Найти тему
Невыдуманные истории

«Воин Святой Руси»: Вячеслав Михайлович Клыков. (1939 – 2006). Часть II.

Во время проведения I Международного конгресса славянских культур в 1992 году на Славянской площади в Москве был установлен памятник Св. Кириллу и Мефодию – великим православным просветителям. Бронзовые Кирилл и Мефодий стоят в центре Москвы в свободных одеждах, с непокрытыми головами. Они поддерживают высокий крест и держат в руках Священное Писание и свиток со славянскими буквами. На постаменте памятника надпись: «Святым равноапостольным первоучителям словенским – благодарная Россия».

Отношения Клыкова с правительством Москвы не сложились. На открытый конкурс монумента для Поклонной горы скульптор представил проект, которому очень многие эксперты отдавали предпочтение. В центре композиции Клыков предлагал установить высокую белую часовню-звонницу, напоминающую своими очертаниями жемчужину древнерусской архитектуры — храм Покрова на Нерли. Но вскоре конкурс прикрыли, а потом явочным порядком отдали заказ Церетели, который воздвиг на Поклонной горе безобразную мачту с трубящими амурчиками наверху.

В канун праздника 50 – летия Победы, 3 мая 1995 года, на поле под Прохоровкой, где в годы войны развернулось великое танковое сражение, был открыт Монумент Победы, созданный Вячеславом Клыковым. На створках часовни каменная летопись истории России с древнейших времен до Парада Победы на Красной площади: двадцать четыре огромных многофигурных рельефа, насчитывающих около 130 образов. На 50 – метровую высоту взметнулась к небу Звонница из белого камня. Ее венчает золотая сфера, над сферой – так же золоченая фигура Божией Матери, простирающей над Россией Свой омофор. На круглом барабане монумента высечены слова из Святого Евангелия: «Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положить за други своя» (Ин.15, 13).

Через каждые двадцать минут бьют часы на Звоннице.

Первый звон – в память о героях Куликовской битвы, избавивших Русь от монголо – татарского ига.

Второй звон – память о Бородинском сражении, о ее героях, освободивших Россию от французского завоевания.

Третий звон – память о битве под Прохоровкой, о ее героях, сломивших здесь хребет фашистскому зверю.

В год 50 – летия Победы, 8 мая 1995 года, в Москве состоялось открытие памятника прославленному русскому полководцу Георгию Константиновичу Жукову. Маршал изображен сидящим на коне. Размеры памятника поражают – высота памятника 5,45 м, он покоится на постаменте размером 5х2,5 м. Первоначально Клыков предполагал создать целую композицию - приземистая, неповоротливая фигура маршала Жукова должна была оттенить элегантную, атлетическую фигуру одного из лучших полководце Второй мировой войны, командующего Парадом Победы маршала Рокоссовского. Но ответственные товарищи оставили одного Жукова, вырезав из композиции даже фашистские знамена, которые попирал конь маршала. В итоге, по мнению некоторых критиков, памятник получился крайне невыразительным.

Клыков предлагал установить памятник на Красной площади, перед Историческим музеем, напротив застывших в бронзе героев Отечества Минина и Пожарского. Но нашлись противники, и в итоге памятник был установлен на Манежной площади, которую скульптор предлагал переименовать в площадь Жукова.

В октябре 1996 года (в этот год отмечалось 300 – летие российского флота) в Липецке был установлен памятник Петру I, отлитый в бронзе на Новолипецком металлургическом комбинате. Пятиметровая фигура Петра передает главные его черты - напор, динамизм, волю. Петр в высоких ботфортах, за его спиной развевается широкий плащ, в руке он держит запечатанный свиток – указ о создании в Липецке металлургических заводов. Памятник установлен на десятиметровом постаменте из белого липецкого известняка, на постаменте изображены барельефы, отражающие историю создания российского флота, герб Российской империи.

В ноябре 1995 года в Белгороде состоялось II Всероссийское монархическое совещание, на котором было принято торжественно отметить 100 – летие со дня коронации Императора Николая II. Клыков решил создать к этой дате памятник Императору и обратился к тогдашнему премьеру В. С. Черномырдину с просьбой определить достойное место для памятника. Виктор Степанович не отказал, но за полгода ответа на вопрос так и не последовало. Клыков обратился за содействием к мэру Москвы Ю. Лужкову, и дело стронулось, место для памятника было выбрано - между Домом Пашкова и Боровицкими воротами Кремля.

Но решение проблемы опять застопорилось – Лужков заявил, что он не может принять такое важное решение – требуется решение правительства страны, только в этом случае мэрия сможет произвести отвод земли. Круг замкнулся.

Переписка с властями длилась около двух лет. Скульптор обратился за помощью к руководителям Церкви, но и они не помогли – в ответе из Патриархии говорилось, что вопрос об установке памятника в Москве изучается.

Чтобы успеть к праздничной дате, Клыков не ждал решения – в ускоренном темпе работал над памятником. И вдруг получил предложение от церковной общины храма Благовещения Пресвятой Богородицы в селе Тайнинском установить памятник в их селе, напротив храма.

Но в мае 1996 года последовал новый удар - районный глава сообщал, что памятник устанавливать нельзя – нет решения об отводе земли и разрешения Общества по охране памятников, решения художественного совета. Стало ясно – власти активно противодействуют установке памятника и скульптору неофициально объяснили почему: власти боялись рисковать перед выборами президента.

Скульптор решил рискнуть – установить памятник без разрешения властей. В этом его поддержали Международный фонд славянской письменности и культуры, Союз казачьих войск России и зарубежья, Союз Христианского возрождения и другие организации.

Изготовление памятника и расчистку территории скульптор оплатил из собственных средств. Памятник Императору Николаю II был установлен вовремя – 26 мая 1996 года состоялось его торжественное открытие.

Через год - 1 апреля 1997 года был совершен кощунственный акт – памятник был разнесен на куски мощным взрывом. Вячеслав Михайлович тяжело переживал случившееся, не мог понять, кто мог пойти на такое варварство, издевательство над русской историей. Скульптор осудил это преступление, несравнимое даже с взрывом Ипатьевского дома в Екатеринбурге:

  • Это – преступление против памяти народной, против совести народной, против прошлого, настоящего и будущего России. На мой взгляд, этот акт был тщательно спланированным, технически оснащенным, щедро финансированным злодеянием врагов нашего Отечества.

Сейчас мы знаем, кто организовал это гнусное преступление – молодые недоумки из так называемого троцкистского «Реввоенсовета». Единомышленник скульптора – писатель Владимир Осипов - отметил, что этим «последышам Свердлова и Юровского» очень «важно раздробить единство противомасонских сил, посеять рознь и раздоры». В «Русском вестнике» он писал: «…Бомбу против русского Царя швырнули бесы. Так и оказалось».

Скульптор пообещал, что памятник будет восстановлен и сдержал свое слово. Памятник Императору Николаю II в уменьшенном варианте скульптор изготовил и установил по просьбе казаков в Подольске у храма Новомучеников российских 28 июля 1998 года. К сожалению, и этот памятник был взорван – 31 октября, в сатанинский праздник Хеллоуина.

-2

Памятник Императору Николаю II в с. Тайнинское.

Клыков перенес и этот удар мужественно: «Восстановим памятники и там, и здесь». Свое слово он опять сдержал: 16 января 1999 года был восстановлен памятник в Тайнинском, в середине лета этого же года – в Подольске. Теперь памятники охраняются силами вневедомственной охраны.

Скульптор не смог установить в Москве и памятник великому Святому князю Дмитрию – не дождался разрешения властей. Он воздвиг его в 1997 году в городе Угреш (современный Дзержинский) Московской области. В этом закрытом городке располагается старинный Николо – Угрешский монастырь. Молодой, решительный, стоит в полном боевом облачении Святой князь Дмитрий; в одной рукой он сжимает рукоятку меча, в другой руке щит. Памятник ему – прекрасный символ русской воинской славы.

В начале августа 1998 года в Белгороде был открыт памятник Св. князю Владимиру, Крестителю Руси. На освящении праздника собрались паломники из многих городов России: Москвы, Пскова, Тулы, Краснодара и др. Присутствовали гости из Украины и Белоруссии.

Памятник, изготовленный из бронзы, возвышается на 22 метра и виден издалека. Святой Владимир стоит лицом к городу, его правая поднятая рука держит православный крест, левая опирается на щит. Постамент украшен рельефами с изображениями святых: святителя Иоасафа Белгородского, преподобного Серафима Саровского, Царя – страстотерпца Николая. Памятник стал достопримечательностью города, а местность вокруг него – излюбленным местом гуляний белгородцев.

Жители города Мурома хотели видеть у себя в городе памятник знаменитому своему земляку воину - святому Илье Муромцу. Глава города обратился к скульптору Клыкову. Просьбу муромчан Клыков выполнил – памятник Илье Муромцу был открыт в день его прославления – 1 января 1999 года. На освящение памятника собрался весь город.

-3

Святая княгиня Ольга с внуком Владимиром.

К 1100 – летней годовщине Пскова на его центральной площади в июле 2003 года вырос памятник Св. княгине Ольге с надписью на постаменте: «Святой Равноапостольной великой княгине Ольге». Этот памятник власти Пскова задумали поставить в 2002 году, создать его вызвался Церетели, после чего на долгое время исчез. Пришлось псковичам обратиться к Клыкову. Когда его памятник был уже сделан в бронзе, как черт из табакерки появился Церетели. Сейчас в Пскове два памятника княгине Ольге. На памятнике работы Церетели, установленном у вокзала, она вооружена мечом и прочими военными атрибутами. На втором, который находится напротив Троицкого собора и кремля, Ольга изображена в образе любящей бабушки, воспитывающей своего внука — будущего крестителя Руси князя Владимира. Какой из этих памятников принадлежит Вячеславу Клыкову, легко догадаться. К этому надо добавить, что Церетели содрал с Пскова огромные деньги, а Клыков преподнес свой памятник в дар городу.

Невозможно описать все памятники, воздвигнутые великим Мастером – это займет объем отдельной большой книги. Упомянем только самые известные из них.

Памятник великой русской певице Надежде Плевицкой, землячке скульптора, был поставлен в ее родном селе Винниково на Курщине.

В честь 200 – летия со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина в городе Арзамасе Нижегородской области ему был установлен памятник. Кроме Арзамаса, памятники Пушкину работы скульптора Клыкова были установлены в Перми и Тирасполе.

В Орле стоит памятник знаменитому русскому писателю Ивану Бунину, в Вологде – поэту Батюшкову. Стоят памятники В. Хлебникову, В. Высоцкому, И. Талькову.

Еще в 1975 году Клыков установил памятник любимому своему писателю – В. Шукшину в родном селе писателя Сростки на Алтае. Памятник установлен на высокой горе Пикет. Писатель сидит босой на земле, опустив натруженные руки – он отдыхает у себя дома.

-4

(Продолжение следует)