Это хорошее лёгкое кино с приключениями и головокружительными трюками, хорошим актёрским составом (что редко случается в Голливуде) и дополнением в виде любовной истории без пошлостей (это тоже большая редкость для Голливуда). Если сравнивать разные версии приключений Зорро, то данный фильм сметает их всех. Например, фильм с Делоном слишком скучен и невзрачен по сравнению с картиной с Бандерасом.
Очень органично смотрится пара Антонио Бандерас и Кэтрин Зета-Джонс. Жаль, что она предпочли себе в реальную пару двух несимпатичных старцев - Мелани Гриффит и Майкла Дугласа. В итоге оба очень быстро растеряли свою природную привлекательность. Особенно Кэтрин. Старик высосал все соки видимо. Но большие деньги - большой соблазн и не секрет что Кэтрин выходила за них.
Кстати, было бы забавно если бы роль отца главной героини сыграл Майкл Дуглас. По возрасту подходит и смотрелось бы в итоге очень смешно, а юмор - отличительная черта этой картины.
В 1821 году таинственный мужчина в маске, известный как Зорро, защищает простолюдинов Лас-Калифорнии от испанских солдат. Дон Рафаэль Монтеро (Стюарт Уилсон), коррумпированный губернатор Калифорнии, собирается провести публичную казнь трёх крестьян. Зорро останавливает палачей с помощью двух мальчишек, братьев Алехандро и Хоакина Мурриеты. Зорро благодарит их, вручая Хоакину медальон. Дон Рафаэль приходит к выводу, что дворянин Дон Диего де ла Вега (Энтони Хопкинс) и есть Зорро, и пытается арестовать его у него дома. Начинается бой, вспыхивает пожар, и в результате жена де ла Веги, Эсперанса, к которой Монтеро питал безответную любовь, погибает. Пока особняк горит, Монтеро забирает малолетнюю дочь Эсперансы, Елену, как свою собственную, прежде чем отправить Диего в тюрьму и вернуться в Испанию.
Спустя двадцать лет, в 1841 году Алехандро (Антонио Бандерас) и Хоакин (Диего Сьер) - бандиты, провернувшие аферу с целью получить награду за свои головы и украсть сейф с деньгами. Однако их ловит капитан Харрисон Лав (Мэтт Летчер), американская правая рука испанца Монтеро. Алехандро сбегает, а Хоакин стреляет в себя, чтобы избежать поимки. Тем временем Монтеро возвращается в Калифорнию с уже взрослой Еленой (Кэтрин Зета-Джонс). Из-за лжи Монтеро, Елена считает, что её мать умерла при родах и что он её родной отец.
Повторное появление в Калифорнии Монтеро, мотивирует Диего сбежать из тюрьмы. Он встречает Алехандро пьяным и узнаёт свой медальон. Диего предлагает сделать Алехандро своим протеже, чтобы они могли сразиться со своими врагами - Монтеро и Лавом. Алехандро соглашается пройти курс тренировок Диего в секретной пещере Зорро под руинами его семейного поместья, чтобы иметь возможность отомстить. Кроме того, Алехандро стремится стать преемником Диего в роли Зорро. Всё ещё проходя обучение, Алехандро крадёт из гарнизона жеребца, похожего на скакуна Зорро, Торнадо. Диего ругает Алехандро, утверждая, что Зорро был слугой народа, а не вором или искателем славы. Он говорит Алехандро, чтобы тот завоевал доверие Монтеро и так проникнул в стан врага.
Алехандро выдаёт себя за приезжего дворянина по имени Дон Алехандро дель Кастильо-и-Гарсия, а Диего - за его слугу "Бернардо", и посещает вечеринку на гасиенде Монтеро. Там он завоёвывает восхищение Елены и достаточное доверие Монтеро, чтобы быть приглашённым на тайную встречу знати. Монтеро намекает на план вернуть Калифорнию донам и провозгласить её независимой республикой, купив её у генерала Санта–Анны, которому нужны деньги на предстоящую американо-мексиканскую войну.
Монтеро ведёт Алехандро и дворян в "Эльдорадо", секретный золотой рудник, где крестьяне и заключённые используются для рабского труда. План состоит в том, чтобы купить Калифорнию у Санта-Анны, используя золото, которое, преподносится как из Испании, но на самом деле добывается на собственной земле Санта-Анны.
Прогуливаясь по рынку, Елена встречает женщину, которая была её няней. Она сообщает Елене настоящую личность своих родителей, но та не верит. Диего отправляет Алехандро, теперь Зорро, украсть карту Монтеро, ведущую к золотому руднику. Зорро сражается с Монтеро, Лавом и их охраной на гасиенде. Когда он убегает, Елена преследует его, пытаясь вернуть карту Монтеро. После поединка на шпагах Зорро целует её и убегает.
Опасаясь, что Санта-Анна может раскрыть его схему, Монтеро решает взорвать шахту вместе с рабочими. Диего даёт указание Алехандро освободить рабочих самостоятельно, чтобы он сам мог вернуть Елену. Диего загоняет Монтеро в угол на гасиенде и раскрывает свою личность, требуя привести к ним Елену, чтобы услышать всю правду. Но Елена по-прежнему не верит, лишь сомневается. Затем Монтеро арестовывает его.
Пока его уводят, Диего прямо Елене так ничего и не рассказывает, предпочитая лишь намёки про цветы и прочую ерунду. Но Елена решает освободить Диего. Вместе они отправляются на шахту, где Алехандро и Диего соответственно убивают Лав и Монтеро, мстя за Хоакина и Эсперансу. Елена и Алехандро освобождают рабочих до того, как сработает взрывчатка, и находят смертельно раненого Диего. Перед смертью он соединяет пару и благословляет Алехандро продолжать играть роль Зорро и жениться на Елене. В том, что умер Диего, полная вина лежит на Елене: защищая лже-отца, она подставила под удар родного.
Спустя время Алехандро и Елена женятся и перестраивают гасиенду Диего. Алехандро рассказывает своему малолетнему сыну Хоакину о подвигах дона Диего в роли Зорро.
Хорошее окончание для приключенческой сказки про любовь и подвиги. Кстати, эта концовка, где Алехандро и Елена счастливы в браке со своим маленьким сыном, была добавлена только через три месяца после окончания съёмок.
То, что Бандерас попал в фильм, была заслуга Роберта Родригеса. Именно он был выбран первоначально режиссёром картины, после его успеха с малобюджетным фильмом "Отчаянный", где Антонио сыграл главную роль. После того, как Родригес покинул проект, Бандераса решено было оставить, хотя предполагались кандидатуры Бенисио Дель Торо, Энди Гарсия и некоторых других.
Чтобы подготовиться к своей роли, Бандерас четыре месяца тренировался с олимпийской сборной Испании по фехтованию, прежде чем дополнительно изучить фехтование с персональным тренером Бобом Андерсоном, который обучал также и Хопкинса и Зета-Джонс. За свою роль Антонио получил 5 миллионов долларов, что сразу сделало его "звездой" в Голливуде.
Вместо Энтони Хопкинса должен был играть Шон Коннери, но что-то пошло не так, и Энтони был спешно взят буквально за месяц до начала съёмок.
На Кэтрин Зета-Джонс обратили внимание после её роли в телефильме "Титаник" (1996), где она сыграла главную роль.
В итоге всё сложилось удачно. Актёрский состав тут весьма органичный и подходящий для выполнения поставленных задач.