Найти тему

Чем удивил Эрмитаж? Французский фарфор XVIII века: оригиналы и подделки

Оглавление

Друзья, приветствую вас на канале "Фарфоровые путешествия". В марте этого года я осуществила давнее намерение - посмотреть коллекции фарфора в музеях Санкт-Петербурга. В этой статье я познакомлю вас с выставкой французского фарфора в Государственном Эрмитаже. Такого вы точно не увидите в Москве!

Немного об авторе канала

Я живу в столице, изучаю историю фарфора и часто бываю в музеях Москвы и Подмосковья. Я пишу статьи по художественному фарфору и публикую короткие видео. Кому интересна тема канала - присоединяйтесь, будем общаться!

Теперь, когда мы с вами познакомились, предлагаю перейти к рассказу про фарфоровое путешествие в Эрмитаж!

Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург. Фото автора
Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург. Фото автора

Почему Питер?

Конечно, я не могла обойти своим вниманием такой важный город, как Санкт-Петербург. Во-первых, в 1744 году в Петербурге открылась Невская порцелиновая мануфактура, позже переименована в Императорский фарфоровый завод. Это было первое в России государственное предприятие по выпуску фарфоровых изделий. Я съездила в музей ИФЗ, о чем будет одна из моих следующих статей.

Во-вторых, во дворцах и в том числе, в Зимнем, хранятся фарфоровые сокровища, приобретенные или полученные в дар российскими императорами и аристократами. Как минимум, я увидела в Эрмитаже огромное собрание итальянской майолики XVI века, «Сервиз с зелёной лягушкой» (Веджвуд, заказан Екатериной Великой), а также выставку ценнейшего фарфора Севрской королевской мануфактуры и его подражателей.

Бюст Екатерины из бисквита в окружении фарфоровых богатств. Фото автора
Бюст Екатерины из бисквита в окружении фарфоровых богатств. Фото автора

Выставка «Севрский фарфор и имитации. От преклонения до обмана».

Выставка организована в Зимнем дворце при участии Государственного музея-заповедника "Павловск" и частных коллекционеров.

Гордостью Эрмитажа является великолепная коллекция изделий Севра XVIII века, периода наивысшего расцвета королевской мануфактуры.

Первоначально производство находилось в Венсенне, но благодаря живейшему участию мадам Помпадур (знаменитой фаворитки короля) фабрика в 1756 году переместилась ближе к Парижу, в город Севр, где находится по настоящее время.

История фарфора знакома с огромным количеством заимствований, копирований и подражаний. Западные гончары успешно имитировали популярные китайские мотивы и рисунки. Впоследствии идеи известных предприятий - Мейсена, Севра, Вены, Веджвуда - перенимали другие фабрики и частные производства. Даже уважаемый завод Ф. Гарднера в начале своего пути подделывал клеймо Мейсенской мануфактуры. Что касается севрских мастеров, то до 1751 года фабрика подражала немцам, но потом, благодаря главному художнику Жану-Жаку Башилье (Jean-Jacques Bachelier) обрела собственный стиль и неповторимую роскошь.

Друзья, ваши лайки и подписки помогают каналу развиваться. без них автор может писать статьи, но их никто не увидит, потому что без лайков Дзен "считывает" материал неинтересным для читателей и перестает его показывать. Те, кто читает и смотрит видео, но не ставит лайк, может загубить канал, как ни грустно. Так работает интернет, поэтому все блогеры просят вас поставить лайк, оставить комментарий и подписаться.

Севрская фабрика находилась на финансировании короля Людовика XV, он же придумал клеймо - две перекрещенные буквы L. Позже клеймо несколько раз видоизменялось, в зависимости от периода выпуска и вида изделий. Благодаря маркировке, исследователи могут ориентироваться в периодах и определять подлинность изделий. Но при этом за 300 лет своего существования Севрская мануфактура страдает от разного рода фальсификаций.

Таблица с маркировкой севрских изделий. Фото с выставки в Эрмитаже
Таблица с маркировкой севрских изделий. Фото с выставки в Эрмитаже

На выставке в Синей спальне Зимнего дворца демонстрируются:

  • подлинные предметы, выполненные мастерами Севрской мануфактуры в XVIII - первой половине XIX века;
  • подлинники, выпущенные в начале XX века по формам XVIII века;
  • доделки взамен утраченных сервизов, изготовленные Императорским фарфоровым заводом г. Петербурга и мануфактурой Н.Б. Юсупова в Архангельском;
  • предметы, происхождение которых вызывает сомнения;
  • подделки и фальсификации.
Выставка в Синей спальне - еще одна попытка привлечь внимание к правильной атрибуции фарфоровых изделий. К сожалению, фарфор - хрупкий материал, и до нашего времени доходит мало подлинников. Эксперты относятся с "находкам" на рынках антиквариата с большим скепсисом и оценивают количество подделок в 90%.

Уже в XVIII-XIX веках появлялось много копий, более или менее похожих на оригинал. На частных фабриках XIX века на белых заготовках создавали росписи «под севр».

Во многом, узнаваемость Севра была связана с уникальными красками. Мадам де Помпадур принимала участие в создании палитры цветов. На её средства ставились эксперименты с цветными глазурями, которые принесли мануфактуре всемирную славу. Химик Жан Элло добился создания ярких, сочных оттенков, не выгоравших при обжиге. Среди самых известных - «королевский синий», «ляпис-лазурь», бирюзовый, небесно-голубой, зелёный и «розовый Помпадур», названный в честь покровительницы мануфактуры.

Ваза яйцевидной формы с декором в стиле шинуазри. Франция, Севрская фарфоровая мануфактура, 1780 г. Ваза является частью гарнитура из трех ваз, приобретенных Людовиком XVI в 1780 г. Постамент из золоченой бронзы изготовил Жан-Клод Дюплесси. Роспись выполнена Жан-Жаком Дье. Севрское происхождение компотьера в форме раковины вызывает вопросы. Специалистов настораживают слишком бледный розовый фон и недостаточно проработанная позолота.
Ваза яйцевидной формы с декором в стиле шинуазри. Франция, Севрская фарфоровая мануфактура, 1780 г. Ваза является частью гарнитура из трех ваз, приобретенных Людовиком XVI в 1780 г. Постамент из золоченой бронзы изготовил Жан-Клод Дюплесси. Роспись выполнена Жан-Жаком Дье. Севрское происхождение компотьера в форме раковины вызывает вопросы. Специалистов настораживают слишком бледный розовый фон и недостаточно проработанная позолота.

В России хранится немало севрского фарфора, благодаря тесным связям с французами и любви российской знати к красоте и роскоши.

Сахарница с крышкой на поддоне из Юсуповского сервиза. Франция, Севрская фарфоровая мануфактура, 1783,1784 гг.
Сахарница с крышкой на поддоне из Юсуповского сервиза. Франция, Севрская фарфоровая мануфактура, 1783,1784 гг.

Сервиз с камеями

В 1770-х гг. в искусстве Франции на смену барокко приходит новый художественный стиль - классицизм. Следуя новой моде, по заказу Екатерины II в 1778-1779 гг. был изготовлен бирюзовый сервиз, украшенный фризом из медальонов с имитациями камей. Рисунок фриза был заимствован из орнамента театра Марцелла в Риме. Первый севрский сервиз в стиле классицизма, был декорирован цветочным вензелем Екатерины II.

Сервиз с камеями стоил баснословных денег, предназначался в качестве подарка князю Г. А. Потемкину и находился в Таврическом дворце (сам дворец также был подарком императрицы). Позднее бывший фаворит продал императрице дворец, и, предположительно, изготовленный для него сервиз.

Чашка с блюдцем. Императорский Фарфоровый Завод, дополнение к Сервизу с камеями, 1840-е. При императоре Николае I художники ИФЗ попытались повторить знаменитый голубой севрский фон, но полного сходства не достигли.
Чашка с блюдцем. Императорский Фарфоровый Завод, дополнение к Сервизу с камеями, 1840-е. При императоре Николае I художники ИФЗ попытались повторить знаменитый голубой севрский фон, но полного сходства не достигли.

С середины XVIII в. цветные фоны на мягком фарфоре прославили мануфактуру на весь мир. Большие столовые и десертные сервизы, изготовлявшиеся по заказу Людовика XV в середине 1750-х гг., производили и в течение следующих нескольких десятилетий - вплоть до падения режима. Листайте фото.

Благодаря тому, что в России появились многопредметные столовые и десертные сервизы, часть изделий пришлось копировать взамен утраченных. Изготовлением доделок занимались чаще всего на Императорском фарфоровом заводе.

Передача бутылочная и горшочек для соуса с крышкой, Императорский Фарфоровый Завод, 1792-1801 гг. Подражание сервизу "Сад".
Передача бутылочная и горшочек для соуса с крышкой, Императорский Фарфоровый Завод, 1792-1801 гг. Подражание сервизу "Сад".

Успеха в имитации севрских изделий достигли художники юсуповской живописной мастерской в имении "Архангельское".

Слева - Тарелка мелкая. Фарфоровое заведение князя Н. Б. Юсупова в имении Архангельское, 1824 г. Подражание сервизу "Сад". Справа - тарелка мелкая из сервиза "Сад" ( "Jardin"), Франция, Севрская фарфоровая мануфактура, 1792.
Слева - Тарелка мелкая. Фарфоровое заведение князя Н. Б. Юсупова в имении Архангельское, 1824 г. Подражание сервизу "Сад". Справа - тарелка мелкая из сервиза "Сад" ( "Jardin"), Франция, Севрская фарфоровая мануфактура, 1792.

Фальконе и его оригинальные скульптуры

Выдающийся Этьен Морис Фальконе создал серию бисквитных ангелочков в стиле рококо ( путти – амуров), которые пользовались огромной популярностью. Статуэтки входили в парадный столовый сервиз, выпускаемый Севрской мануфактурой. Фальконе сотрудничал с Франсуа Буше, автором изящных многофигурных групп.

Мода на статуэтки распространилась не только во Франции, но и в других странах Европы. Как следствие, появилось множество копий и подражаний французским путти.

Э. М. Фальконе. Грозящий Амур. Франция, Севрская фарфоровая мануфактура, 1761 г. (модель 1758 г.). Пьедестал для бисквитной статуи с надписью OMNIA VINCIT AMOR ( лат. "Любовь побеждает все") - 1760 г. Постаменты могли продаваться отдельно от фигур. На лазурно-голубом фоне ( Bleu lapis) расположен золоченый декор вермикуле.
Э. М. Фальконе. Грозящий Амур. Франция, Севрская фарфоровая мануфактура, 1761 г. (модель 1758 г.). Пьедестал для бисквитной статуи с надписью OMNIA VINCIT AMOR ( лат. "Любовь побеждает все") - 1760 г. Постаменты могли продаваться отдельно от фигур. На лазурно-голубом фоне ( Bleu lapis) расположен золоченый декор вермикуле.
Э. М. Фальконе. По рисунку Франсуа Буше. Группа "Изнанка листа". Франция, Париж, Мануфактура на ул. Ла Рокет . Вторая половина XVIII века.
Э. М. Фальконе. По рисунку Франсуа Буше. Группа "Изнанка листа". Франция, Париж, Мануфактура на ул. Ла Рокет . Вторая половина XVIII века.

Севрские изделия, принадлежавшие императору Павлу и его супруге

В 1781-1782 годах великий князь Павел Петрович с супругой Марией Федоровной побывали в Европе под именами граф и графиня Северные. Во время поездки во Францию, наследник престола с супругой посетили Королевскую мануфактуру в Севре и получили ценные подарки. Среди них - роскошный туалетный прибор, украшенный росписью эмалями, из более чем 60 предметов.

Роспись эмалями, имитирующая драгоценные камни, была нововведением, которое связано с именами двух мастеров: живописца Севра Филиппа Парпетта и независимого эмальера Кото, исполнявшего работы для мануфактуры.

В Эрмитаже сохранилась ваза Башелье с ювелирной росписью эмалями и подписью исполнителя декора Кото. Это единственная севрская вещь, подписанная его полным именем. Подпись Кото и необычайно богатый эмалевый декор делают вазу уникальным экспонатом Эрмитажа. Хранитель фарфора в Лувре (Пьер Энне) предположил, что ваза была преподнесена цесаревичем императрице Екатерине II по возвращении из путешествия.

Изделия Севра, привезенные великокняжеской четой. Ваза Башелье, 1782 г. После 1784 года число изделий с эмалевым декором значительно уменьшилось, а в 1786 году полностью исчезли. Ваза-часы, Франция, Севрская фарфоровая мануфактура, 1780 г. Приvер "королевского синего" фона ( bleu roi). Образец стиля Людовика XVI.
Изделия Севра, привезенные великокняжеской четой. Ваза Башелье, 1782 г. После 1784 года число изделий с эмалевым декором значительно уменьшилось, а в 1786 году полностью исчезли. Ваза-часы, Франция, Севрская фарфоровая мануфактура, 1780 г. Приvер "королевского синего" фона ( bleu roi). Образец стиля Людовика XVI.

Эта техника применялась на протяжении недолгого периода, с 1778 по 1786 г., и использовалась для украшения наиболее дорогих вещей, в частности того самого туалетного гарнитура, преподнесенного королевой Марией-Антуанеттой великой княгине Марии Федоровне (гарнитур находится в ГМЗ «Павловск»).

Чашка с блюдцем формы "энфонсе". Франция, Севрская фарфоровая мануфактура ( ? )1780 (?) Декор XIX в.
Чашка с блюдцем формы "энфонсе". Франция, Севрская фарфоровая мануфактура ( ? )1780 (?) Декор XIX в.

Собрание севрского фарфора в Эрмитаже не ограничивается имуществом царской семьи. Несколько произведений Севра попали в музей из остатков собраний, приобретенных семьей аристократов Голицыных.

"...существует очень много сознательных подделок, которые вытесняют подлинный Севр, создают ложное представление о том, как выглядел севрский фарфор в XVIII столетии. Наша выставка построена на сопоставлении оригиналов и подражаний, доделок, фальсификаций». Ян Виленский, куратор выставки.
Подставка с горшочками для конфитюра тройная с крышками. Франция или Англия ? XIX в.
Подставка с горшочками для конфитюра тройная с крышками. Франция или Англия ? XIX в.
Кувшин с тазиком. Франция, Севрская фарфоровая мануфактура (?),  1772 г. Наличие большого количества резервов с цветами  на горлышке кувшина - характерные признаки фальсификаций XIX века. При этом высокое качество и ровность розового фона и зеленых лент и позолоты. Один из предметов выставки, принадлежность к Севру которого под вопросом.
Кувшин с тазиком. Франция, Севрская фарфоровая мануфактура (?), 1772 г. Наличие большого количества резервов с цветами на горлышке кувшина - характерные признаки фальсификаций XIX века. При этом высокое качество и ровность розового фона и зеленых лент и позолоты. Один из предметов выставки, принадлежность к Севру которого под вопросом.

Выставка «Севрский фарфор и имитации. От преклонения до обмана» проходит в Главном музейном комплексе с 7 декабря 2023 года по 22 сентября 2024 года.

В подготовке статьи использовались:

1. Материалы с выставки «Севрский фарфор и имитации. От преклонения до обмана».

2. Электронная книга "Франция. История создания королевской мануфактуры французского фарфора". Академик АРИТПБ, к.т.н. Кузьмина Вера Павловна. 2021 г.

3. «Белое золото" Севра. Севрский фарфор XVIII века в собрании Эрмитажа. Издательство Государственного Эрмитажа, Санкт-Петербург, 2005 г.

4. Каталог коллекции "Севрский фарфор XVIII века". Издательство Государственного Эрмитажа, Санкт-Петербург, 2005 г. Сост. Н. Ю. Бирюкова, Н.И. Казакевич.

Подписывайтесь на мои социальные сети о фарфоре и керамике!

На рутубе я делюсь видео и роликами, на мой взгляд, смотреть их там удобнее, так как нет такого количества рекламы, как на Дзене.

Канал Фарфоровые путешествия на RUTUBE

Подписывайтесь в Телеграм: https://t.me/myloveiscups

Вконтакте: https://vk.com/myloveiscups

Инстаграм @porcelainandtravel