Правда ли, что увлечение может быть «зерном» вытекающих проблем подростков? это и самые популярные мифы разберём в данной статье, опираясь на мнения психологов, а также на анализ проведённого опроса обучающихся МОУ СОШ №18.
Первые японские анимационные фильмы появились после войны, и все они подражали диснеевским лентам. Это были экранизации японских и китайских сказок. Из начально развлекательного характера искусство манга - аниме стало восприниматься как самостоятельная молодёжная субкультура со своими направлениями по интересам. В целом в субкультуру поклонников аниме включаются и такие направления как манга, ранобэ, маньхуа и других версии мультипликации и комиксов. На момент исследования рассматриваемая субкультура прошла этап рождения и находится в стадии активного развития.
В нем присутствует множество жанров по интересам, основными считаются:
- кодомо (аниме и манга для детей до 12 лет),
- сёдзё (жанр для девушек-подростков от 12 до 18 лет),
- сёнэн (жанр для юношей от 12 до 18 лет),
- дзёсэй (жанр, рассчитанный на девушек старше 18 лет),
- сэйнэн (жанр, рассчитанный на юношей старше 18 лет).
Как и в киноиндустрии в аниме присутствуют возрастные ограничения установленные рейтинговой системой MPAA (Американская Киноассоциация):
- G (в России 0+)
- PG (в России 6+)
- PG-13 (в России 12+)
- PG-17 (в России 16+)
Множество людей по всему миру зачастую делятся на две группы, кто осведомлён и не понаслышке знает японскую мультипликацию, а также кто делает выводы из собственных представлений, доводов, мнений окружающих. Многим не нравится аниме, например, на эмоциональном уровне: некоторые считают, что мультфильмы создают только для детской аудитории, они ожидают и соответствующего развития сюжета, но данная теория ложная, так как данный жанр предназначен для разных целевых аудиторий, поэтому на каждом проекте стоит возрастное ограничение.
- По данной теме высказала своё мнение психолог Ирена Сирма в беседе с «Пятым каналом». Психолог считает, что чаще всего ребенок способен отличить добро от зла.
Возможен и другой вариант, когда ребёнок будет присоединяться к агрессору, какому-то злому герою, который всех побеждает. Тогда в этом случае возможно такое взращивание теневой, агрессивной части. Но все-таки в реальной жизни ребёнка окружают соседи, наши друзья, родители и проблема, скорее, в родителях, а не в детях.
Запрещать аниме к просмотру — не самое удачное решение, по мнению специалиста. Так как излишняя строгость чревата потерей контакта с ребёнком, а он необходим для доверительных отношений.
2. Кандидат психологических наук Н.П. Дедов, Магистрант В.А.Кулакова в своей работе «Влияние японской аниме-культуры на формирование субкультуры поведения российских подростков» прокомментировали:
Появление в отечественной культуре японского аниме отразилось на своеобразии поведения современных подростков. Они стали думать, принимать решение и совершать действия в соответствии с поведением героев аниме, сохраняя при этом российскую ментальность и особенности современной виртуализации жизни.
Внутренний мета-смысл, психологический контекст японского аниме, своеобразие отечественной культуры бытия и интенсивная цифровизация общества органично переплетаются в поведении современных подростков, создавая индивидуальный стиль реагирования. Благодаря этому их адаптивные способности активно развиваются.
Столкнувшись на личном опыте и на просторах интерната с многочисленными беспокойствами со стороны родителей о «пагубном влиянии просмотра» данной жанровой мультипликации, решила глубже рассмотреть данный вопрос. В основном такое мнение формируется с помощью прочтения ложной информации и не самостоятельным ознакомлением, ведь всегда лучше самому убедиться в чем-либо и сформировать своё мнение. Особенно верят в самые распространённые мифы, такие как:
«Аниме – трата времени» - прежде всего это такое же увлечение, как и просмотр фильмов, сериалов, также оно несёт свой смысл, заложенный автором. Таким образом данное высказывание является ложным.
«Аниме - лишь для детей» - за счёт нашего менталитета при виде мультипликации у многих она ассоциируется с детством, следовательно, любой мультфильм – для детей. Но это не про аниме. Благодаря своему обширному жанровому аспекту анимация подойдёт не только для подростков, но и для взрослого поколения. Философию, что хочет донести автор взрослому зрителю, навряд ли поймёт все тонкости маленький зритель.
«Аниме хорошо везде и всегда» - как уже сказано ранее, аниме является зеркальным отражением кинематографа. Основываясь на жанрах и возрастных ограничениях, уже можно сказать, что эта теория - дезинформация.
Для того чтобы понять культуру аниме, будет не лишним узнать мнение людей увлекающиеся этим жанром. Таким образом был создан опрос обучающихся МОУ СОШ №18 имени Н.В.Менчинского. В нем принимали участие ученики 1-4, 5-8, а также 9-11 классов, им предстояло ответить на семь вопросов. Основной же задачей данного мероприятия являлось - узнать мнение респондентов, их отношения к японской мультипликации.
По результатам можно сделать выводы: ученики хорошо ознакомлены с данным жанром, он им нравится своим многообразием, повествованием очень жизненных моментов, что так знакомы каждому. Также они не считают, что просмотр аниме не несёт никакого пагубного влияния на психологическое здоровье и они могут посоветовать своим друзьям посмотреть что-нибудь подобное.
Но хочу добавить пару слов к выше сказанному: главное помнить, что каждый человек индивидуален и поэтому вам может нравится любой другой жанр киноиндустрии, помимо аниме, и это нормально. Также не стоит забывать про возрастные ограничения, если, к примеру, показать дошкольнику экранизацию для взрослой аудитории, навряд ли это выльется в положительный результат для юного и неокрепшего организма.
Спасибо большое за прочтение данной статьи, по возможности поделитесь своим мнение на данную тему, что вы об этом думаете?