Найти в Дзене
Любопытный дилетант

Загадочные обезьяны в Северной Америке: реликты или «пришельцы»?

Современные приматы делятся на две группы — широконосые и узконосые. Причём первые водятся в Южной Америке, вторые — в Африке. Возникли же первые приматы там, где сейчас Африка, а десятки миллионов лет назад была восточная часть южного континента — Гондваны, позже расколовшегося в том числе на Южную Америку и Африку. Но ещё в эоцене, сразу после вымирания динозавров, приматы водились не только в Африке и Южной Америке, но и по всей планете, включая Северную Америку, в том числе Заполярье. Благо, климат тогда был гораздо влажнее, теплее и ровнее, и там, где сейчас лежат ледники, шумели широколиственные леса. Потом же, через 30 с лишним миллионов лет после вымирания, наступил олигоцен, климат стал прохладнее и суше, а ландшафт в нынешних умеренных широтах совершенно перестал подходить для ведших древесный образ жизни приматов. В результате в Северной Америке и Европе, за исключением самого юга, граничащего с Африкой, приматы исчезли до прихода сначала гейдельбержцев, а потом и современны

Современные приматы делятся на две группы — широконосые и узконосые. Причём первые водятся в Южной Америке, вторые — в Африке. Возникли же первые приматы там, где сейчас Африка, а десятки миллионов лет назад была восточная часть южного континента — Гондваны, позже расколовшегося в том числе на Южную Америку и Африку.

Но ещё в эоцене, сразу после вымирания динозавров, приматы водились не только в Африке и Южной Америке, но и по всей планете, включая Северную Америку, в том числе Заполярье. Благо, климат тогда был гораздо влажнее, теплее и ровнее, и там, где сейчас лежат ледники, шумели широколиственные леса.

В эоцене приматы водились даже в Заполярье.
В эоцене приматы водились даже в Заполярье.

Потом же, через 30 с лишним миллионов лет после вымирания, наступил олигоцен, климат стал прохладнее и суше, а ландшафт в нынешних умеренных широтах совершенно перестал подходить для ведших древесный образ жизни приматов. В результате в Северной Америке и Европе, за исключением самого юга, граничащего с Африкой, приматы исчезли до прихода сначала гейдельбержцев, а потом и современных людей.

Однако в истории Северной Америки был краткий миг, когда после олигоценового вымирания приматы там появились вновь. Примерно 30 миллионов лет назад в североамериканской палеонтологической летописи неожиданно возникает небольшой род приматов Ekgmowechashala, относившихся к инфраотряду Adapiformes, столь же внезапно вымерший всего через пару миллионов лет. Причём кто они, собственно, такие, до сих пор не вполне ясно. То ли это недовымершие остатки эоценовых североамериканских обезьян, то ли они откуда-то пришли, но не сумели надолго задержаться.

А в начале олигоцена в Северной Америке был всего один род, да и тот не надолго.
А в начале олигоцена в Северной Америке был всего один род, да и тот не надолго.

Именно происхождением этих загадочных приматов и занялись, наконец, американские палеонтологи. Вообще-то куски челюстей явных Adapiformes они нашли ещё в 1995 году в Китае, в отложениях времён позднего эоцена, то есть незадолго до вымирания приматов в Северной Америке. Более того, на первый взгляд их зубы были почти один в один как зубы Ekgmowechashala. Но тогда эти находки учёных не особенно заинтересовали.

Вернулись к китайским Adapiformes только в начале 2020-х годов, чтобы детально сравнить их зубы с зубами найденных в 1960-х годах в центральных штатах США окаменелостей вида Ekgmowechashala philotau. В результате получилось, что названный Palaeohodites naduensis примат из Китая и в самом деле состоит в очень близком родстве с загадочными североамериканскими приматами.

Их родственники нашлись в Китае...
Их родственники нашлись в Китае...

Обнаружив такую незадачу, учёные принялись строить родословное древо приматов с учётом новых данных и находок. Получилось семейство Ekgmowechashalidae, в которое, кроме «американцев» Ekgmowechashala и «китайцев» Palaeohodites вошли ещё и роды Bugtilemur, Gatanthropus и Muangthanhinius, обитавшие в Пакистане и на юге Китая в конце эоцена — голоцене. Семейство же Ekgmowechashalidae, в свою очередь близко к семейству Sivaladapidae, тоже вымершему в голоцене.

Да и по всей Южной Азии тоже.
Да и по всей Южной Азии тоже.

То есть в Южной Азии к концу эоцена образовался своего рода природный резерват примитивных приматов Adapiformes, которые пережидали там трудные для них времена на границе эоцена и олигоцена. А когда ситуация с климатом немного исправилась, они снова расселялись оттуда буквально во все стороны.

То есть таинственные последние североамериканские приматы — вовсе не реликтовые остатки былого эоценового величия, а пришельцы с юга Азии, не сумевшие закрепиться на новом месте. И в Америку они пришли через Берингию, которая тогда была вовсе не проливом, а вполне себе перешейком между двумя материками — Евразией и Америкой. А выжить по пути через довольно-таки прохладные широты им помогло строение зубов, позволяющих питаться не только мягкими фруктами, но и твёрдыми семенами и орехами.