Найти тему
Евгений Барханов

Люди-призраки о наступлении западной культуры

Оглавление

Что за монах скрывается под нарядом комусо? Молод ли? Хорош ли собой? А может быть, это вовсе не монах, а молодой знатный самурай странствует в поисках врагов своего рода? Или это переодетый бандит либо шпион.

Фукэ-сю — специфическая дзэнская секта, возникшая в Японии не ранее XV века, но традиция связывает ее с именем китайского монаха-эксцентрика Пухуа /яп. Фукэ, жившего в VII в. Последователи Фукэ-сю именовались комусо и являлись членами закрытой общины, куда принимались только самураи. Они отличались необычным обликом: плетеной тростниковой шляпой, полностью закрывавшей голову, и длинной бамбуковой флейтой — сякухати.
Фукэ-сю — специфическая дзэнская секта, возникшая в Японии не ранее XV века, но традиция связывает ее с именем китайского монаха-эксцентрика Пухуа /яп. Фукэ, жившего в VII в. Последователи Фукэ-сю именовались комусо и являлись членами закрытой общины, куда принимались только самураи. Они отличались необычным обликом: плетеной тростниковой шляпой, полностью закрывавшей голову, и длинной бамбуковой флейтой — сякухати.

Скрытый от внешнего мира комусо всегда вызывал интерес. На некоторых гравюрах красавицы из веселых кварталов используют разные ухищрения, чтобы увидеть лицо комусо: зеркало, емкости с водой.

Куртизанка глядит на лицо комусо, отраженное в воде. Судзуки Харунобу / Suzuki Harunobu (1724-1770).
Куртизанка глядит на лицо комусо, отраженное в воде. Судзуки Харунобу / Suzuki Harunobu (1724-1770).

Не первый год веду познавательный блог на платформе ДЗЕН. Сегодня хотелось бы отрешиться от событий 16 марта 2024 года; с пожарами, взрывами, испорченными бюллетенями, коррупционерами, предателями, культурными извращенцами - и погрузиться в дзэн. А хоть бы до той поры, пока пишу статью о японских староверах, расшифровываю статью о них и вспоминаю наших - русских староверов, перекладываю человеческие страсти на: "здесь русский дух, здесь Русью пахнет", на необъятные просторы нашей Родины и о том, как необходима сейчас связь с духовной жизнью наших предков.

Статья опубликована в газете ПРАВДА понедельник, 16 мая 1988 года:

ДЗЭН-ЯПОНСКИЕ СТАРОВЕРЫ

Этих людей-призраков можно видеть на дорогах Японии. Они бредут цепочкой, облаченные в черные ритуальные кимоно, с корзинами-шапками на головах и неизменными флейтами в руках. Их путь лежит от деревни к деревне, где они устраивают импровизированные концерты с игрой на флейте и монотонными песнопениями и собирают подаяние. Европейцу подобная картина кажется удивительной и даже несколько смешной. Однако японцы смотрят на них совсем другими глазами. Так кто же эти люди?

Это монахи-староверы — члены древней буддийской секты дзэн. История ее возникновения в Японии относится приблизительно к VII веку нашей эры, однако корни дзэн гораздо более старые и уходят в Индию и Китай. Само слово «дзэн» на японском языке означает «самопогружение» и «созерцание внутреннего мира». Главное содержание религиозных канонов дзэн — это полное пренебрежение к любой внешней форме бытия личности. Монах из секты дзэн никогда никому не показывает свое лицо, довольствуется самым скудным бытом и занят исключительно совершенствованием своего внутреннего мира. В народе в древности их считали колдунами. Правящие же круги японской феодальной знати относились к монахам секты с уважением, считая, что им можно доверить самые сокровенные тайны. В связи с этим секта дзэн на определенном этапе получила большое влияние в социально-политической жизни средневековой Японии. Теории дзэн, несомненно, оказали влияние на формирование и развитие национальной японской культуры, и в частности поэзии. Однако со временем, с последними вздохами феодализма, секта начала чахнуть и практически исчезла.

Так выглядят монахи секты дзэн из деревни Огосэ
Так выглядят монахи секты дзэн из деревни Огосэ

Возрождение секты дзэн в сегодняшней Японии объясняется несколькими факторами. Конечно, здесь присутствует влияние духа западного буржуазного общества, где в последнее время наблюдается всплеск веры в мистику, черную магию, нечистую силу и загробный мир. Далее, нельзя исключать и фактор дальнейшего обнищания широких масс населения Японии, которые начали искать в дзэн выход из замкнутого круга нищеты и несправедливости. Именно поэтому среди нынешних членов секты много бывших торговцев, врачей и даже учителей. Не последнюю роль играет настроение многих японцев, пытавшихся возродить чисто японские национальные традиции и верования в противовес наступлению западной, особенно американской, «культуры». Центр нынешнего движения дзэн находится в небольшой деревушке Огосэ, на которую кое-кто в Японии смотрит как на бастион истинно японской культуры.

-4

Что за монах скрывается под нарядом комусо? Молод ли? Хорош ли собой? А может быть, это вовсе не монах, а молодой знатный самурай странствует в поисках врагов своего рода? Или это переодетый бандит либо шпион.

Suzuki Harunobu (1724-1770). Фрагмент гравюры.
Suzuki Harunobu (1724-1770). Фрагмент гравюры.

14 октября 2017 в Москве прошел карнавал, посвященный открытию Всемирного фестиваля молодежи и студентов.

Москва, 14.10.2017. Фотография: Олег Яковлев / РБК
Москва, 14.10.2017. Фотография: Олег Яковлев / РБК

Около 30 тыс. человек из разных стран мира в национальных костюмах прошли по набережным российской столицы, в том числе такие японские карнавальные монахи.

Был в 2019 году в Уругвае и случайно познакомился с русскими староверами. Мечтаю к ним съездить и пообщаться. К сожалению моё знакомство было наспех. Был в Монтевидео пролётом из Антарктиды.

Уругвайские русские староверы.
Уругвайские русские староверы.

А язык у них сохранился такой, как прежде, удивляешься тому, что культура, словно семена драгоценной породы, посеяна по всему миру с любовью. И это всё сохраняет наш мир.

.