Найти тему

Устроилась воспитателем в марте, а заведующий и методист уже требуют отчёт по самообразованию

Устроились на работу в марте, а с вас уже спрашивают отчёт по самообразованию? Нужно ли писать? Да, выражение моего лица было таким же, как у вас, когда я в метрике обнаружила вот такой поисковый запрос. Спрос рождает предложение, поэтому сегодня кратко, но отвечу.

И сразу же обращу ваше внимание вот на что. Исходные данные этой статьи следующие: в детском саду, о котором идёт речь, самообразование и отчёты о работе над темой практикуются. У меня есть подборка о работе над темой самообразования, поэтому комментарии-"проклятия" относительно этой сферы педагогической деятельности, пожалуйста, туда. К этой статье хотелось бы услышать мнение относительно сути заданного вопроса. Если вам есть, что сказать, я буду очень рада. А пока познакомьтесь с моим видением ситуации.
Устроилась воспитателем в марте, а заведующий и методист уже требуют отчёт по самообразованию
Устроилась воспитателем в марте, а заведующий и методист уже требуют отчёт по самообразованию

Нужно ли писать отчёт о работе над темой по самообразованию, если педагог устроился на работу в середине учебного года?

Итак, педагог пришёл работать в детский сад в марте. Варианты следующие:

  • педагог до настоящего трудоустройства не имел опыта работы в дошколке;
  • педагог уже когда-то давно был педагогом, но имеет существенный перерыв в профессиональной деятельности;
  • педагог имеет педагогический стаж, непрерывный, но, к примеру, перешёл работать в другой детский сад.

От этих вариантов плясать и будем.

И первые два - демонстрация дичайшей глупости. В том смысле, который вкладывают в самообразование большинство педагогов и администраторов, а именно в смысле работы над какой-то конкретной узкой тематикой в течение, внимание, нескольких лет.

Первый год что для новичка, что для старичка-новичка будет самообразованием во всём, что касается педагогической деятельности. Более того, сколько длится адаптация к новому месту работы? Считается, что около года. Какие отчёты? Освоиться бы и в колею свою попасть, а не это вот всё. Так вот минимум год не стоит "дёргать" педагога. А тех, кто пришёл, условно, в марте, не "дёргать" полтора года, до второго его сентября в этом учреждении и педагогике в целом.

Бывают, правда, случаи уникальные. В моей практике была воспитатель, которая буквально в первые же, осенние, взаимопросмотры педагогических мероприятий с детьми (а устроилась она в августе и до этого не имела педагогического опыта вообще, работая совершенно в другой сфере) попросилась тоже принять в них участие. Аргумент был следующий: я хочу, чтобы и коллеги на меня посмотрели и дали советы. Конечно, никто не пустил её в свободное плавание, и конспект этого мероприятия родился в нашей с ней совместной деятельности, но занятие она дала. И довольно достойно, учитывая опыт работы в несколько месяцев. Но к самообразованию в общепринятом его понимании мы приступили уже гораздо позже. Но ведь, согласитесь, и этот опыт является его частью. Пусть он не структурирован, не до конца осмыслен и спонтанен, но для молодого специалиста важен и, возможно, определит вектор его дальнейшего профессионального развития. Но это так, отступление. Едем дальше.

А дальше самое интересное. Третий вариант, когда педагог просто сменил место работы и до этого имел непрерывный трудовой педагогический стаж. Самообразовывался, чему-то учился. Сам или в тесном контакте со старшим воспитателем. Имеет результаты. В общем, всё как положено. И тут на тебе. А почему бы и нет, правда? Почему бы новому методисту не взять чужой труд и не сложить в свою папку. И знаете, это самый не достойный, на мой взгляд, вариант, потому что в первых двух, скорее всего, методист просто не думает. А здесь думает. Но делает это, исходя из поиска собственной выгоды.

Старший воспитатель никаким образом не участвовал в самообразовании педагога, не курировал его, поэтому спрашивать отчёт по меньшей мере не честно. А ещё можно сплюсовать этот факт с тем, что у педагога, опять же, проходит адаптационный период, когда педагогу вряд ли до самообразования. Спрашивать отчёт в этом случае - невиданная наглость.

Резюмирую. Требование администрации детского сада предоставить отчет о работе над темой по самообразованию ни в одном случае не может быть оправдан.

Ну и как всегда, сообщаю следующее: требование предоставить подобный отчёт должно быть документарно закреплено в локальном нормативном акте образовательной организации. Это может быть положение о ведении педагогической документации с разделом, касающимся самообразования. Или же полноценный документ, посвящённый только этому вопросу. Изучайте. Нет документа - нет отчёта. Защищайте себя и свои права, но делайте это осознанно и вдумчиво, а не на эмоциях.

И ещё, знаете, я иногда даю маме почитать свои наброски. После сегодняшнего она сказала лишь одно: "Одни самодуры на местах!". На этом и закончим. Добра нам всем.

Если эта статья была вам полезна, не пожалейте лайка.

Подписывайтесь на канал "Методист в отставке", чтобы первыми узнавать о выходе новых материалов. Здесь мы о работе и совсем чуть-чуть о жизни вне стен образовательного учреждения. В Телеграм-канале "Методист в отставке" все с точностью до наоборот, но часто с педагогическим подтекстом. Со мной можно дружить там, ссылку оставлю в закрепленном комментарии.