На полотнах этого необычного, загадочного живописца появлялись мрачнейшие существа, жуткой, потусторонней энергетикой которых Иероним Босх поражал воображение современников так, как это не делал никто до и после него.
Для того чтобы яснее стала цель этого непростого художника, на протяжении многих лет любители живописи пытаются уловить суть монстров, обитающих в «Саде земных наслаждений» знаменитого триптиха живописца.
Монструозное пустое яйцо на ветвистых ногах
Самое жуткое это не то, что этот яичный монстр имеет ноги в виде засохших корневищ, а то, что имеет лицо человека.
Можно сказать точно, пустая яичная скорлупа и высохшие корни – это отсутствие жизненной энергии.
Решающим для толкования символом здесь, скорее всего, выступает волынка, расположенная на полях шляпы монстра – звуки этого инструмента часто в те времена звучали на пьяных гульбищах. Подтверждением догадки служит изображение волынки на вывеске, которая находится над входом в таверну, расположенной внутри «выеденного» яйца.
Наличие человеческого лица, такого же бледного, как и яичная скорлупа, вероятно, служит намёком на то, что утерявший человеческий облик сторонник разгульной жизни утратил своё лицо – оно перешло к представителю ада в своем обычном виде.
Всё верно, сие чудовище отвечает за наказание пьяниц в аду.
Монстр-обжора с котлом и кувшинами
Трудно сказать, почему художник создал его с головой птицы, но другие заметные символы позволяют сделать предположение, что здесь подвергаются наказанию чревоугодники.
На птичьей голове монстра котёл для приготовления пищи, а обут он в кувшины – символика еды и питья. Несчастных жертв он заглатывает и тут же совершает опорожнение кишечника. Такой бесконечный круговорот этих взаимосвязанных процессов плюс стул, на котором это ненасытное чудище восседает, служивший в те времена для осуществления акта дефекации с максимальными удобствами, говорят сами за себя.
Тяжёлые доспехи, птичий клюв, отрубленная стопа…
Одно из страннейших существ с рыцарским шлемом на голове, с тонким птичьим клювом, с хвостом в виде экзотического растения, с отрубленной стопой, подвешенной сзади к шлему, очень похоже на представителя кошмарного сновидения.
Судя по всему, изображение посвящено наказанию «грешников», заболевших эрготизмом.
Человек заразившийся спорыньёй – грибок-паразит возникающий на ржи, пшенице – был подвержен не только поражению нервной системы, но и физически невыносимо страдал, имея страшные язвы, нередко из-за гангрены таким больным ампутировали конечности.
Эту болезнь в средние века называли «антонов огонь» или «ведьмина корча».
Странное поведение больных: дикий хохот, безумные пляски, связывали с продажей души дьяволу. Можно заметить, как монстр в клюве подносит «грешнику» чернильницу – вероятно, чтобы последний поставил свою подпись под договором.
Кроме Босха, многие художники на тему этой болезни писали картины.
С мордой крысы и туловищем ската
О миссии этого монстра, «собранного» из крысы и ската, несложно догадаться по наличию валяющихся на полу карт, костям на доске, перевёрнутому игорному столу, на котором, собственно, его карающий меч и пронзает грешника, отдавшегося всецело азартным играм.
Вглядываясь в эти леденящие душу сцены, становится понятным, почему сторонники сюрреализма в прошлом веке полагали, что лучше Босха никто не знал о самых важных нюансах кошмарного, потустороннего мира с его фантастическими существами.