Убери из картины очевидные признаки места и времени - такие как революционный контекст, буденовки с красной звездой и обращение “товарищ” - и каждый западный зритель скажет: “Это же вестерн! Да еще какой!” Да, привычного ковбойского облачения, кольта на поясе и сапогов-казаков в Советском боевике-шедевре нет, так же, как нет в нем и “салонов” с распашными деревянными дверями или темнокожих (куда без них современный вестерн а ля “Джанго - Освобожденный”?). Но это делает его лишь еще более привлекательным: этническая экзотика и неузнаваемое пространство некоего условного государства, города и села - в большом почете. “Оказывается кроме итальянских Спагетти-Вестерном есть и еще один под-жанр!”
Переехал из Германии в Россию
Привет, Россия! Рассказываю о том, как жизнь в стране отличается от жизни в Баварии, Германии и Европе в целом. Делюсь немецким мышлением:) Филипп ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ!
Санчо Панца с винтовкой
Между тем, остросюжетное действие и интрига от начала и до самого конца, как и положено произведению художественному - здесь лишь верхушка айсберга. В первую очередь, привлекают такие подлинные, честные и бескомпромиссные, яркие и выпуклые персонажи. Как это бывает, короля делает его свита, а основное блюдо блещет именно на фоне салатов и закусок. Сложно переоценить роль верного оруженосца главного героя, Петрухи. “Да это же новый Гагарин!” - так и хочется воскликнуть, глядя на этого простодушного паренька с открытым лицом и улыбкой, перед которой просто невозможно устоять. Такой “простофиля”, с горячим, искренним сердцем и бесконечным энтузиазмом любознательного молодца - был бы украшением абсолютного любого вестерна и обеспечил бы оглушительный успех любого главного героя - даже не очень удачного. А трагическая гибель Петухи и вовсе возводить его юную и безгрешную жизнь в ранг сакральной жертвы, заставляя зрителя с нетерпением ждать торжества справедливости.
Плохой, хороший, добрый
На смену ставшей иконой всех киноделов, замахивающихся на ставший классикой жанр, священной для вестерна формуле “Плохой, хороший, злой” приходит ее более гуманная, Советская трактовка. Силы зла в фильме представлены всего лишь одной, безусловно отрицательной фигурой - демоническим “воином на черном коне”, главарь бандитов, Абдулла. Противостоит же ему неописуемый в своей харизматичной привлекательности бывший начальник Царской таможни, а ныне волею судеб оставшийся невостребованным, Верещагин. Правильный, служивый, бравый и такой хороший.
К тому же и проводник главного лейтмотива картины, музыкальной темы о жизни и смерти, любви и справедливости - “Ваше благородие”. Только человек, хорошо знакомый с русским фольклором безошибочно угадает в песни извечные мотивы русской народной песни о воинах - бесстрашных перед лицом неминуемой гибели и полных светлой печали человека, точно верующего в сентенцию “быть воином - значит жить вечно.” Остальные же просто всплакнут вместе с Верещагиным, удивляясь его душевной глубине и смелости в свете неизбежного, в Свете. Вместо “злого” же создатели предлагают зрителю “доброго” - честного до последней капли крови, благородного воина-одиночку Саида.
Феминизм без спора и упрека
Казалось бы, вестерн - жанр мужской. Даже наиболее свежие попытки возврата к этому жанру-evergreen силами самых тендерно-продвинутых американских продюсеров обходятся без главных героинь. Удивительно, но я не слышал о нареканиях в их адрес даже со стороны самых боевых феминисток. Грязную работу оставляют мужикам. В “Белом солнце пустыни” же, целых полвека назад, фигура женщины возведена в ранг мифологической. Подобно древнегреческой Елене, именно женщина и любовь к ней, ответственность за нее и перед ней, ее ласковый и нежный образ в сердце мужчины толкает его на войны и разрушения, возмездие и победы, созидание и строительство новой жизни.
“Освобожденные женщины Востока” из числа бывших жен Абдуллы еще долго остаются в памяти как символ того, что можно получить полноту прав, не теряя при этом своей женственности. А очаровательная Гюльчатай, обладательница недосягаемо сложного и экстремально экзотического имени, врезается в память как олицетворение сказочной гурии из “1001 ночи”. “Вот как тонко можно отстаивать права женщины!” - скажет любой немец, в тайне уставший от немирного, идущего на пролом вариант “феминизма с высоким тестостероном”. Фигура же “беспорочной” и вызывающей благоговение русской красавицы “Катерины Матвеевны” у меня лично вызывает лишь ассоциации с Библейской Суламитой из “Песни Песней”. Почти царственная в своем намоленном любящим сердцем главного героя величии, она являет собой олицетворение Жены и Матери, одним своим присутствием способной превратить любую постельную сцену в “грязном воображении современного продюсера” (к примеру, покусись таковый на ремейк картины!) в исповедь любви и проповедь целомудрия.
Русский герой - былинный
Что же до главного героя, то тут и отдельной статьи было бы недостаточно. Его невозмутимый и ироничный образ убежденного в своей правоте - и н это основании и в своей непобедимости - воин с соломенными усами и чарующей ухмылкой способен растопить любое женское сердце. Даже будучи мужчиной, к тому же не могущим похвастаться нетрадиционной ориентацией, я по эту сторону экрана чувствую, как от него сносит голову: Брэд Питт, где твое жало? Клинт Иствуд, где твоя победа? Если есть пример героя вестерна, который бы был абсолютно чужд всякой жестокости или какому-либо изъяну - то это он. Товарищ Сухов. Именно товарищ. Всем и каждому - друг, товарищ и брат.
Единственный недостаток которого, как кажется, дурная привычка курить. Храбрый и бездонно спокойный - что совершенно незнакомо западному зрителю, кроме тех, кто изрядно порылся в русской культуре. Тех, кто сразу же и безошибочно воскликнет: “Так это же реинкарнация былинного богатыря, это наследника Александра Невского и Ильи Муромца, это предтеча Данилы Багрова!” Архетип, который навеки имманентен русскому человеку и который, если бы Западные Советологи и прочие специалисты по “загадочной русской душе” лучше бы учились и работали, на корню бы отбил всякое желание встречаться на ринге, татами или где бы то ни было с борцами из России:) А вместо песни этому главному герою в уста вложили любовную лирику - прозу поэта по призванию, обращенную к его такой далекой и бесконечно близкой музе - Катерине Матвеевне. Незабвенной.
_______________________________________
Не стесняйтесь подписываться на канал, чтобы не пропустить новые байки:)
Канал существует пока только на ваши донаты -
НА ХЛЕБ, КОЛЬ ИКРЫ НЕТ🙏🏻
Карта Сбер: 2202 2080 0716 5872 Любовь Ю.