Ангелы — это бестелесные и бессмертные жители незримого людям небесного мира, первые существа, которых сотворил Господь. Это вестники и служители Божии, по воле Его принимающие участие в ходе человеческой истории, о чем не единожды свидетельствует Священное писание.
С началом развития раннехристианского искусства начинаются и попытки художников и иконописцев создавать изображения ангелов. Основная проблема иконографии ангелов, в отличие от иконографии Спасителя, Божией Матери и святых, заключается в необходимости зримо изобразить духовное существо, не имеющее материального образа. Изображение ангела в большей степени — это символ. И складывается оно из символических элементов, каждый из которых обусловлен историческим контекстом и культурными традициями эпохи создания.
Православная иконография ангелов
Церковное учение об ангелах сложилось к V-VI веку во многом благодаря труду Псевдо-Дионисия Ареопагита «О небесной иерархии», который описал устройство ангельского мира и их чинов.
Большинство отцов Церкви соглашалось, что ангельский мир был создан Богом до мира людей, в первый день творения. Ангелы бесплотны и бессмертны, они не имеют земного материального тела, не подчинены земным законам времени и пространства. Главная цель их существования — любить и прославлять Бога. Однако они не лишены духовных страстей, так как совершенен только Бог.
Слово «ангел» означает «вестник». Служение светлых духов — нести в земной мир волю Всевышнего. Апостол Павел пишет: «Все ангелы — это только духи, Богу служащие и посылаемые Им в помощь тем, кто должен наслОдеяния Ангеловедовать спасение» (Евр. 1:14). На страницах Ветхого и Нового Заветов описывается множество случаев явления ангелов людям. Эти сюжеты впоследствии воплощались иконописцами на иконах, фресках и мозаиках при росписи храмов. Некоторые из них повсеместно известны и распространены, например, сцены жертвоприношения Авраамом Исаака и Благовещения, которые часто находятся в алтарном пространстве храмов. Другие встречаются реже: явление ангела Валааму, Иисусу Навину, пророку Даниилу, пророку Илии и другие. Первые изображения ангелов, которые сохранились до наших дней — это росписи на стенах катакомб.
Одеяния Ангелов
По словам святителя Игнатия Брянчанинова, «Ангелы, являясь человекам, всегда являлись в виде человеков»1. Опираясь на описания, приведенные в Священном Писании, иконописцы выработали образ ангела как прекрасного юноши с крыльями, облаченного в блистающие белые одежды. И хотя никакой обязательной цветовой гаммы для одежд ангелов не существует, до VII века в их иконографии преобладал именно белый цвет как символ чистоты и святости.
Внешним видом, одеянием иконописцы подчеркивали ангельское служение. Также одежда и другие атрибуты были обусловлены принятыми традициями и культурными реалиями того места и времени, в котором создавалась икона. Поэтому ангелов писали на иконах в античных и византийских одеяниях, в одеждах царей, императоров, военачальников, священнослужителей и даже монахов.
● На заре раннехристианского искусства был распространен тип изображения ангелов в простых апостольских облачениях.
● С VIII века ангелов и архангелов под влиянием византийских традиций начинают изображать в богатых придворных и царских одеждах, которые затем получили название лоратные.
Архангел Михаил (каменная россыпь).
В таком одеянии архангелы изображаются в композиции «Собор архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных»:
Собор Архангела Михаила (каменная россыпь). Мастерская Свято-Елисаветинского монастыря
● Существуют также иконографические сюжеты, изображающие литургическую жизнь («Небесная литургия», «Причащение апостолов» и др.), на которых ангелы предстоят в священническом облачении — диаконском или иерейском, элементами которого являются стихарь, орарь или фелонь. На таких иконах они могут держать чашу, рипиды, кадило и другие атрибуты алтарного пространства.
● Еще один тип изображения ангелов в православии — в одеждах военачальников. Он также восходит к римской и византийской эпохам и в своих элементах отражает их традиции. Чаще всего в виде воина изображают архистратига Михаила, предводителя небесного воинства. На иконах он облачен в доспехи полководца и сагион — воинский плащ.
● А с начала XIV века появляется новый иконографический тип — образ ангела в монашеских одеждах. Его основным отличием является куколь — головной убор монаха-схимника на голове ангела и палий — длинный плащ поверх рясы.
Символизм деталей
В течение веков в православной Церкви выработалось большое многообразие иконографических типов. На одних иконах ангелы изображены в доспехах воинов и держат в руках оружие, для других изображений характерны иные самые разнообразные элементы: богослужебные предметы, трубы, огненный бич, растения. На фресках, иконах, мозаиках встречаются детали, которым не всегда можно придать значение, однако все они наполнены глубоким смыслом и богословским символизмом. Рассмотрим основные атрибуты, которые характерны для иконографии ангелов.
Крылья — знак вестника
О крыльях ангелов упоминается уже в Библии. Но иконописцы не сразу стали их так изображать. В раннехристианском искусстве, например, на фресках в катакомбах сложно отличить ангела от обычного человека. Крылья были характерны для античного искусства и часто являлись атрибутом языческих божеств. По этой причине приблизительно до III-IV веков христиане избегали этого символа и неотъемлемым элементом иконографии ангелов он становится позже.
Крылья — символ служения ангелов в роли посланников Божиих. Это образная метафора быстроты и полета, понятный в человеческом восприятии способ перемещения ангелов в пространстве.
На разных этапах развития искусства способы изображения крыльев ангелов отличались. Позже сформировался единый преобладающий тип, которому свойственна незаметная деталь, закрепившаяся в русской и византийской иконографии — подпапоротки. Подпапоротки — это отличающаяся по цвету часть перьев, которая находится в нижней части крыла, обычно светлая. Эта деталь важна, поскольку является отличительным признаком светлых ангелов от падших духов.
Жезл, зерцало и тороки — знаки власти и силы.
Одним из смыслов, который закладывали иконописцы в изображения ангелов, была идея силы, власти и всемогущества Бога, которому они служат. Символами данной от Бога ангелам власти являются, например, жезл, зерцало, тороки. Часто все эти элементы соседствуют на одной иконе.
● Жезл — это атрибут, присущий правителям и патриархам. На некоторых изображениях, например, в сцене поклонения волхвов Младенцу Христу, ангелы держат в руках длинные церемониальные жезлы, что подчеркивает торжественность события. Жезл может также иметь вид лабарума — древка с полотнищем византийского происхождения, на котором изображен крест или надпись «Свят, Свят, Свят».
● Зерцало (или держава) имеет форму полупрозрачного шара или сферы, а также часто — изображение креста или монограммы Христа. Этот атрибут известен еще в античном искусстве и означает власть над вселенной. Обычно с зерцалом в руках пишут архангелов — Михаила и Гавриила.
Икона Ангела Хранителя, написанная россыпью измельченных самоцветов. Мастерская Свято-Елисаветинского монастыря.
● Тороки — диадема, в античности имевшая вид ленты, которая повязывалась вокруг головы. Их носили императоры и жрецы, поэтому этот элемент в иконографии является символом власти и священного служения.
Литургические символы
● Рипиды — в переводе с греческого — «опахало» или «веер». С древности рипиды имели практическое предназначение, их использовали в храмах во время совершения таинства Евхаристии, чтобы отгонять от престола насекомых. В иконографии этот предмет приобрел метафорический смысл: с помощью рипидов, имеющих вид золотого или серебряного круга с изображением шестикрылого Серафима на нем ангелы отгоняют падших духов от места, где совершается Евхаристия.
● Важным элементом некоторых иконографических типов ангелов также являются Орудия Страстей Господних: крест, копие, чаша и трость с губкой, смоченной уксусом. В частности, с этими предметами в руках они изображаются на Страстной иконе Божией Матери.
Православная иконография архангелов
В Священном Писании и Предании больше упоминаний касается архангелов, поэтому их иконография богата разнообразными сюжетами.
В наше время в православной Церкви почитают восемь архангелов: Михаила, Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила. Но почитать всех их стали не сразу — на средневековых росписях и мозаиках часто можно увидеть композицию лишь с четырьмя первыми архангелами. Остальные на русских иконах появились только после XVIII века под влиянием Западной Церкви.
Архангел Михаил является начальником над всеми ангельскими чинами. Его имя в переводе с еврейского означает «Кто, как Бог». Как предводителя Небесного Воинства, противостоящего диаволу, его называют архистратигом. Соответственно, самое частое изображение его на иконах — в виде воина, в доспехах и с оружием.
Архангел Михаил (каменная россыпь). Мастерская Свято-Елисаветинского монастыря.
Об Архангеле Михаиле говорится в книге пророка Даниила (600 г. до Р.Х.). Даниил пророчествует о помощи Архангела христианам во времена Антихриста: «И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге» (Дан 12:1).
Согласно христианскому вероучению, в большинстве случаев, когда в Писании говорится о явлении Архангелов людям без упоминания конкретного имени, речь идет именно о Михаиле. Таких сюжетов множество, и все они нашли свое отражение в иконографическом искусстве, вот некоторые из них: «Уничтожение Содома и Гоморры», «Спасение трех отроков в пещи огненной», «Спасение пророка Даниила во рву со львами», «Помощь Иисусу Навину при Иерихоне», «Чудо Архангела Михаила в Хонех», «Изведение апостола Петра из темницы».
Особо почитали архангела в Византии: его именем были крещены многие императоры, с его изображением чеканили монеты, в его честь возводилось бесчисленное множество церквей и монастырей. Архангела Михаила почитали как покровителя на войне и в ратных делах, впоследствии такое почитание распространилось и на Руси.
Существует образ, известный только в русском искусстве — «Архангел Михаил — грозных сил воевода». Он является аллюзией на Откровения Иоанна Богослова. В иконе раскрываются темы конца света и Страшного Суда, последней битвы Архангела Михаила, одновременно с чем изображено и свержение падшего ангела Сатаны в начале сотворения мира.
Архангел Гавриил — «Крепость или сила Божия». Именно этого архангела мы видим в роли посланника, носителя благих вестей от Бога людям в многочисленных эпизодах Священного писания. Архангел Гавриил являлся праведному Захарии, пресвятой Богородице и во сне праведному Иосифу — эти сюжеты являются самыми распространенными в его иконографии.
Также много сведений об архангеле Гаврииле содержится в апокрифической литературе, например, в книге Еноха.
Часто на иконах изображают архангела с ветвью или цветком — символами благой вести. Кроме того, иконы архангела Гавриила могут содержать другие элементы, характерные для ангельской иконографии — зерцало, жезл, свиток, меч, фонарь со свечой.
Архангел Рафаил — «Исцеление Божие». В христианстве почитается как целитель, покровитель путешественников и паломников. На иконах изображается держащим сосуд с целительными снадобьями или же рыбу. Основа этих иконографических сюжетов — в книге Товит, которая была написана в начале II века до Рождества Христова, неканонической в православии. В книге описывается история юноши Товии, сына добродетельного страждущего слепотой старика Товита. Отец юноши отправляет его в странствие за отданным им когда-то на хранение серебром, и проводником его незримо становится архангел Рафаил. По дороге Товия останавливается на берегу реки, где на него нападает огромная рыба. Архангел повелевает юноше разделать ее и взять сердце, печень и желчь, которые обладают целебными свойствами. С помощью этих средств архангел Рафаил затем исцеляет невесту Товии от одержимости и отца его от слепоты. Много картин, иллюстрирующих сюжеты из книги, было создано в эпоху Ренессанса.
Архангел Уриил — «Свет, огонь Божий», просвещающий сердца людей и зажигающий их любовию к Богу. Согласно книге Еноха, Уриил управляет небесными светилами. Апокрифы свидетельствуют, что именно архангел Уриил помогал праведной Елисавете, когда та с сыном бежала в пустыню, а затем вывел Иоанна Предтечу к людям. Также упоминание об архангеле есть в неканонической третьей книге Ездры. На иконах Уриил изображается держащим меч в одной руке и пламень или же светильник — в другой.
Архангел Селафиил — «Молитвенник Божий». Изображается в молитвенной позе, со сложенными крестообразно на груди руками.
Архангел Иегудиил — «Славящий Бога, хвала Божия». В правой руке он держит золотой венец — награду праведным, а в левой — бич, воздаяние грешным.
Архангел Варахиил — «Благословение Божие». Изображается чаще всего держащим розы, которые символизируют благословение Божие, посылаемое через архангела людям на всякое доброе дело.
Архангел Иеремиил — «Высота Божия». Упоминается в третьей книге Ездры: вместе с архангелом Уриилом он приходит к священнику Ездре, который после разрушения первого Иерусалимского храма в скорби о своем народе взывал к Богу. На вопрос Ездры о знамениях, предшествующих концу мира, архангел сообщает, что это известно только Богу. В иконографии отличительными атрибутами редких изображений Иеремиила являются свеча или весы.
Изображение Ангела Хранителя
Ангел Хранитель — это светлый дух, который, согласно православному вероучению, неустанно сопровождает христианина с момента его крещения. Вопрос об иконографии Ангела Хранителя спорный и сложный. Исследователи считают, что, поскольку человек не может увидеть своего Ангела Хранителя и его истинный вид открывается лишь в момент перехода христианина из временной жизни в жизнь вечную, изображать его нельзя, так как образ не может быть истинным2.
И если архангелов в их временном земном воплощении видели святые и пророки, к которым их посылал Господь, ангелов видели мироносицы у Гроба Господня и пастухи у Вифлеемской пещеры, то образ Ангела Хранителя ничем не обоснован и является работой ума иконописца.
Иконы Ангела Хранителя на Руси стали появляться только в XVI-XVII веках. Эталоном для иконописцев послужил образ Архистратига Михаила из Архангельского собора Московского кремля (XV в.), на полях которого изображены его деяния. Архангел Михаил на этой иконе символически выступает хранителем и защитником Руси. Здесь и началось заимствование элементов архангельской иконографии в воплощении образа Ангела Хранителя.
Многие традиционные элементы иконографии ангелов и архангелов, как, например, светлые одежды или доспехи воина, атрибуты в руках можно увидеть и на иконах Ангела Хранителя, которые создают современные иконописцы.
Официально почитание ангелов в христианстве было установлено в 360 году на поместном Лаодикийском соборе. На соборе осудили ересь об ангелах как творцах мира и утвердили учение о бесплотных духах, служащих Богу и помогающих людям. Празднование Собора Архангела Михаила и всех Небесных Сил Бесплотных было установлено на 8 ноября. Также православная Церковь посвящает Небесному воинству понедельник — день сотворения Бесплотных сил — в недельном круге богослужений.
_________
1 Святитель Игнатий Брянчанинов. Слово о смерти. М., 1991 г.
2 В. Кутковой. Ангел Хранитель как личность и проблемы его изображения в православной иконописи.
В статье использовались материалы сайта angelologia.ru
КАТАЛОГ ИЗДЕЛИЙ СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКОГО МОНАСТЫРЯ