«Так думал молодой повеса, летя в пыли на почтовых...» — вспоминала я, глядя на сорокалетнего Онегина. Ещё перед просмотром «Мастера и Маргариты» нам показали трейлер «Евгения Онегина», чем спровоцировали вопросы. И главный из них: почему героев культового романа играют столь взрослые актёры?
Я решила, что непременно схожу на премьеру. Должна же я найти ответ. И нашла! В этот раз посещение кинотеатра было поистине незабываемым, такого с нами ещё не случалось. Когда фильм достиг середины, в кинотеатре погас свет.
Киномеханик успокоил, что на восстановление показа уйдёт 5—7 минут, но ушло сорок, и я всё это время надеялась, что ожидание оправдается. Честно сказать, восприятие картины из-за перерыва пострадало. Но это точно тот фильм, который надо смотреть на большом экране, а не дома по телевизору: основные преимущества «Онегина» маленький экран не передаст.
Поделюсь теперь своим впечатлением от картины, покусившейся «на самое святое». Стоило ли тратить три часа на это кино?
Об актёрах
Отзыв я начала с вопроса о возрасте главного героя. У Пушкина Онегину в начале романа 25 лет, а сыгравшему его Виктору Добронравову — более сорока. Актёр и раньше воплощал персонажа, но на театральной сцене. Режиссёр Сарик Андреасян нашёл такого Евгения Онегина убедительным, поэтому быстро утвердил Виктора на главную роль.
И могу честно сказать: сначала меня это несоответствие напрягало. Но потом я настолько прониклась игрой, что перестала обращать на возраст всякое внимание и сосредоточилась на эмоциях. Я ему поверила. Почувствовала, как пресытился Евгений Онегин столичной жизнью: «ни сплетни света, ни бостон, ни милый взгляд, ни вздох нескромный, ничто не трогало его».
Хотя когда в кадре появился Владимир Ленский, которого сыграл тридцатилетний Денис Прытков, разница в возрасте снова бросилась в глаза. Почему-то Прытков был более органичен, хотя играл он 18-летнего поэта. Но ему удалось передать и юношескую горячность, и пылкий ум, и романтичность Ленского. Его персонаж вызвал у меня огромное сочувствие. Фильм начинается с кадров дуэли и к ним же возвращается в процессе, наполняя болью сердце сентиментального зрителя.
Я плакала, когда Ольга, роль которой исполнила Татьяна Сабинова, стояла у могилы несостоявшегося жениха, не замечая, как одно время года сменяется другим. Кстати, о сёстрах. В романе Татьяна и Ольга — погодки, но в фильме между героинями тоже возрастная пропасть. Возможно, чтобы лучше подчеркнуть разницу в характере девочек. Ольга «всегда скромна, всегда послушна, всегда как утро весела», Татьяна же «дика, печальна, молчалива, как лань лесная боязлива».
Татьяну Ларину сыграла жена режиссёра Елизавета Моряк, и сделала это неплохо. Правда, мне казались неестественными её вечно заплаканные красные глаза. Но преображение скромной девочки в роскошную жену князя было эффектным, и вообще ход с персонажем князя — один из самых удачных. В фильме не так много драмы, поэтому этот поворот не был лишним.
Также в фильме приятно было увидеть Светлану Немоляеву в роли няни (актриса ранее снималась в фильме-опере 1958 года, где играла Ольгу), Владимира Вдовиченкова в роли рассказчика, Ольгу Тумайкину в роли навязчивой соседки с четырьмя дочерьми на выданье и других знакомых актёров. Отдельно отмечу слугу Онегина Гильо — прекрасный получился персонаж с отменным чувством юмора.
Я понимаю, что подростки вряд ли смогут передать всё то, что хотел сказать классик, поэтому героев воплощали более взрослые актёры. Видимо, такое же мнение было у режиссёра:
«Мы изначально решили, что наши персонажи будут старше на 10–15 лет, чем у Пушкина. Это было принципиально, поскольку я не вижу своих героев подростками. Жизнь и возрастные критерии сильно изменились, и прежние 25 лет — это сегодняшние 40. Я не готов идти за историей любви, в которой героям по 13–18 лет. Это была бы совсем иная тональность».
Что мне не понравилось
В фильме есть рассказчик, который появляется в кадре внезапно, но не всегда уместно. И часто он в стихотворной форме повторяет то, что мы только что увидели. Как будто тянет время. Хотя читает «Онегина» Вдовиченков очень хорошо, актёр тоже ранее участвовал в одноименной театральной постановке.
Я радовалась выученным наизусть строкам, но не хватило некоторых моментов, где бы снова прозвучали стихи. Всё-таки это фильм, поэтому большая часть истории переложена в прозу, а слышать её непривычно. Например, финальное объяснение Татьяны я когда-то учила в школе, но фильм не дал мне процитировать стихи. Героиня отвечала прозой, не забыв отметить, что «я другому отдана, я буду век ему верна».
Также меня совсем не впечатлили спецэффекты. К счастью, их было мало, и в основном они касались только снов главных героев. Сценарий фильма почти полностью повторяет классику, но во сне Татьяны сделали отступление — обошлись без медведя. Может, и к лучшему.
И главный недостаток для меня — затянутость. Эта история и так не пресыщена драматическими поворотами сюжета, а тут будто хотели растянуть роман. Растянуть-то растянули, но внимание из-за этого рассеивалось. Мне кажется, будь фильм короче, смотреть его было бы интереснее.
Ради чего картину стоит посмотреть
Во-первых, картина заставляет воочию увидеть школьное произведение. Когда за литературными героями видишь реальных людей, восприятие меняется. Во-вторых, эпизоды, в которых персонажи пишут друг другу письма и зачитывают их вслух, точно достойны внимания. У меня пробегали мурашки. Предвижу, что эти фрагменты фильма будут очень популярными, когда картина появится в общем доступе.
И в-третьих, то, ради чего фильм надо смотреть на большом экране, — исторический антураж и натуральные съёмки. Картину снимали в местах, где бывал сам Пушкин: в Михайловском, Санкт-Петербурге, Москве. Специально для фильма в Петербурге построили несколько улиц, восстановили особняк барона Штиглица и воссоздали конюшню и кузницу в Елагином дворце.
Были подготовлены сотни исторических костюмов и украшений, съёмка часто велась в музейной обстановке. На экране кинотеатра изучать исторические детали и любоваться природными пейзажами — особое удовольствие. Я не знаю, получилось ли у Сарика Андреасяна снять картину, которую будут пересматривать десятилетиями. Это покажет время. У меня нет желания пересматривать её раз за разом, но о том, что я потеряла три часа, не жалею.
А вы ходили на «Евгения Онегина»? Как вам? И собираетесь ли смотреть, если не ходили? Поставьте лайк, если обзор понравился! И приходите ко мне в Телеграм! Там есть чат, где мы можем пообщаться в свободное время.