Найти тему
Сергей Е.ДИНОВ

НА КРАЮ... ХАЛТУРЫ КИНО

Телесериал замечательный. Заголовок к теме о нынешнем кино- и телематографе в целом. (Фото из открытых источников интернета)
Телесериал замечательный. Заголовок к теме о нынешнем кино- и телематографе в целом. (Фото из открытых источников интернета)

Долой заимовдоцов!

Долой адаптации, ремейки и перепевы чужого!

Почему ЗАИМО-ВДОВЦЫ?! Не заимдавцы, не заимовзявцы, а, даже через «В», - взаимовдовцы! Поясню. Иные кинодеятели давным-давном вдовцы своих юношеских талантов, почивших в бозе, погибших в хламе денежной халтуры!
На мой непросвещенный взгляд, адаптации в кино делают от скудоумия, собственного творческого бессилия, лени и нежелания упорно потрудиться в сценарном периоде.
Иногда, правда, выходит весьма прилично. У Дюма-старшего, например, когда взял книжку в 600 страниц в библиотеке Марселя и не вернул, зато получилось изумительно отредактировать объемный труд Гасьена де Куртиля де Сандра «Мемуары господина де Артаньяна, капитан-лейтенанта королевских мушкетёров…» и превратить в вечный роман «Три мушкетера» без благодарности и денежного вознаграждения первоначальному автору.

Редактировать чужое гораздо легче, чем придумать свое.
Чаще всего получается откровенно плохо. Покупаются права, переснимается материал, монтируется, озвучивается.
Или просто бессовестно сдувают, заимствуют чужое, воруют. По кускам, по эпизодам, по сюжетам, синопсисам и даже готовым сценариям. Заимодавцы и взаимовдовцы ткут лоскутное одеяло из чего попало, из чужих идей, сюжетов, историй и выдают за своё.
При этом осваивают гигантские государственные бюджеты на фильмы.

Наивысшего уровня… идиотизма достигают комикующие команды в деле производства таких ремейков как «Иван Васильевич…», который, якобы, может всё в кино! Или давным-давно позабытый, чудовищный по своей примитиву и пошлости, ремейк чудесной комедии Гайдая «Кавказская пленница».

Говорят, современные комедийцы собираются переснимать фильм «Бриллиантовая рука»? Ну, и грязно-белый флаг им в руки! Флаг сдачи перед талантливыми сценаристами, флаг отсутствия собственной фантазии и выдумки оригинальных сюжетов для кино!

Об адаптациях.
Почему бы не продублировать первоисточник «один-в один», как это делают американцы, прокатать фильм, телесериал на экранах и ограничиться этим?
Таки нет. Выходит на экраны высокобюджетная, очередная, порой скрытная адаптация про медиумов, экстрасенсов, менталистов, «говорящих с призраками» и проч.

Адаптация…
Звучит, как реанимация… своего, никчемного, беспомощного кино в чужой операционной. Для чего нужна пародия на нашу жизнь по схемке того или иного американского телесериала, вполне успешно прошедшего даже в нашем прокате? На мой взгляд, полная бессмыслица.
В расцвет советского кино назовите-ка успешные!.. повторюсь, успешные фильмы-адаптации? Именно адаптации. Нет? Тоже не было успешных? Значит, хватало таланта мастеров, чтобы создавать собственные шедевры?

"Тихий Дон" (С.А.Герасимова), "Они сражались за Родину", "Летят журавли", "Тени исчезают в полдень", "Угрюм-река", "Белое солнце пустыни"...

Продолжать перечислять можно не на одну страницу.
Но выходят пародии на "Доктора Хауса" с костылями не только главного героя, но с костылями в диалогах и сюжетных проворотах. Выходят, выходят, выходят…

Своих, отечественных сюжетов - тысячи.
Незатасканных, оригинальных, уникальных.

Драматичных и трагических, как, например, ледяной тоннель с вмороженными трупами зэков в одном из северных лагерей сети ГУЛАГа, найденный нашей киногруппой в 90-х, или расстрелянный "ограниченный" контингент" взвода на перевале Афганистана глазами солдат, а не офицеров. Или комедийный и весьма образный реальный сюжет – бандитские разборки на пиратских сейнерах в 1990-х годах, дележ акватории Азова для ловли рыбы, морская "стрелка" между бандитами двух суверенных государств.
Киношники и телевизионщики! Коллеги и неприятели! Валяйте, ваяйте по схемам Запада и Заокеана, но не надо же тупо повторять штампы с ходульными, кукольными персонажами с идиотскими диалогами?! Стыдно. Вроде профессионалы.
И уж совсем ужасно новомодное явление - собственные ремейки. Повторюсь. Опять отмывка, осваивание бюджета на бездарной "Кавказкой пленнице-2", «Иван Васильевич… который так и не смог…» или широкое распиаривание по федеральным телеканалам значительно худшей, с точки зрения драматургии, второй версии "Зори здесь тихие".

Где достойное кино для детей и юношества? Где уникальная мультипликация с открытием новых, незабываемых героев, типа, кота Леопольда, Пса и Волка, который «щас запоет», где «Тайны новой планеты» по имени Большая мультипликация для наших деток?
Включайте мозги, коллеги. Работайте. Начинайте-таки эпоху Возрождения отечественного кино.
Понятно, что не в деньгах счастье... а в их количестве.
Но уходишь-то с очередного сеанса все-равно голый, морально.

Слабый, разряженный «Воздух», вакуум бессмысленных выдумок про «Вызов», вольный пересказ с великовозрастными актерами пушкинской классики – романа в стихах «Онегин», названным и зашифрованным мной в заметке для Дзена раздельно «ОНЕ и ГИН».

Поясняю, ОНЕ, то есть, пересказчики. И ГИН – Государственный Инвестиционный Нужник. А как еще культурно назвать бескультурное распределение бюджетных средств Минкультом для никчемных экранных явлений?

Что остается за высокобюджетными поделками-однодневками? Пустота! Разряженный воздух!
За настоящими мастерами экрана остается целый мир. За каждым.
Ушли великие мастера экрана Сергей Федорович Бондарчук, Василий Шукшин, Станислав Ростоцкий, Петр Тодоровский, Марлен Хуциев, Георгий Данелия… многие другие.
Не у них ли вы учились, киношники, на курсах и киношколах?
Что, опять подсели на «бабки», на адаптации и ремейки? Поздравляю.
Спорить и дискутировать больше не буду. Но и меньше - не стану. Работаем.

С 2014 года, разумеется, возникли вопросы, а какое кино снять о надвигающихся чудовищных событиях на Донбассе?

С началом СВО эта необходимость у киношников и телевизионщиков обозначилась острее.

Приходили и мне предложения, мол, напиши заявку на эту тему.

Надо побыть ТАМ, надо всё прочувствовать самому. Журналисты напишут. Журналисты снимут. Время документального кино по горячим событиям. Художественно – надо осмыслить. Без спешки. А то опять получатся скороспелки-однодневки. Писатели и сценаристы должны подумать, прежде чем браться за эту сложную тему.

Как говорил один малоизвестный писатель, надо дать ранке зажить, а затем поковырять и вспомнить боль. И попытался выписать «метафору жизни», а не очередную, поверхностную «наблюдашку» или поверхностное ура-патриотическое кино.
Напомню. Довольно давно, незаметно, без массированных, назойливых, восторженных рекламным всплесков СМИ (в отличие от пафосного костюмного дайджеста - сериала "Годунов-продолжение") прошел телесериал "НА КРАЮ" (2018). Пересмотрел совсем недавно.
Очень достойная, на мой взгляд, работа сценариста Валентина Емельянова, режиссера Евгения Лаврентьева и ИЖЕ с ними.
Оригинальная история? Вполне оригинальная. Вполне можно применить схему, структуру телесериала для осмысления нынешних событий СВО, написания сценария и производства многосерийного фильма. Именно фильма, а не очередной телескороспелки!
Замечательно работают в сериале «На краю» актеры. Динамично, без затяжек развивается сюжет. Браво, режиссер!
Есть небольшие провалы по сериям, пустоты, ненужные эпизоды (в отделе ФСБ, в ресторане в Сирии и др ), но это всё мелочи.
Зря не позвали на съемки режиссера трюковых сцен, постановщика батальных эпизодов, особенно в финале, в опустевшем городке в Сирии! Возможно, не хватило бюджета сериала.
Но если бы развести, чуть расписать, в том числе, и второстепенные сюжетные линии, того же Майора-вертолетчика. Жениху одной из героинь (Кати) придать чуть больше действия, "экшена" при перестрелке и спасении невесты, да еще сАмой трагической героине сериала Амине (Феруза Рузиева) завершить свою экранную жизнь внятно, прикрыв, например, своим телом гранату, чтобы спасти бестолковую искательницу приключений Катю (Софи Шуткина). Это бы, на мой взгляд, придало сериалу безупречную ценность оригинального, талантливого произведения.
Представляете, как было бы эффектно? Скрупулезно развести боевую сцену в поселке, как в городке по фильму "Спасти рядового Райана"?! Вот это был бы шедевр!
В предфинальном эпизоде, вертолет героического Майора, с Папой и Женихом на борту, не возник бы скромной, крохотной, стрекозой в выжженном небе Сирии, а эффектно выплыл бы на крупном плане, снятом супердлиннофокусным объективом (как в американском фильме "Синий гром"), с мощным рокотом двигателя и смертоносными дырами стволов пулеметов, пушек и ракетных установок,, выплыл бы из пыли и дыма из-под стены глиняного дувала и засадил бы залпом изо всех стволов по неприятелю!
Вот эт-то я понимаю, был бы впечатляющий финальный эпизод телебоевика «На краю»!
Но и так – вполне прилично. Весьма прилично. Кто бы что ни говорил. Вот вам, господа, своя вполне приличная идея, сюжет и свое воплощение!
Браво, продюсеры Александр Кушаев, Ирина Смирнова!

Сможете повторить, господа нынешние распильщики бюджетов и воятели бессмысленных полицейских пострелкушек?!
ЗТМ