Война.
Великая отечественная освободительная война, показала лицо советского народа в тяжелейших испытаниях.
Чистого неба вам над головой дорогие читатели, подписчики.
Народы всех республик в едином порыве любви и верности к своей родине встали на защиту рубежей огромного государства.
На фронт уходили призывники, добровольцы. На защиту СССР встали и стар и млад.
Основным способом отправки на фронт солдат и военного снаряжения, оборудования служила железная дорога. Эшелоны с военным грузом шли на запад, а на восток отправляли раненых, эвакуировали штатских и заводы.
Железнодорожный транспорт стал спасением для сотен тысяч раненых. Для санитарных поездов было выделено 6 тыс. вагонов.
Причем это был состав в котором не просто транспортировали раненых - это был госпиталь на колёсах. Это было передвижное учреждение включавшее операционные, бани,, подсобные хозяйства. В суровых, жесточайших условиях персонал умудрялся даже выращивать овощи на крышах вагонов.
Почему я пишу эту статью?
Мой отец железнодорожник получил "броню". Это его освобождало от непосредственного участия в боях с оружием. Однако он всю войну находился на передовой. Мастер железнодорожных путей высшего разряда, который за километр мог услышать неполадки железнодорожного полотна или дефекты локомотива был отправлен в самые горячие точки передовой, чтобы как можно быстрее устранять неполадки и ускорить процесс проходимости эшелонов с Запада на Восток и с Востока на Запад.
Вся история работы железнодорожников в те годы это бессонный, ненормированный и опасный труд. Отец часто рассказывал о тех временах. Для нас в детстве это было пострашнее нынешних ужастиков. Для сна у них не было времени вообще. Кушали если привезут, а если не привезут то обходились травой, корой. А так как оружия им не полагалось да и невозможно было бы с ним заниматься делом то редко когда могли себе позволить поймать живность. Если рядом были поселения то народ подкармливал их. Отец рассказывал что когда после бомбёжки рельсы извиваясь летели и сшибали ветки и даже молодые деревья и попадали в людей. А разгромленные поезда надо было срочно разбирать, и расчищать место, закапывать вручную воронку, утрамбовать, уложить шпалы и рельсы. Это был неимоверно тяжёлый труд
Не всегда вовремя подвозили материал для ремонта и приходилось рубить - пилить деревья и на лошадях и вручную доставлять на места.
Была ещё дрезина. Которую на руках снимали с рельс при прохождении поезда и вручную ставили на рельсы для быстрой доставки какого либо груза или человека и для замера ровности укладки полотна.
С первых военных дней при бомбардировках было нарушено железнодорожное сообщение. Но в этих тяжелейших условиях железнодорожники показали свой профессионализм и проявили великий героизм.
Отца два раза отпускали по три дня на отдых за всё время. Мама рассказывала что у неё сердце чуть не лопнуло от ужаса в каком виде появился отец.
Весь чёрный, лихорадочно горящие глаза, худой. В шинели была просто куча костей и ВШИ размером с пол пальца.
Пока мама грела воду, ( а так как после бомбёжек в деревне оставались только печки, вот на одной из таких и была согрета вода). Отец не зашёл в дом пока на улице не смыл с себя всю грязь. Поел и сутки спал. Я пишу "не зашёл в дом". А дома то и не было. Жили в погребах. Прятались от бомбёжек. Вот в погребе и отдыхал с семьёй железнодорожник - с женой и двумя сыновьями погодками ( 39 и 40 года рождения) .
- Он сказал что этого отдыха ему хватило на год. Когда он сильно уставал он вспоминал своих крошек сыновей которые согревали его душу в этом погребе.
Мне трудно представить даже как этот труд по восстановлению железнодорожных путей производился. Ведь во всех фильмах документальных, художественных показывают как поезда производят перевозку, и каким это трудом было сделано я ни в одном фильме не видела.
Благодаря грамотным административным и техническим как руководства так и линейных служащих стали возможны достижения железнодорожников, которые в первые же месяцы войны проявили высокую эффективность в работе и приблизили час победы над врагом.
Если у вас появились мурашки 👀✍️👍