Найти тему

Искусство роскоши в ГИМ

          Зал В. Канделябр торшер
Зал В. Канделябр торшер

Добрый день, дорогой читатель!

Сегодня мы заканчиваем маленькое путешествие по одной из выставок ГИМ - Государственного исторического музея, посещением зала В - "Искусство роскоши". Желаю приятного просмотра и чтения, а также возможности побывать в музее и увидеть все воочию.

Посудный ряд - загляденье...

Комментарии к фото.

Фото 1. Предметы кофейного сервиза на 2две персоны декорированы тончайшей живописью из эмали, искусство которой получило новый этап развития во второй половине XIX в, в ювелирных мастерских Вены.

Миниатюрная живопись, выполнявшаяся красками из чистых окислов металлов по белому эмалевому фону на металлической основе, напоминала изящную роспись фарфора и позволяла передавать мельчайшие детали изображения.

Фото 2. Кофе начал распространяться в Турции со второй половины XVI века. Постепенно складывались традиции его употребления. Кофе по турецки варят очень крепким и пьют из маленьких фарфоровых или керамических чашек, запивая холодной водой. Наиболее популярными с XIX века были чашечки без ручек, похожие на миниатюрные пиалы, для которых делались специальные подставки. Выполнялись они обычно из серебра или меди в технике литья, чеканки, филиграни и украшались эмалью, зернью, вставками из камней и стекла.

Фото 3. Сервиз под названием " Прибор чайный кобальтовый на 6 персон, украшение в стиле Рафаэловских арабесков" экспонировался на всемирной выставке произведений искусства и промышленности, проходившей в Лондоне в 1862 г.

После выставки сервиз вернулся на императорский фарфоровый завод в Санкт - Петербург, где было доделано еще 6 чашек и полоскательница.

По традиции ежегодного подношения императору изделий завода сервиз в полном составе на 12 персон поднесли Александру II к празднику Рождества Христова в 1863 г.

Фото 6. Сервиз в " русско-византийском" стиле заказан по случаю бракосочетания великого князя Константина Николаевича (1827 -1892 г.г.), второго сына императора Николая I, с дочерью герцога Саксен-Альтенбургского великой княгиней Александрой Иосифовной (1830-1911г.г).

Фото 12.4. На золоченных орнаментах по сторонам от вензеля написаны даты: " 6 октября" - в этот день в 1813 г. русские войска с союзниками одержали победу над Наполеоном в "Битве народов" под Лейпцигом;

" 19 марта 1814 г" - день вступления русских войск во главе с императором Александром I в Париже. На чашке написаны стихи в честь Александра I:

" Уже прiятый миръ Москва повсюду трубитъ.(О Ангелъ Кротость! Тебя кто не возлюбитъ!) Ты посреди победъ войну пресечъ велишъ (не лавров ищешъ вновь, но кровь людей щадишъ).

История часов насчитывает тысячилетия. Люди, с момента осознания нуждались в измерении временных интервалов.

Эволюция развития часов берет свое начало около 2000 лет до н.э. и претерпела бесчисленное множество их разновидностей.

Механические часы со штыревым механизмом были созданы в XIV веке и были инструментом для измерения времени вплоть до появления пружинных часовых механизмов и карманных часов в XVI веке (ВИКИПЕДИЯ).

И, коллекция часов - как произведение искусств:

Карманные часы стали модными предметами роскоши в XVIII - XIX в.в., обладать которыми могли только состоятельные люди и именитые персоны. На художественное оформление этих изысканных аксессуаров влияла культурная и интеллектуальная атмосфера эпохи, которая выдвинула их в ряд статусных изделий. В это время карманные часы стали модными украшениями костюма, как женского, так и мужского. Они служили не только для определения времени, но и для эстетического впечатления, которое производили в их декоре орнаментальные композиции, изображение аллегорических и галантных сцен, портреты царствующих особ и дорогих людей, изящные миниатюрные эмалевые зарисовки цветов, пейзажей, сцен охоты.

Для изготовления часов использовались различные материалы и техники :золото, серебро,алмазы, недрагоценный металл, кость коровы (цевка), эмаль, стекло; литье, чеканка, вальцовка, гильошировка, золочение, штамповка, скань, гравировка, живопись по эмали.

Распространение табака в россии связано с преобразовательной деятельностью Петра Великого, который ориентировался на Запад и непосредственно направлял русскую культуру по европейскому пути развития.

Начавшись при дворе императора, к концу XVIII в. употребление нюхательного табака приняло характер массового увлечения среди мужчин и женщин во всех слоях общества. Для хранения табака появились специальные коробочки - табакерки, которые вошли в жизнь человека XVIII в. так прочно, что сам век стали называть " веком табакерки". Эта модная принадлежность личного обихода со временем превратилась в дорогой изысканный предмет ювелирного искусства. Лучшие мастера делали табакерки из различных материалов, часто с использованием золота и серебра, драгоценных камней, черепахи, слоновой кости, фарфора, многоцветных эмалей и эмалевых миниатюр. Табакерки выполняли функцию "драгоценной памяти", сделались предметами наград. Особенно ценились табакерки с портретом, вензелем императора - императрицы или государственным гербом, что считалось знаком высочайшей милости.

Во второй половине XIX в. нюхательный табак был постепенно вытеснен вошедшими в моду папиросами и сигаретами. Папиросы имеют российское происхождение и впервые упоминаются в документах 1844 г.. Тогда же впервые появляется термин " портсигар". Ставшие модными аксесуарами портсигары изготавливались во второй половине XIX в. из драгоценных металлов, украшались художественной миниатюрой, гравированными и чеканными изображениями, драгоценными камнями и эмалями. Часто портсигары использовались как памятные подарки. Большими любителями и коллекционерами портсигаров были императоы Александр III и Николай II.

И в конце - немного украшений:

Техники применяемые в древней Руси:

Зернь - покрытие ювелирного изделия миниатюрными металлическими шариками (до 0,5 мм в диаметре),

Скань - это вид ювелирной техники, ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебрянной или медной проволоки, гладкой или свитой в веревочки.

Волочение - это способ изготовления проволоки правильной цилиндрической формы и одинакового сечения на всем протяжении. Первые волочильные устройства датированы 1418 г. Начиная с XII века проволока, изготовленная волочением постепенно вытесняет кованную.

Цировка - это термин, используемый русскими иконописцами. Он означает затупленную иглу, вставленную в деревянный черенок. Цировка используется для соскабливания краски, положенной по позолоченной поверхности левкаса, для воспроизведения тонких линий орнамента.

Если Вам понравилась статья и вы хотите познакомиться с началом экскурсии (залы А и Б), приглашаю пройти по ссылке (нажать открыть)

Благодарю, если дочитали до конца и рада если Вам понравилось. Хороших дней жизни! До новых встреч!