Найти тему

Все, что Звукорежиссеру нужно знать перед концертом

Роль звукорежиссера на концерте неоспоримо важна. От качества звучания зависит впечатление аудитории о выступлении. По сути, мы являемся передаточным звеном между артистами и аудиторией. Но чтобы обеспечить высокое качество звука, звукорежиссеру необходимо учитывать ряд ключевых аспектов перед началом шоу. В этой статье мы рассмотрим основные моменты, которые следует учитывать звукорежиссеру перед концертом.

1. Знание оборудования: Перед началом мероприятия звукорежиссер должен тщательно ознакомиться со всем оборудованием, которое будет задействовано во время концерта. Это включает в себя звуковое оборудование (микшеры, усилители, акустические системы), а также оборудование для обработки звука (эффекты, компрессоры и др.). Вы должны четко знать что из оборудования имеющегося на площадке вам подойдет, а что необходимо будет довезти. Обычно, я созваниваюсь со звукорежиссером площадки на которой будет проходить концерт, и стараюсь получить всю информацию по оборудованию. Если консоль на площадке цифровая, обязательно выясните у звукорежиссера знает ли он ее. Бывали случаи когда местный персонал не знал, или плохо знал свое оборудование. Вы должны быть к этому готовы. Мне к примеру в свое время пришлось выучить все более или менее распространенные модели цифровых консолей. И да, бывает что технический персонал площадки не читает райдер, или им его вообще не передают организаторы. Такое тоже было. И не забудьте поговорить с местным персоналом про подсветку консоли. Вроде мелочь, но ее отсутствие может доставить массу проблем.

2. Проверка звука: Проведите проверку звука, чтобы удостовериться, что все аппаратные и программные компоненты работают правильно. Проверьте каждый микрофон, убедитесь, что звук проходит через все входные и выходные каналы микшера. Проверьте все мониторные линии. Проверьте на работоспособность все каналы мультикора или стейдж бокса. Убедитесь что сигнал с консоли в правильной конфигурации поступает на процессор и распределяется по акустической системе. Бывали случаи когда местный звукорежиссер использовал только пару первых каналов мультикора, и о том что среди остальных имеются поврежденные даже не подозревал. На стадии переговоров убедитесь что мультикор имеет необходимое вам количество работающих каналов, и желательно пару запасных. Я по возможности вообще стараюсь весь бэк лайн возить с собой. Но, к сожалению, это не всегда возможно. Имейте при себе всегда хотя бы пару ди боксов и переходники на все случаи жизни. Такие переходники спасали концерты много раз. Кстати в турах по Германии мы возили с собой полный комплект оборудования. И звук и свет. Там так проще так как у них принято отдельно оплачивать аренду и зала и аппарата и гримерок. Даже проходы от гримерок к сцене оплачиваются отдельно.

3. Понимание акустики помещения: Каждое место имеет свои особенности акустики. Звукорежиссеру важно знать, как звук будет распространяться в данном помещении. Это поможет ему правильно настроить оборудование и добиться наилучшего звучания. Хотя на практике, исправить то что касается акустики помещения в реальных туровых условиях достаточно сложно. Разве что поправить зону покрытия. Некоторые звукорежиссеры возят с собой в туры свои акустические панели, но такую роскошь могут себе позволить далеко не все.

4. Коммуникация с артистами: Звукорежиссер должен общаться с артистами, чтобы понять их предпочтения относительно звучания и баланса звуковых инструментов на сцене. Это поможет создать оптимальные условия для каждого артиста и обеспечить нужное им качество звучания. И очень важный момент, во время саундчека в процессе общения с артистами старайтесь побольше улыбаться. Излучайте уверенность в не зависимости от того насколько у вас все хорошо или плохо. Поверьте, последнее, что хочет видеть артист перед концертом это перепуганный и неуверенный в себе звукорежиссер. Для звукорежиссера на концерте крайне важно быть готовым к любым ситуациям и делать всё возможное, чтобы исправить любые проблемы, которые могут возникнуть. Даже если что-то идёт не по плану, их задача — немедленно реагировать и исправлять ситуацию для обеспечения качественного звучания.

Иногда артисты могут попросить увеличить громкость мониторов, и хотя это может показаться раздражающим, важно помнить, что это необходимо для них. Звукорежиссер должен уметь настроить мониторы так, чтобы артистам было комфортно выступать на сцене. В конечном итоге звукорежиссеры работают для артистов, а не наоборот, и их главная задача — обеспечить комфорт и качество звучания для выступающих.

5. Резервные планы: Важно иметь запасные планы на случай технических сбоев. Звукорежиссер должен знать, как быстро реагировать на любые проблемы с оборудованием, чтобы минимизировать их влияние на выступление. И заявление местного персонала о том что этот сабвуфер еще вчера работал, не такое уж редкое. Очень важно быть морально готовым ко всему. Стрессоустойчивость в нашем деле далеко не последнее качество. Пожалуй даже возьму на себя смелость заявить что далеко не каждый может работать туровым звукорежиссером именно по этой причине.

6. Звуковые проверки во время выступления: Во время концерта звукорежиссер должен оставаться на связи с директором коллектива или музыкантами, чтобы оперативно реагировать на любые изменения в звучании и вносить необходимые коррективы. Особенно если вы одновременно и FOH и MON звукорежиссер. Я обычно держу связь со сценой через какой-нибудь мессенджер.

7. Постоянное обучение и совершенствование: Мир звукорежиссуры постоянно развивается, поэтому важно постоянно совершенствовать свои навыки и следить за последними технологическими новинками в этой области.

В заключение, звукорежиссеру перед концертом необходимо учитывать множество факторов, чтобы обеспечить высокое качество звучания и сделать выступление незабываемым для аудитории. Это требует не только технических навыков, но и хорошего понимания музыкального процесса и внимания к деталям.