли с участием Юрского надо идти через два-три месяца после премьеры. Как минимум на двадцатый спектакль. Не раньше.
Дело в том, что свою роль Сергей Юрьевич улучшал от представления к представлению. Каждый раз он вносил небольшие новшества в характер своего героя и чутко следил за реакцией зала: на новое выражение лица в той или иной сцене, на какой-нибудь жест или паузу в нужном месте и т.д. Он в прямом смысле слова с помощью зрителей оттачивал свою роль от спектакля к спектаклю. И в итоге все его театральные работы превращались в маленькие или большие шедевры.
На съёмочной площадке он старался играть также, как в театре. Но здесь его зрителями были режиссёр, его помощники, коллеги-актёры, осветители и другие члены съёмочной группы:
«Я играл для них. Я жадно ловил невольные смешки и фырканье – реакцию на комический трюк. На репетициях мне было легко, я чувствовал, что завоевал свой «зал». На съемке реакция исчезла – обязательна тишина, и к тому же все были заняты своими делами. Мне становилось одиноко и неуютно. Единственный, кто следил за мной неотступно - это механический «марсианский» глаз камеры. В некоторых дублях мне удавалось преодолеть его замораживающий взгляд и сыграть, что называется, «полным дыханием». Но вот удивление! На экране оказалось, что это были худшие дубли...».
Мастера не стало 8 февраля 2019 года. Ему было 83 года. По словам врачей, он умер от остановки сердца. У артиста были хронические заболевания, в том числе и сахарный диабет.
«Он очень ослаб. Был высокий сахар, мы его сбивали. Как будто вдруг силы кончились. Бессилие с папой невозможно было связать. У меня полное ощущение, что это было его решение. Он сказал: «Я так не хочу». И тромб оторвался», – рассказала позже Дарья Юрская.
Сергея Юрьевича похоронили на Троекуровском кладбище. Рядом с его друзьями и коллегами на уже ставшей знаменитой актёрской аллее.
Вспоминая его реплику из фильма Меньшова, по поводу «я тут, а она там», хочется пожелать Наталье Максимовне Теняковой, чтобы она как можно больше «помарафонила». В этом году у замечательной актрисы будет юбилей.
Месяц назад исполнилось пять лет, как ушёл Юрский. А кажется, что вот сейчас он откроет дверь и, взмахнув рукой, что-нибудь выдаст забавное из своих ролей. Помню, как однажды, лет эдак дцать назад, он заглянул в редакторский отдел киностудии и, увидев своего старого приятеля, сразу же выдал: «Привет тебе, землянин. Ну что? Контора пишет?»
Сергей Полонский.
______________________
______________________
Если статья показалась вам интересной кликните 👍