«Я видел много звёзд на небе. Но таких, как вы, нет»
Эти слова, которые можно было бы назвать верхом романтичной галантности, вместе со своим автографом и фотографией подарил актрисе Джине Лоллобриджиде Юрий Алексеевич Гагарин московским июльским вечером 1961 года.
Такие точные и в то же время неоднозначные слова, посвященные женщине, которая считалась одной из самых красивых и желанных в мире, могли принадлежать писателю или поэту. Можно предположить, что подобных комплиментов и признаний она за свою жизнь получила немало. Но именно этот стал для нее самым ценным и запомнился больше других.
Джина Лоллобриджида посетила СССР по приглашению Министерства культуры СССР в качестве специальной гостьи Второго Московского кинофестиваля. Во время официального приема перед гостями кинофестиваля выступил советский космонавт Юрий Гагарин.
Спустя много лет Джина вспоминала момент, когда впервые увидела Гагарина вблизи. Она не сводила с него глаз и вскоре поняла, что влюблена в этого невероятного человека, в его улыбку, глаза…
На одной из сделанных тогда фотографий запечатлен фрагмент этой встречи. Взгляд Джины Лоллобриджиды красноречивее некуда, а Юрий Гагарин смотрит не на нее, а куда-то в сторону.
Взгляд Лоллобриджиды не остался незамеченным. Даже сейчас, спустя столько лет, мусолят по всякому эту историю, называя Лоллобриджиду "одной из женщин Гагарина". Не было этого. Он оставался верен своей жене. Искренность Лоллобриджиды истолковали превратно - она тоже оставалась сама собой - если ей кто-то нравился, не считала нужным скрывать это.
Чтобы обратить на себя внимание, она взяла со стола фотографию Гагарина с голубем и сказала, что у нее есть мечта - получить автограф того, кто проложил дорогу к звездам.
Гагарин на секунду задумался - чтобы такое написать этой красивой женщине. Она протянула ему руку, он ее пожал, не предполагая, что это было началом короткого знакомства, породившего сплетни, которые пережили обоих. Момент даже на фото получился несколько неловкими: непонятно, кто у кого просит автограф. Изящнее всех из ситуации вышла сама Лоллобриджида.
Когда объявили о совместном фотографировании на память, она подошла к нему, встала рядом. Никто не успел опомниться: Джина сделала вид, что хочет что-то сказать, Гагарин повернулся к ней и все ахнули, когда поняли, что она советского космонавта поцеловала.
Момент с разных ракурсов. К слову сказать, ставшим знаменитым на весь мир снимок сделал никому не известный молодой фотограф Борис Кауфман. Чтобы подобраться к VIP, ему пришлось пролезть под столом президиума, за которым проходила встреча с Гагариным. Став заслуженным и знаменитым, фотограф недоумевал, что все "сходят с ума" только по этому снимку, будто ничего другого в его творческой биографии и не было.
Сделав несколько снимков, встречу поскорее закончили, чтобы «эта взбалмошная актриса» еще что-нибудь не устроила на публику.
Желание гостьи
Потом была короткая, можно сказать, протокольная, беседа именитой и такой эмоциональной гостьи с главным организатором встречи, министром Культуры СССР Екатериной Фурцевой. Предполагалось, что ей будет «предложена» неформальная, дружеская встреча-знакомство с главой СССР, Никитой Хрущевым. Но Джина опередила Фурцеву и попросила о такой встрече с… Юрием Гагариным. Все, что произошло после, можно описать двумя словами - желание исполнили.
Но для звезд такой величины этого было бы слишком мало...
Просьба озвучена, свидетелей полно. Чтобы отказать, нужна была необидная мотивировка. Сказать, что это «неприлично потому, что Гагарин женатый мужчина и советские мужчины своих жен не променяют даже на Джину Лоллобриджиду» хотелось, но нельзя. Взяли тайм-аут на то, чтобы поговорить с самим Гагариным.
- Хорошо. Я буду ждать, - согласилась Джина, понимая, что все зависит от его решения. Каким бы не был ответ, его она примет беспрекословно. В любом другом случае будет настаивать на своем, просьба гостя – закон, выкручивайтесь как хотите.
Можно представить, как отреагировал первый в мире космонавт, когда ему сообщили о желании о желании актрисы.
- Это обязательно?
- Нет, конечно! На ваше решение. Мы вас поняли. Актрисе передадим, что у вас назначены другие важные встречи и вы не …
- Скажите, что я встречусь с ней.
- Но…
- Все нормально. Показать ей, что такое подмосковный вечер, не получится, а вот прогулка по вечерней Москве вполне реальна. Если она не против.
Джине сообщили, что Гагарин согласен.
- Куда он меня поведет? Мне надо срочно к парикмахеру.
Уверенная, что встреча будет в ресторане или в театре, Джина собиралась нарядиться соответственно.
- У вас есть обычные туфли, не на каблуках..?
Услышав про уличную прогулку, Джина улыбнулась:
- С таким мужчиной я согласна гулять босиком.
Они шли рядом, о чем-то говорили, жестикулировали. Гагарин показывал ей звезды… Как они понимали друг друга, толком никто не знал, переводчика, который шел позади вместе с охраной, попросили не мешать.
Вспоминая об этой прогулке, Джина каждый раз говорила:
- Не я ему, а он мне подарил свое фото на память! И дал свой автограф.
Она бережно, как реликвию, доставала из альбома эту фотографию и читала в русской транскрипции, сделанной по ее просьбе, то, что он написал:
-«Я видел много звёзд на небе. Но таких, как вы, нет».
И убирала назад, не забывая прикоснуться к снимку губами.
Вот это и было, а не те безумные сплетни, как Лоллобриджида перелезала по балкону, чтобы попасть в номер к советскому космонавту...
***
***