Найти тему
БИЗНЕС Online

В гуманоида загрузили нейросознание, ИИ постигает игры, в Европе запретят распознавать лица

Оглавление

Обзор главных технологических событий в Татарстане, России и мире

«Наша цель — научить мировую модель ИИ управлять миллиардами роботов-гуманоидов», — объявил на прошлой неделе глава американского стартапа Figure, в который недавно вложили сотни миллионов долларов Microsoft, Nvidia, Amazon, Intel и другие компании. И такая задача сегодня не кажется фантастической. На этом фоне Европарламент спешно принимает довольно жесткий закон о регулировании нейросетей, а российский бигтех в альянсе с ведущими вузами, включая Университет Иннополис, подписывает декларацию об ответственной разработке. Подробнее — в обзоре «БИЗНЕС Online».

Роботы: от руки на складе до гуманоидного ChatGPT

Считается, что искусственный интеллект пройдет точку невозврата, когда сможет по своему усмотрению взаимодействовать с объектами в физическом мире. Пока одно из самых близких к этому антропоморфных воплощений разрабатывает американский стартап Figure (если можно назвать стартапом компанию, которая буквально в феврале привлекла $675 млн от Джеффа Безоса, Microsoft, Nvidia, Amazon, Intel, Samsung, LG и других неназванных инвесторов). Умный робот-гуманоид уже трудоустроен на завод BMW, где начал с приготовления кофе и научился приносить вещи по запросу. А на этой неделе Figure показала первые результаты двухнедельной коллаборации с OpenAI: если верить видео, гуманоид прекрасно ориентируется в окружающем мире, запоминает цепочки событий и может объяснять свои действия параллельно с выполнением других задач. Например, пока собирает мусор в корзину, рассказать, почему до этого вручил яблоко человеку, который попросил дать ему что-нибудь съедобное. Конечно, в видео с роботами всегда хочется задать вопрос, с какого дубля случилась эта магия, но глава Figure Бретт Эдкок заверил, что во время демонстрации робот не управлялся дистанционно и видео показано с реальной скоростью. «Наша цель — научить мировую модель ИИ управлять миллиардами роботов-гуманоидов», — подчеркивает он.

А буквально накануне стало известно, что Mercedes-Benz на своих заводах начинает использовать гуманоидных роботов Apollo производства Apptronik. Это одна из ведущих робототехнических компаний: в 2022 году NASA сделало ее своим коммерческим партнером для запуска нового поколения роботов общего назначения. Apollo является первым в этом семействе и, судя по названию, должен сыграть столь же значимую роль, как в прошлом веке лунная миссия. Пока же на автозаводе гуманоид будет использоваться для выполнения физически тяжелых работ, не требующих высокой квалификации.

В России тоже не без прогресса: сортировать товары на складе «Яндекс.Маркета» начала гигантская роборука — складской робот со встроенной самообучающейся нейросетью. Разработчики говорят, что если машина научится брать письменную ручку, то без проблем сможет поднять и карандаш или кисть, даже если до этого никогда не имела с ними дела. Пока роборука поднимает с конвейера коробки разных размеров, форм, веса и раскладывает на соответствующие палеты — в 2 раза быстрее человека. Звучит (и выглядит) хорошо, посмотрим, получится ли масштабировать робота или хотя бы продвинуться дальше «пилота» в подмосковном Софьино.

Игры, в которые играют нейронки

Американская корпорация Google, а точнее ее ИИ-дочка DeepMind, презентовала новую нейросеть — SIMA. Она умеет играть в компьютерные игры даже с открытым миром и нелинейным повествованием. Нейронка может выполнять более 600 базовых действий, например взаимодействовать с интерфейсом игр и объектами на экране, а цель — научить решать задачи, требующие сложного стратегического планирования и выполнения множества подзадач, допустим «Найти ресурсы и построить лагерь». Самое интересное, что модели, обученные на нескольких играх, быстро и самостоятельно осваивают незнакомую им игру на том уровне, на котором ее проходят модели, натренированные только на данной игре. И это довольно серьезный шаг вперед: в конце концов, компьютерные миры — симуляция настоящего, с теми же объектами и законами физики. Так что понимание работы игровой вселенной ИИ потенциально вполне сможет перенести и на реальный мир.

«Яндекс» тоже представил еще одну свою нейросеть, ее задача — распознавать эмоции по голосу. Нейронка-эмпат должна помочь в работе кол-центров, фиксируя не только ругательства и негативные высказывания, но и неуверенность и сарказм. Правда, последнее — только после того, как ее усилят YandexGPT. «В будущем нейросети смогут оценить, насколько оператор действительно погрузился в проблему клиента, пытался ли помочь решению или старался как можно быстрее завершить разговор», — обещает компания в релизе.

Регуляторика: запретить нельзя поддержать

Европарламент принял первый в мире закон о регулировании искусственного интеллекта. Он сортирует все ИИ-решения по уровню риска, запрещает использовать системы распознавания лиц и других систем «удаленной биометрической идентификации» в режиме реального времени в общественных местах, а также анализировать эмоции. Полиция теперь не сможет воспользоваться системами предиктивной аналитики для профилактики правонарушений. Под довольно жесткое регулирование попадает весь генеративный ИИ (ChatGPT) и «высокорисковые системы, основанные на ИИ», включая беспилотные автомобили и медицинское оборудование.

Почти одновременно с этим Университет Иннополис и другие участники Альянса в сфере ИИ в присутствии вице-премьера РФ Дмитрия Чернышенко подписали декларацию об ответственной разработке и использовании сервисов на основе генеративного ИИ. В ней всего четыре страницы и никакой категоричности: участники договорились о принципах безопасности и прозрачности, этичном отношении к чувствительным темам, принятии мер для предотвращения злоупотреблений и создания недостоверной информации.

   Компьютерные игры также могут зарегулировать — минэкономразвития подготовило законопроект об их маркировке Фото: «БИЗНЕС Online»
Компьютерные игры также могут зарегулировать — минэкономразвития подготовило законопроект об их маркировке Фото: «БИЗНЕС Online»

В России готовятся к эпохе летающих беспилотников. Операторам дронов на 10 лет планируют выделить специальные частоты для оперативной голосовой связи с пилотами самолетов и вертолетов, пишут «Известия» со ссылкой на материалы госкомиссии по радиочастотам. Это логично: надо же как-то делить небо лайнерам и роям беспилотников. К тому же согласование и подготовка к полету теперь должна сократиться с нескольких дней до одного. Судя по документу, речь идет о диапазоне 117–137 МГц, который используется сегодня для переговоров летчиков с наземными службами.

Компьютерные игры также могут зарегулировать: минэкономразвития подготовило законопроект об их маркировке. Таким образом геймеров предупредят о сценах насилия, жестокости и нецензурной брани и попытаются сохранить психологическое здоровье граждан. Детали пока неясны, но эксперимент, как считают «Известия», может быть запущен уже в этом году.

Наконец, IT-технологии хотят внести в Уголовный кодекс РФ — как отягчающее обстоятельство при совершении преступлений. Вопрос прорабатывает следственный комитет РФ совместно с МВД.

Рейтинги: Татарстан снова в лидерах, но есть нюанс

Директор национального центра развития искусственного интеллекта при правительстве РФ Сергей Наквасин представил индекс интеллектуальной зрелости отраслей экономики и госуправления. По его словам, это «самое масштабное в мире исследование по оценке уровня внедрения технологий ИИ в отраслях и социальной сфере». Если коротко об итогах, то средний уровень внедрения ИИ в экономике России превышает 32%, экономический эффект от него в 2023 году составил 875 млрд рублей. Регионы тоже проранжировали, но пока гуманно: 27 субъектов (Татарстан, разумеется, в их числе) получили статус лидера, еще 28 внедряют ИИ «на развивающемся уровне».

Две нейросети «Яндекса» — текстовая YandexGPT и мультимодальная YandexART — вошли в первый международный рейтинг Global Generative AI Landscape 2024, опубликованный AIPort — сообществом дата-сайентистов, ML-экспертов и энтузиастов в сфере ИИ. Кроме того, «Яндекс» стал одной из 11 компаний всего мира, разрабатывающих более одного типа GenAI-моделей наряду с Stability AI, Open AI, Google, Microsoft, Meta (признана в РФ экстремистской), Tencent и Baidu.

   Илон Маск прогнозирует, что искусственный интеллект к 2029 году может превзойти разум всего человечества, вместе взятого Фото: Grzegorz Wajda/Keystone Press Agency / www.globallookpress.com
Илон Маск прогнозирует, что искусственный интеллект к 2029 году может превзойти разум всего человечества, вместе взятого Фото: Grzegorz Wajda/Keystone Press Agency / www.globallookpress.com

Прогнозы: в ожидании сингулярности

Американский миллиардер и бизнесмен Илон Маск прогнозирует, что искусственный интеллект к 2029-му может превзойти разум всего человечества. «ИИ в следующем году, возможно, станет умнее любого человека. К 2029-му ИИ, может быть, превзойдет разум всего человечества в целом», — написал он в соцсети X (ранее «Твиттер»). Таким образом, он поддержал мнение футуролога Рэя Курцвейла, который дал интервью комику и телеведущему Джо Рогану. Известный ученый и главный исследователь искусственного интеллекта в Google, автор книги «Сингулярность все ближе» продолжает считать, что в течение пяти лет ИИ абсолютно точно достигнет уровня разума любого человека.

Первое с 2017-го интервью дал и основатель «Телеграма» Павел Дуров. В разговоре с Financial Times он заявил, что рассчитывает на прибыльность мессенджера уже в следующем году (если не в этом), а оценка компании превысила $30 млрд: все готово к IPO. При этом «Телеграм» в ходе первичного размещения акций рассмотрит возможность продажи части бумаг лояльным пользователям. Еще одна новость: Дуров рассматривает привлечение дополнительных инвестиций для внедрения в мессенджер искусственного интеллекта, например в виде чат-бота. Если говорить о статистике, аудитория «Телеграма» составляет уже 900 млн пользователей, каждый обходится в $0,7 доллара в год. Ежегодно на поддержание работы мессенджера требуется порядка 630 млн евро.

Ксения Соколова