Найти тему

Всё об иконах ангелов и архангелов

Оглавление

Ангелы — это бестелесные и бессмертные жители незримого людям небесного мира, первые существа, которых сотворил Господь. Это вестники и служители Божии, по воле Его принимающие участие в ходе человеческой истории, о чем не единожды свидетельствует Священное писание.

С началом развития раннехристианского искусства начинаются и попытки художников и иконописцев создавать изображения ангелов. Основная проблема иконографии ангелов, в отличие от иконографии Спасителя, Божией Матери и святых, заключается в необходимости зримо изобразить духовное существо, не имеющее материального образа. Изображение ангела в большей степени — это символ. И складывается оно из символических элементов, каждый из которых обусловлен историческим контекстом и культурными традициями эпохи создания.

-2

Православная иконография ангелов

Церковное учение об ангелах сложилось к V-VI веку во многом благодаря труду Псевдо-Дионисия Ареопагита «О небесной иерархии», который описал устройство ангельского мира и их чинов.

Большинство отцов Церкви соглашалось, что ангельский мир был создан Богом до мира людей, в первый день творения. Ангелы бесплотны и бессмертны, они не имеют земного материального тела, не подчинены земным законам времени и пространства. Главная цель их существования — любить и прославлять Бога. Однако они не лишены духовных страстей, так как совершенен только Бог.

Слово «ангел» означает «вестник». Служение  светлых духов — нести  в земной мир волю Всевышнего. Апостол Павел пишет: «Все ангелы — это только духи, Богу служащие и посылаемые Им в помощь тем, кто должен наслОдеяния Ангеловедовать спасение» (Евр. 1:14). На страницах Ветхого и Нового Заветов описывается множество случаев явления ангелов людям. Эти сюжеты впоследствии воплощались иконописцами на иконах, фресках и мозаиках при росписи храмов. Некоторые из них повсеместно известны и распространены, например, сцены жертвоприношения Авраамом Исаака и Благовещения, которые часто находятся в алтарном пространстве храмов. Другие встречаются реже: явление ангела Валааму, Иисусу Навину, пророку Даниилу, пророку Илии и другие. Первые изображения ангелов, которые сохранились до наших дней — это росписи на стенах катакомб.

Валаам и ангел, преграждающий ему дорогу. Катакомба на Виа Латина. Рим. IV в.
Валаам и ангел, преграждающий ему дорогу. Катакомба на Виа Латина. Рим. IV в.

Одеяния Ангелов

По словам святителя Игнатия Брянчанинова, «Ангелы, являясь человекам, всегда являлись в виде человеков»1. Опираясь на описания, приведенные в Священном Писании, иконописцы выработали образ ангела как прекрасного юноши с крыльями, облаченного в блистающие белые одежды. И хотя никакой обязательной цветовой гаммы для одежд ангелов не существует, до VII века в их иконографии преобладал именно белый цвет как символ чистоты и святости.

Внешним видом, одеянием иконописцы подчеркивали ангельское служение. Также одежда и другие атрибуты были обусловлены принятыми традициями и культурными реалиями того места и времени, в котором создавалась икона. Поэтому ангелов писали на иконах в античных и византийских одеяниях, в одеждах царей, императоров, военачальников, священнослужителей и даже монахов.

Мозаика «Христос на троне с ангелами». Равенна, Италия. Ангелы на мозаике облачены в белое апостольское одеяние: хитон, гиматий, хламиду, у каждого — посох. Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово, VI в.
Мозаика «Христос на троне с ангелами». Равенна, Италия. Ангелы на мозаике облачены в белое апостольское одеяние: хитон, гиматий, хламиду, у каждого — посох. Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово, VI в.

● На заре раннехристианского искусства был распространен тип изображения ангелов в простых апостольских облачениях.

● С VIII века ангелов и архангелов под влиянием византийских традиций начинают изображать в богатых придворных и царских одеждах, которые затем получили название лоратные.

На иконе — традиционные элементы лоратного облачения: далматик, плащ и лор (широкая золотая лента). Мастерская Свято-Елисаветинского монастыря.
На иконе — традиционные элементы лоратного облачения: далматик, плащ и лор (широкая золотая лента). Мастерская Свято-Елисаветинского монастыря.

Архангел Михаил (каменная россыпь).

В таком одеянии архангелы изображаются в композиции «Собор архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных»:

-6

Собор Архангела Михаила (каменная россыпь). Мастерская Свято-Елисаветинского монастыря

● Существуют также иконографические сюжеты, изображающие литургическую жизнь («Небесная литургия», «Причащение апостолов» и др.), на которых ангелы предстоят в священническом облачении — диаконском или иерейском, элементами которого являются стихарь, орарь или фелонь. На таких иконах они могут держать чашу, рипиды, кадило и другие атрибуты алтарного пространства.

«Небесная литургия. Ангелы-диаконы». Церковь монастыря Грачаница. Сербия, XIV в.
«Небесная литургия. Ангелы-диаконы». Церковь монастыря Грачаница. Сербия, XIV в.

●  Еще один тип изображения ангелов в православии — в одеждах военачальников. Он также восходит к римской и византийской эпохам и в своих элементах отражает их традиции. Чаще всего в виде воина изображают архистратига Михаила, предводителя небесного воинства. На иконах он облачен в доспехи полководца и сагион — воинский плащ.

Явление Архангела Михаила Иисусу Навину. Конец XVII в.
Явление Архангела Михаила Иисусу Навину. Конец XVII в.

● А с начала XIV века появляется новый иконографический тип — образ ангела в монашеских одеждах. Его основным отличием является куколь — головной убор монаха-схимника на голове ангела и палий — длинный плащ поверх рясы.

Сцена из жития св. Пахомия Великого, основателя монашества: ангел в образе схимника вручает св. Пахомию свиток с монастырским уставом. Элементы монашеского одеяния ангела: ряса, палий, куколь. Монастырь Святого Николая Анапавсаса в Метеорах, Греция. XVI в.
Сцена из жития св. Пахомия Великого, основателя монашества: ангел в образе схимника вручает св. Пахомию свиток с монастырским уставом. Элементы монашеского одеяния ангела: ряса, палий, куколь. Монастырь Святого Николая Анапавсаса в Метеорах, Греция. XVI в.

Символизм деталей

В течение веков в православной Церкви выработалось большое многообразие иконографических типов. На одних иконах ангелы изображены в доспехах воинов и держат в руках оружие, для других изображений характерны иные самые разнообразные элементы: богослужебные предметы, трубы, огненный бич, растения. На фресках, иконах, мозаиках встречаются детали, которым не всегда можно придать значение, однако все они наполнены глубоким смыслом и богословским символизмом. Рассмотрим основные атрибуты, которые характерны для иконографии ангелов.

Крылья — знак вестника

О крыльях ангелов упоминается уже в Библии. Но иконописцы не сразу стали их так изображать. В раннехристианском искусстве, например, на фресках в катакомбах сложно отличить ангела от обычного человека. Крылья были характерны для  античного искусства и часто являлись атрибутом языческих божеств. По этой причине приблизительно до III-IV веков христиане избегали этого символа и неотъемлемым элементом иконографии ангелов он становится позже.

Благовещение. Фреска. Катакомбы Присциллы, Рим. III в.
Благовещение. Фреска. Катакомбы Присциллы, Рим. III в.

Крылья — символ служения ангелов в роли посланников Божиих. Это образная метафора быстроты и полета, понятный в человеческом восприятии способ перемещения ангелов в пространстве.

На разных этапах развития искусства способы изображения крыльев ангелов отличались. Позже сформировался единый преобладающий тип, которому свойственна незаметная деталь, закрепившаяся в русской и византийской иконографии — подпапоротки. Подпапоротки — это отличающаяся по цвету часть перьев, которая находится в нижней части крыла, обычно светлая. Эта деталь важна, поскольку является отличительным признаком светлых ангелов от падших духов.

-11

Жезл, зерцало и тороки — знаки власти и силы.

Одним из смыслов, который закладывали иконописцы в изображения ангелов, была идея силы, власти и всемогущества Бога, которому они служат. Символами данной от Бога ангелам власти являются, например, жезл, зерцало, тороки. Часто все эти элементы соседствуют на одной иконе.

● Жезл — это атрибут, присущий правителям и патриархам. На некоторых изображениях, например, в сцене поклонения волхвов Младенцу Христу, ангелы держат в руках длинные церемониальные жезлы, что подчеркивает торжественность события. Жезл может также иметь вид лабарума — древка с полотнищем византийского происхождения, на котором изображен крест или надпись «Свят, Свят, Свят».

●  Зерцало (или держава) имеет форму полупрозрачного шара или сферы, а также часто — изображение креста или монограммы Христа. Этот атрибут известен еще в античном искусстве и означает власть над вселенной. Обычно с зерцалом в руках пишут архангелов — Михаила и Гавриила.

-12

Икона Ангела Хранителя, написанная россыпью измельченных самоцветов.  Мастерская Свято-Елисаветинского монастыря.

●  Тороки — диадема, в античности имевшая вид ленты, которая  повязывалась вокруг головы. Их носили императоры и жрецы, поэтому этот элемент в иконографии является символом власти и священного служения.

Литургические символы

● Рипиды — в переводе с греческого — «опахало» или «веер». С древности рипиды имели практическое предназначение, их использовали в храмах во время совершения таинства Евхаристии, чтобы отгонять от престола насекомых. В иконографии этот предмет приобрел метафорический смысл: с помощью рипидов, имеющих вид золотого или серебряного круга с изображением шестикрылого Серафима на нем ангелы отгоняют падших духов от места, где совершается Евхаристия.

Причащение апостолов. Фреска. Сербия, Грачаница. XIII век
Причащение апостолов. Фреска. Сербия, Грачаница. XIII век

●  Важным элементом некоторых иконографических типов ангелов также являются Орудия Страстей Господних: крест, копие, чаша и трость с губкой, смоченной уксусом. В частности, с этими предметами в руках они изображаются на Страстной иконе Божией Матери.

-14

Православная иконография архангелов

В Священном Писании и Предании больше упоминаний касается архангелов, поэтому их иконография богата разнообразными сюжетами.

В наше время в православной Церкви почитают восемь архангелов: Михаила, Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила. Но почитать всех их стали не сразу — на средневековых росписях и мозаиках часто можно увидеть композицию лишь с четырьмя первыми архангелами. Остальные на русских иконах появились только после XVIII века под влиянием Западной Церкви.

Образ Пресвятой Богородицы «Знамение». Фреска монастыря Дионисиат, XVI в.
Образ Пресвятой Богородицы «Знамение». Фреска монастыря Дионисиат, XVI в.

Архангел Михаил является начальником над всеми ангельскими чинами. Его имя в переводе с еврейского означает «Кто, как Бог». Как предводителя Небесного Воинства, противостоящего диаволу, его называют архистратигом. Соответственно, самое частое изображение его на иконах — в виде воина, в доспехах и с оружием.

-16

Архангел Михаил (каменная россыпь).  Мастерская Свято-Елисаветинского монастыря.

Об Архангеле Михаиле говорится в книге пророка Даниила (600 г. до Р.Х.). Даниил пророчествует о помощи Архангела христианам во времена Антихриста: «И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге» (Дан 12:1).

Согласно христианскому вероучению, в большинстве случаев, когда в Писании говорится о явлении Архангелов людям без упоминания конкретного имени, речь идет именно о Михаиле. Таких сюжетов множество, и все они нашли свое отражение в иконографическом искусстве, вот некоторые из них: «Уничтожение Содома и Гоморры», «Спасение трех отроков в пещи огненной», «Спасение пророка Даниила во рву со львами», «Помощь Иисусу Навину при Иерихоне», «Чудо Архангела Михаила в Хонех», «Изведение апостола Петра из темницы».

Святые Анания, Азария и Мисаил в пещи огненной. Архангел Михаил охраняет отроков от пламени.
Святые Анания, Азария и Мисаил в пещи огненной. Архангел Михаил охраняет отроков от пламени.

Особо почитали архангела в Византии: его именем были крещены многие императоры, с его изображением чеканили монеты, в его честь возводилось бесчисленное множество церквей и монастырей. Архангела Михаила почитали как покровителя на войне и в ратных делах, впоследствии такое почитание распространилось и на Руси.

Существует образ, известный только в русском искусстве — «Архангел Михаил — грозных сил воевода». Он является аллюзией на Откровения Иоанна Богослова. В иконе раскрываются темы конца света и Страшного Суда, последней битвы Архангела Михаила, одновременно с чем изображено и свержение падшего ангела Сатаны в начале сотворения мира.

-18

Архангел Гавриил — «Крепость или сила Божия». Именно этого архангела мы видим в роли посланника, носителя благих вестей от Бога людям в многочисленных эпизодах Священного писания. Архангел Гавриил являлся праведному Захарии, пресвятой Богородице и во сне праведному Иосифу — эти сюжеты являются самыми распространенными в его иконографии.

Архангел Гавриил возвещает пресвятой Богородице о Ее Успении.
Архангел Гавриил возвещает пресвятой Богородице о Ее Успении.

Также много сведений об архангеле Гаврииле содержится в апокрифической литературе, например, в книге Еноха.

Часто на иконах изображают архангела с ветвью или цветком — символами благой вести. Кроме того, иконы архангела Гавриила могут содержать другие элементы, характерные для ангельской иконографии — зерцало, жезл, свиток, меч, фонарь со свечой.

Архангел Гавриил. Поясное и оплечное изображение. Работы иконописной мастерской Свято-Елисаветинского монастыря.
Архангел Гавриил. Поясное и оплечное изображение. Работы иконописной мастерской Свято-Елисаветинского монастыря.

Архангел Рафаил — «Исцеление Божие». В христианстве почитается как целитель, покровитель путешественников и паломников. На иконах изображается держащим сосуд с целительными снадобьями или же рыбу. Основа этих иконографических сюжетов — в книге Товит, которая была написана в начале II века до Рождества Христова, неканонической в православии. В книге описывается история юноши Товии, сына добродетельного страждущего слепотой старика Товита. Отец юноши отправляет его в странствие за отданным им когда-то на хранение серебром, и проводником его незримо становится архангел Рафаил. По дороге Товия останавливается на берегу реки, где на него нападает огромная рыба. Архангел повелевает юноше разделать ее и взять сердце, печень и желчь, которые обладают целебными свойствами. С помощью этих средств архангел Рафаил затем исцеляет невесту Товии от одержимости и отца его от слепоты. Много картин, иллюстрирующих сюжеты из книги, было создано в эпоху Ренессанса.

Архангел Рафаил. Мастерская Свято-Елисаветинского монастыря.
Архангел Рафаил. Мастерская Свято-Елисаветинского монастыря.

Архангел Уриил — «Свет, огонь Божий», просвещающий сердца людей и зажигающий их любовию к Богу. Согласно книге Еноха, Уриил управляет небесными светилами. Апокрифы свидетельствуют, что именно архангел Уриил помогал праведной Елисавете, когда та с сыном бежала в пустыню, а затем вывел Иоанна Предтечу к людям. Также упоминание об архангеле есть в неканонической третьей книге Ездры. На иконах Уриил изображается держащим меч в одной руке и пламень или же светильник — в другой.

-22

Архангел Селафиил — «Молитвенник Божий». Изображается в молитвенной позе, со сложенными крестообразно на груди руками.

-23

Архангел Иегудиил — «Славящий Бога, хвала Божия». В правой руке он держит золотой венец — награду праведным, а в левой — бич, воздаяние грешным.

-24

Архангел Варахиил — «Благословение Божие». Изображается чаще всего держащим розы, которые символизируют благословение Божие, посылаемое через архангела людям на всякое доброе дело.

-25

Архангел Иеремиил — «Высота Божия». Упоминается в третьей книге Ездры: вместе с архангелом Уриилом он приходит к священнику Ездре, который после разрушения первого Иерусалимского храма в скорби о своем народе взывал к Богу. На вопрос Ездры о знамениях, предшествующих концу мира, архангел сообщает, что это известно только Богу. В иконографии отличительными атрибутами редких изображений Иеремиила являются свеча или весы.

-26

Изображение Ангела Хранителя

Ангел Хранитель — это светлый дух, который, согласно православному вероучению, неустанно сопровождает христианина с момента его крещения. Вопрос об иконографии Ангела Хранителя спорный и сложный. Исследователи считают, что, поскольку человек не может увидеть своего Ангела Хранителя и его истинный вид открывается лишь в момент перехода христианина из временной жизни в жизнь вечную, изображать его нельзя, так как образ не может быть истинным2.

И если архангелов в их временном земном воплощении видели святые и пророки, к которым их посылал Господь, ангелов видели мироносицы у Гроба Господня и пастухи у Вифлеемской пещеры, то образ Ангела Хранителя ничем не обоснован и является работой ума иконописца.

Иконы Ангела Хранителя на Руси стали появляться только в XVI-XVII веках. Эталоном для иконописцев послужил образ Архистратига Михаила из Архангельского собора Московского кремля (XV в.), на полях которого изображены его деяния. Архангел Михаил на этой иконе символически выступает хранителем и защитником Руси. Здесь и началось заимствование элементов архангельской иконографии в воплощении образа Ангела Хранителя.

Архангел Михаил с деяниями. Архангельский собор в Московском Кремле. 10-е годы XV в.
Архангел Михаил с деяниями. Архангельский собор в Московском Кремле. 10-е годы XV в.

Многие традиционные элементы иконографии ангелов и архангелов, как, например, светлые одежды или доспехи воина, атрибуты в руках можно увидеть и на иконах Ангела Хранителя, которые создают современные иконописцы.

Икона Ангела Хранителя. Иконописная мастерская Свято-Елисаветинского монастыря.
Икона Ангела Хранителя. Иконописная мастерская Свято-Елисаветинского монастыря.

Официально почитание ангелов в христианстве было установлено в 360 году на поместном Лаодикийском соборе. На соборе осудили ересь об ангелах как творцах мира и утвердили учение о бесплотных духах, служащих Богу и помогающих людям. Празднование Собора Архангела Михаила и всех Небесных Сил Бесплотных было установлено на 8 ноября. Также православная Церковь посвящает Небесному воинству понедельник — день сотворения Бесплотных сил — в недельном круге богослужений.

_________

1 Святитель Игнатий Брянчанинов. Слово о смерти. М., 1991 г.

2 В. Кутковой. Ангел Хранитель как личность и проблемы его изображения в православной иконописи.

В статье использовались материалы сайта angelologia.ru

-29

КАТАЛОГ ИЗДЕЛИЙ СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКОГО МОНАСТЫРЯ