Увеличение длины путей, плотность железнодорожной сети, сокращение количества опасных переездов, скорость электрификации - страны Балтии отстают по всем показателям.
В 1990 году длина железнодорожной сети ЕС составляла 218,6 тыс. км. К 2022 году она сократилась примерно до 202 131 км (на 7,5%), сообщает Eurostat.
Сильнее всего в период с 1990 по 2022 год выросла протяженность железной дороги Испании, причем как как по фактической длине (+3 900 км), так и в относительном выражении (+31,1%). За этот период увеличилась железнодорожная сеть в Эстонии (+14,5%; +150 км) и Нидерландах (+9,4%; +260 км).
Напротив, национальные сети значительно сократились с 1990 по 2022 год в Польше (-26,2%; -6 900 км) и Латвии (-22,2%; -500 км). То же самое относится и к двум крупнейшим национальным железнодорожным сетям ЕС: Франции (-19,4%, -6 700 км) и Германии (-11,8%, -5 200 км).
Железнодорожные сети и другие транспортные сети, как правило, концентрируются внутри и вокруг крупных городов и других населенных пунктов, в то время как в районах с низкой численностью населения и ограниченной промышленностью железнодорожных линий меньше. Таким образом, плотность железнодорожной сети, измеряемая в метрах железнодорожных путей на км2 площади, в целом ниже в странах с крупными и менее населенными регионами.
В ЕС страны с самой высокой плотностью железнодорожной сети расположены в центре Северной Европы, что отражает как высокую плотность населения, так и относительно высокие объемы грузовых перевозок. В 2022 году самая высокая плотность железнодорожной сети была в Чехии: 123,3 метра железнодорожных путей на км2. Другими странами ЕС с высокой плотностью населения были Бельгия (118,8 м/км2), Германия (109,9 м/км2) и Люксембург (104,8 м/км2).
В Греции была самая низкая плотность железнодорожной сети – 15,3 м/км2. Низкая плотность зафиксирована также в странах Северной Европы (Финляндия 19,4 м/км2; Швеция 26,8 м/км2), странах Балтии (Эстония 27,3 м/км2; Латвия 29,5 м/км2; Литва 30,6 м/км2), на Пиренейском полуострове (Португалия 27,8 м/км2, Испания 32,8 м/км2) и в Ирландии (29,8 м/км2).
Электрификация является ключевым элементом модернизации железнодорожных сетей. Она существенно снижает негативное воздействие железнодорожного транспорта на окружающую среду по сравнению с автомобильным транспортом и другими видами транспорта, в значительной степени зависящими от ископаемого топлива.
За период с 1990 по 2022 год был достигнут значительный прогресс в электрификации линий европейской железнодорожной сети. Если в 1990 году 40,2% железнодорожных линий в ЕС были электрифицированы, то к 2022 году эта доля увеличилась до 56,9%.
Самый сильный рост произошел в Португалии, где уровень электрификации вырос с 14,7 до 70,9%,. Другими странами ЕС, которые значительно продвинулись вперед за этот период, были Греция, Финляндия и Дания.
В 2022 году самая низкая доля электрифицированных линий была в Ирландии — всего 2,6%. Низок и уровень электрификации в странах Балтии: 7,9% в Литве, 11,9% в Эстонии и 13,5% в Латвии.
Самый высокий уровень электрификации в ЕС — в Люксембурге. В 2022 году 96,7% железнодорожных линий страны были электрифицированы. В Бельгии также наблюдался высокий уровень электрификации: 88,0% в 2022 году. Другими странами ЕС с высокими показателями электрификации являются Швеция (75,0%), Болгария (74,6%) и Нидерланды (74,5%).
В 2022 году в ЕС насчитывалось в среднем 46,5 железнодорожных переезда на 100 км железнодорожной линии по сравнению с 56,1 в 2010 году (-17,1%). Самая высокая распространенность железнодорожных переездов на 100 км железнодорожной линии в 2022 году была обнаружена в Чехии (83,7), за ней следуют Венгрия (76,5) и Нидерланды (74,1).
В период с 2010 по 2022 год количество железнодорожных переездов по отношению к длине сети сократилось в Швеции на 38,6%, в Дании на 34,5% и в Финляндии на 34,4%.
Что касается сокращения количества пассивных железнодорожных переездов, прогресс еще более заметен. В период с 2010 по 2022 год количество пассивных железнодорожных переездов в ЕС сократилось почти на треть, с 56 142 до 38 413 (-31,6%). Количество аварий на железнодорожных переездах за тот же период сократилось на 29,2%.
В абсолютных цифрах наибольшее сокращение достигнуто в Швеции (-55,1%), Германии (-45,7%), Польше (-29,6%) и Франции (- 33,1%). За этот период Дания сократила количество пассивных железнодорожных переездов на 83,4%.
В 2022 году в ЕС насчитывалось в среднем 19,0 пассивных железнодорожных переездов на 100 км железнодорожной линии, по сравнению с 27,5 в 2010 году (-31,0%). Самая высокая распространенность пассивных железнодорожных переездов на 100 км железнодорожной линии отмечена в Венгрии (39,8) и Чехии (37,9). Относительно большое количество пассивных железнодорожных переездов также наблюдалось в Ирландии, Швеции, Румынии, Хорватии, Польше, Эстонии и Финляндии: от 33,2 до 30,1 на 100 км железнодорожной линии.