Один знакомый человек всю жизнь проработал в закрытом НИИ, который занимался разработкой самого разного рода оружия и боеприпасов. Однажды я спросил его - много ли было проектов, так и не дошедших до стадии внедрения в эксплуатацию и принятия на вооружение. Ответ его меня тогда обескуражил - 99%.
То есть, грубо говоря, из 100 пистолетов, автоматов, гранат, пушек и прочих огнемётов, какими бы великолепными они ни были на бумаге, 99 бракуются на разных стадиях - от изготовления опытного образца и до полигонных испытаний.
Если рассмотреть это с чисто человеческой точки зрения, может сложиться ещё более безрадостная картина: есть люди, у которых едва ли не каждое второе изобретение было удачно внедрено, а есть, наоборот, те, которые очень много работали, очень много чего предлагали, но всё бестолку, ни одно их изделие так в войска и не поступило.
Трагедия? В определённом смысле, да. Правда, можно утешаться тем, что твои идеи, пусть и сырые, ущербные, помогли натолкнуть других людей на создание более удачных решений. Хотя, мне кажется, это всё отговорки.
Вот, к примеру, личность: Алексей Булкин.
О нём известно мало - во-первых, потому, что он всё-таки работал на ВПК, причём во времена, когда слово "секретность" имело куда больший вес, чем сейчас, а "гласность" - наоборот. Во-вторых, потому что он чаще всего был на вторых ролях, и, к сожалению, так и не стал первым, а ведь история любит именно победителей, лидеров. И, в-третьих, в силу каких-то непонятных причин, личное дело его исчезло из архива, биографические сведения утеряны, близких родственников в живых не осталось. Расспросить о нём, где родился, учился, женился, некого.
Но это полбеды. В конце концов, про какого-то там Бруно мы знаем ещё меньше, хотя СПИРАЛЬЮ БРУНО пользуются миллионы людей по всему миру. А что известно о разработках Булкина?
Пишут, что в 30-е годы он работал в Конструкторском бюро Научно-исследовательского полигона стрелкового и миномётного вооружения, где трудился и Иван Ильич Раков (вспомните МАШИНКУ РАКОВА). Во время Великой Отечественной войны они вместе разрабатывали станковый пулемёт и автоматическую винтовку.
А до того, в 1938 году, создали ещё и 40,6-миллиметровый гранатомёт. Судьба этого изделия не известна.
Кроме того, сам Булкин в 1943 году предложил конструкцию ручного пулемёта, но никаких подробностей не упоминается. Уж не он ли это?
Также за самим Булкиным числится разработка 7,62 мм самозарядного карабина, который участвовал в испытаниях под названием ТКБ-392. Судя по фото, штучка красивая, однако кто конкретно изобрёл её - вопрос до сих пор остаётся открытым.
После войны Булкин переехал в Тулу, где работал в Центральном конструкторском бюро 14 вместе с уже известными вам Афанасьевым (вспомните ПРЕДОХРАНИТЕЛЬ АФАНАСЬЕВА) и Березиным, создавая скорострельные авиационные пушки. Вполне допускаю, что его вклад в общее дело был огромен, но документально это нигде не подтверждено. Просто "работали вместе".
Во второй половине 40-х начался взлёт карьеры Михаила Калашникова, чей автомат, однако, был принят на вооружение не сразу, и прошёл через целый ряд испытаний. Более того, сначала ведь был разработан АК-46, который комиссия забраковала, и только потом - АК-47, вместивший в себя множество идей самого конструктора и его соперников. В том числе - Алексея Булкина, который к тому моменту создал АБ-46 (он же ТКБ-415).
Согласно отчётам полигонных испытаний, в соперничестве с изделием Калашникова, АВТОМАТ БУЛКИНА показал лучшие результаты по кучности стрельбы, однако уступил в плане надёжности. А как раз этот параметр для экспертов и был главным.
Справедливости ради, стоит сказать, что члены научно-технического совета НИПСМВО на заседании 15 августа 1947 года дали оружейникам ещё один шанс, организовав повторные испытания и позволив в кратчайшее время внести изменения и исправить выявленные недостатки. Однако выяснилось, что проблему надёжности в конструкции затвора Булкина малой кровью решить просто невозможно, надо всё менять, поэтому Калашников и победил.
Кто-то говорит, что АК-47 стал таким хорошим именно после соревнований с АБ-46. Однако скептики утверждают обратное - мол, ничего интересного для себя Калашников там не увидел.
В любом случае, АВТОМАТ БУЛКИНА, увы, так и остался опытным. Хотя, допускаю, живи мы в стране капитализма, Алексей Алексеевич вполне смог бы открыть собственную фирму, производить и продавать людям своё оружие. На которое, абсолютно уверен, гарантированного нашлись бы покупатели - в том числе, и за рубежом. А в условиях социалистической экономики, тем более - политической обстановки конца 40-х, заниматься государственной поддержкой не самых лучших изделий никто бы не стал.
...Время от времени всплывают упоминания о ещё каких-то проектах Булкина. Например, внезапно выяснилось, что он ещё до войны работал над созданием танкового пулемёта.
Но, поскольку ни я, ни вы об этом не слышали, можно сделать очень грустный вывод: как и многим другим людям (99%?...), этому человеку не повезло, его разработки так и не стали массовыми, сохранившись в единичных экземплярах в музеях или в малых партиях - на складах.
Увы, увы. Обидно. Но это - жизнь. Борьба за существование, в результате которой выживает наиболее приспособленный к данным условиям и требованиям.
Вы можете поддержать канал, перечислив любую доступную вам сумму на кошелёк ЮMoney 4100 1102 6253 35 (или на карту Райффайзенбанка 2200 3005 3005 2776). И поучаствовать в создании книги по материалам этих статей. Заранее всем спасибо!