Найти тему
Брависсимо

Тайное предназначение жутких монстров Иеронима Босха

Оглавление

На полотнах этого необычного, загадочного живописца появлялись мрачнейшие существа, жуткой, потусторонней энергетикой которых Иероним Босх поражал воображение современников так, как это не делал никто до и после него.

Точная дата рождения таинственного художника неизвестна, он появился на свет предположительно между 1450 и 1455 годами
Точная дата рождения таинственного художника неизвестна, он появился на свет предположительно между 1450 и 1455 годами

Для того чтобы яснее стала цель этого непростого художника, на протяжении многих лет любители живописи пытаются уловить суть монстров, обитающих в «Саде земных наслаждений» знаменитого триптиха живописца.

Не известно также в каком году художник покинул этот мир
Не известно также в каком году художник покинул этот мир

Монструозное пустое яйцо на ветвистых ногах

Самое жуткое это не то, что этот яичный монстр имеет ноги в виде засохших корневищ, а то, что имеет лицо человека.

Можно сказать точно, пустая яичная скорлупа и высохшие корни – это отсутствие жизненной энергии.

Решающим для толкования символом здесь, скорее всего, выступает волынка, расположенная на полях шляпы монстра – звуки этого инструмента часто в те времена звучали на пьяных гульбищах. Подтверждением догадки служит изображение волынки на вывеске, которая находится над входом в таверну, расположенной внутри «выеденного» яйца.

Историк искусства Ганс Бельтинг предполагает, что это автопортрет Босха
Историк искусства Ганс Бельтинг предполагает, что это автопортрет Босха

Наличие человеческого лица, такого же бледного, как и яичная скорлупа, вероятно, служит намёком на то, что утерявший человеческий облик сторонник разгульной жизни утратил своё лицо – оно перешло к представителю ада в своем обычном виде.

Всё верно, сие чудовище отвечает за наказание пьяниц в аду.

Настоящее имя Босха было Ерун Антонисон ван Акен
Настоящее имя Босха было Ерун Антонисон ван Акен

Монстр-обжора с котлом и кувшинами

Трудно сказать, почему художник создал его с головой птицы, но другие заметные символы позволяют сделать предположение, что здесь подвергаются наказанию чревоугодники.

На птичьей голове монстра котёл для приготовления пищи, а обут он в кувшины – символика еды и питья. Несчастных жертв он заглатывает и тут же совершает опорожнение кишечника. Такой бесконечный круговорот этих взаимосвязанных процессов плюс стул, на котором это ненасытное чудище восседает, служивший в те времена для осуществления акта дефекации с максимальными удобствами, говорят сами за себя.

Огромное количество работ Босха бесследно исчезли
Огромное количество работ Босха бесследно исчезли

Тяжёлые доспехи, птичий клюв, отрубленная стопа…

Одно из страннейших существ с рыцарским шлемом на голове, с тонким птичьим клювом, с хвостом в виде экзотического растения, с отрубленной стопой, подвешенной сзади к шлему, очень похоже на представителя кошмарного сновидения.

Не так давно одну из забытых работ Босха нашли в Музее искусств Нельсона-Аткинса в Канзас-Сити
Не так давно одну из забытых работ Босха нашли в Музее искусств Нельсона-Аткинса в Канзас-Сити

Судя по всему, изображение посвящено наказанию «грешников», заболевших эрготизмом.

Человек заразившийся спорыньёй – грибок-паразит возникающий на ржи, пшенице – был подвержен не только поражению нервной системы, но и физически невыносимо страдал, имея страшные язвы, нередко из-за гангрены таким больным ампутировали конечности.

Искушение святого Антония, картина немецкого художника Северного Возрождения Маттиаса Грюневальда
Искушение святого Антония, картина немецкого художника Северного Возрождения Маттиаса Грюневальда

Эту болезнь в средние века называли «антонов огонь» или «ведьмина корча».

Пляска смерти, картина неизвестного немецкого художника 16 века
Пляска смерти, картина неизвестного немецкого художника 16 века

Странное поведение больных: дикий хохот, безумные пляски, связывали с продажей души дьяволу. Можно заметить, как монстр в клюве подносит «грешнику» чернильницу – вероятно, чтобы последний поставил свою подпись под договором.

Кроме Босха, многие художники на тему этой болезни писали картины.

Только благодаря состоятельным коллекционерам сегодня можно увидеть картины Босха в ведущих музеях мира
Только благодаря состоятельным коллекционерам сегодня можно увидеть картины Босха в ведущих музеях мира

С мордой крысы и туловищем ската

О миссии этого монстра, «собранного» из крысы и ската, несложно догадаться по наличию валяющихся на полу карт, костям на доске, перевёрнутому игорному столу, на котором, собственно, его карающий меч и пронзает грешника, отдавшегося всецело азартным играм.

Вглядываясь в эти леденящие душу сцены, становится понятным, почему сторонники сюрреализма в прошлом веке полагали, что лучше Босха никто не знал о самых важных нюансах кошмарного, потустороннего мира с его фантастическими существами.