В этой статье мы отправимся на судостроительный завод "Лотос" (входит в ЮЦСС), где прямо сегодня строят одни из важнейших судов, которые могли бы усилить МТК "Север – Юг" с одной стороны, а с другой, если говорить о строительстве земснарядов, попросту создать необходимые условия для его развития. Одновременно с этим ССЗ "Лотос" переживает свой расцвет, а поэтому считаем необходимым осветить происходящие там события.
Итак, в прошлом году команда "Корабел.ру" побывала на заводах ЮЦСС (входит в ОСК) и получила массу положительных эмоций, ведь как мы уже сказали, прямо сейчас там строят и земснаряды, и сухогрузы, и контейнеровозы, и даже колёсный теплоход успели сдать. Кроме того, 6 февраля заводу исполнилось 38 лет. За эти годы предприятие успело построить массу необходимых и важных судов, накопить мощные компетенции, а, главное, даже в самые непростые времена коллектив не сдавался и продолжал делать то, что умеет лучше всего, – строить суда.
Проекты ССЗ "Лотос"
Расскажем для начала подробнее о проектах, строительство которых ведётся на производственной площадке "Лотос". Важно отметить, что в течение некоторого периода не было заказчика у сухогруза проекта RSD49. Сегодня строительство возобновилось, заказчик найден (им стало ПАО "Астраханский порт", которое как раз является частью МТК "Север – Юг"). Команда "Корабел.ру" в прошлом году лично убедилась в том, что судно практически достроено (его готовность составляла более 80%); в этом году, 13 марта, его уже спустили. То же самое про готовность можно сказать о проекте RST25/7. Первое судно, "Андрей Фирсов", заказчик в лице ООО "Волготранс" получил 04.04.2023 г., второй теплоход, "Волготранс-2502", готов более чем на 85% и также ожидает спуска.
Технические характеристики проекта RSD49:
• длина максимальная –139,95 м;
• ширина –16,5 м;
• высота борта – 6 м;
• осадка в море (в реке) – 4,7 / 3,6 м;
• дедвейт в море (в реке) – 7154 / 4518 тонн;
• объём грузовых трюмов –10 920 м3;
• количество трюмов – 3 шт.;
• объём балластных танков – 3959 м3;
• мощность и тип ГД – 2 х 1200 кВт;
• скорость (при осадке 4,7 м и 85% МДМ) – 11,5 узлов;
• автономность – 20 суток;
• экипаж (мест) – 10 /12.
Предназначение судна разработки МИБ более чем очевидно: перевозка генеральных и навалочных грузов рекой и морем, в том числе металла, зерна, леса, угля и др. грузов. Но главное, оно сможет усилить МТК "Север – Юг".
Технические характеристики проекта RST25/7:
• длина максимальная – 139,99 м;
• ширина расчетная – 16,60 м;
• осадка (в море / в реке) – 4,175 / 3,60 м;
• дедвейт (в море / в реке) – 6710 / 5229 т;
• автономность (в море / в реке) – 20 / 10 суток;
• объём грузовых танков – 6990 м³;
• мощность ГД – 2 x 1200 кВт;
• скорость (при осадке 4,7 м и 85% МДМ) – 10,5 ± 0.3 уз.;
• экипаж – 12 / 14.
Также довольно известный и используемый проект разработки МИБ. Предназначение, конечно, перевозка сырой нефти и нефтепродуктов, а также бензина, растительных масел и химических грузов. Может одновременно транспортировать грузы разных сортов, что очень удобно.
Следующим рассмотрим проект ПКС-180. Первое судно, "Золотое кольцо", сдано 4.05.2023 г., в этот же день второй теплоход, "Аурум", был спущен на воду и ушел после на достройку в Нижний Новгород. Проект весьма интересный и показательный с точки зрения мастерства, которое требовалось корабелам. Кстати, судно полностью остается за "Лотосом", то есть оставшаяся часть строительства продолжает курироваться заводом.
Технические характеристики проекта ПКС-180:
• длина габаритная – 81,6 м;
• ширина – 13,8 м;
• высота – 8,6 м;
• осадка – 1,2 м;
• мощность ГД – 3 х 320 кВт;
• скорость экономического хода – 9,7 узлов;
• пассажировместимость – 180 чел. при 2-3-местном размещении;
• экипаж – 12 чел.
Что представляют собой колесные теплоходы проекта ПКС-180? Это трехпалубные суда, способные перевозить до 180 пассажиров, а, главное, работать на мелководье глубиной до 1,2 м и высаживать отдыхающих на необорудованном берегу. Высота палуб позволяет теплоходам пройти под всеми мостами Москвы-реки.
Перейдём к серии из четырех земснарядов проектов 93.159 и 93.159.1 с роторными и фрезерными рыхлителями соответственно. Технический проект разработан компанией Royal IHC. Рабочую документацию нам предоставляет ООО "ГКЦБ Речфлота". Первое судно проекта 93.159 передали в августе 2023 г., оно успешно работает на Волго-Донском канале. Второй земснаряд, "Лотос-3", у причальной стенки. Два других находятся на различных этапах строительства в цехе.
Технические характеристики проекта 93.159:
• длина корпуса – 50,00 м;
• ширина корпуса – 11,88 м;
• высота борта – 2,97 м;
• осадка средняя с полным запасом топлива – 1,30 м;
• глубина выработки грунта максимальная – 10 м;
• глубина выработки грунта минимальная – 2 м;
• производительность земснаряда – 900 м3/час.
Изначально предполагалось, что реализовываться проект будет в кооперации с Royal IHC. На данных судах используется модульный принцип, обеспечивая минимальный объём по сборке оборудования. К примеру, грунтозаборное устройство с фрезой или ротором, папильонажное устройство, насосное машинное отделение (единым модулем), свайное устройство. Представители IHC должны были принять участие и на этапе пусконаладки судов. Но в результате введенных санкций со стороны западных стран все юридические обязательства с нидерландской компанией были расторгнуты по её инициативе.
Строительство продолжилось силами астраханских корабелов с привлечением российских компаний. Надо сказать, что компетенций в строительстве судов с таким набором оборудования и техническими характеристиками не было. Совместно с ООО "Нониус Инжиниринг" и ПАО "Пролетарский завод" (ЗАО "ЦНИИ СМ") с нулевого цикла были разработаны программы и методики по вводу в работу и эксплуатацию технологического комплекса земснаряда.
Неудивительно, что в июне 2023 г. ЮЦСС подписал ещё один договор на шесть земснарядов проекта 93.159А. Идентичный, казалось бы, проект будет иметь принципиальное отличие: суда будут полностью российского производства с российским оборудованием. Кстати, на земснаряды проектов 93.159 и 93.159.1 уже устанавливают пропульсию отечественной компании "Судовые движительные комплексы".
И наконец, перейдем к проекту 00108 – первого российского универсального сухогруза-контейнеровоза, способного перевозить контейнеры международного класса. Суда, как понимает наш читатель, также строятся для МТК "Север – Юг" и могут, по заявлению министра промышленности, торговли и энергетики Астраханской области Ильи Волынского, составить серию из 21 судна. На данный момент строятся одновременно и находятся на этапе сборки корпусов первые четыре теплохода. "Корабел.ру" также лично ознакомился с ходом их строительства.
Технические характеристики проекта 00108:
• наибольшая длина – 141 м;
• ширина – 16,9 м;
• высота борта – 6,3 м;
• объём грузовых трюмов – 12 тыс. м3;
• дедвейт в море – 9200 т (при осадке 5,3 м);
• дедвейт в реке – 5000 т (при осадке 3,6 м);
• скорость – 10 узлов.
Производственные мощности и 5С
Во время посещения завода у "Корабел.ру" также была возможность оценить производственные "мускулы" СCЗ "Лотос" и посмотреть на модернизацию в деле. Сегодня мощности предприятия позволяют строить одновременно шесть судов под крышей (то есть в закрытом эллинге), а 110 000 м2 производственных площадей дают возможность хранить и заготавливать металл сразу для всех заводов, входящих в состав Южного центра судостроения и судоремонта. Предвкушая вопросы читателей, отвечаем, что сложилась такая ситуация в первую очередь благодаря тому, что к заводу подходит железная дорога и у него есть достаточно места для хранения. А уже потом, рассортировав сырьё, его отправляют на другие заводы ЮЦСС. Кстати, именно здесь идёт заготовка металла для плавдока проекта 24012, который строится на АСПО. Всего в год завод может обрабатывать 35 000 тонн металла.
Именно поэтому "Лотос" является центром компетенций по подготовке стали. А недавно завод пополнился новым станком термической резки металла "Енисей". И небольшой нюанс в завершение этого раздела: краску для судов здесь используют российского производства, фирмы "Акрус".
Касательно 5С есть интересный факт. Ещё в СССР, когда завод только закладывали, производство заранее продумали по всем правилам научной организации труда. Например, на СЗ "Лотос" максимально грамотно организован производственный поток от заготовки до сборки: всё идёт по цепочке, как и должно. Заводчане регулярно внедряют различные наработки и предлагают что-нибудь новое. Непосредственно в цехе наша команда увидела простое и практичное решение для прокладки кабеля: металлические мостики, поверх которых шли кабели, чтобы рабочие не топтали их ногами.
Кадровый голод
Как и на многих предприятиях, практически на 100% загруженных заказами, на СCЗ "Лотос" требуются новые сотрудники от технологов и конструкторов до основных производственных рабочих (сборщиков, сварщиков), мастеров и бригадиров. Особенно в связи с увеличением нагрузки требуются конструкторы.
При этом следует отметить, что заработная плата на заводе выше средней по региону, хотя и не самая высокая, если сравнивать с другими судостроительными заводами России. Средний доход работника ССЗ "Лотос" составляет 70 000 руб. Кроме этого предприятие может предложить потенциальным сотрудникам уникальный опыт работы сразу над несколькими проектами от круизных судов до земснарядов. Особенно такое предложение может заинтересовать юных корабелов, которым так необходимо набраться реального опыта.
Также "Лотос" входит в особую экономическую зону, что сказывается на налоговой базе, рентабельности заказов и в целом конкурентоспособности предприятия. Это значит, что и впредь заказы на заводе будут, а работы хватит всем, кто пополнит команду предприятия, на котором есть как молодые сотрудники, так и старожилы, готовые поделиться своими знаниями и опытом.
Вместо вывода
Как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. И команда "Корабел.ру" действительно увидела достаточно, чтобы сказать, что СЗ "Лотос" сегодня находится на подъёме и далее сможет справляться с поставленными перед предприятием важнейшими задачами. Как неоспоримый факт – 2023 г. был максимально насыщенным на спуски и закладки судов. И это заслуга всего коллектива производственной площадки "Лотос" Южного центра судостроения и судоремонта, то, к чему он так долго шёл. Хотя впереди ещё много важных задач.