Найти в Дзене
Автомузей в миниатюре

ГАЗ «Полуторка» (завод «Двигатель», 1:43). Дважды сувенир

Грузовичок на память. «Полуторка», как его нарёк народ - знаменитый и легендарный автомобиль Горьковского автозавода, плод сотрудничества СССР и Генри Форда. Об автомобиле сказано немало, и будет в будущем сказано ещё больше. А современные подходы к реставрации позволяют воссоздать автомобили в первоначальном виде, если не лучше, чем были с завода. Хоть и давняя это история, но живая. Будучи автомобилем-героем, он не мог не стать прообразом для миниатюр в различных масштабах. В том числе и в нашем привычном - в 1:43. «Товары народного потребления» Ленинградский завод «Двигатель» освоил производство масштабных моделей ГАЗ-АА, ГАЗ-ААА, ГАЗ-60 в начале восьмидесятых. Представленный экземпляр не совсем ГАЗ-АА. Вернее, совсем не ГАЗ-АА. Форма крыльев-подножек с продлёнными к кузову брызговиками говорит о том, что это эта модель ранее изображала автомобиль на полугусеничном ходу. Колёса ведущего моста в большей мере похожи на себя, чем передние. От части эти особенности колёс вызваны тем, ч
Оглавление

Грузовичок на память. «Полуторка», как его нарёк народ - знаменитый и легендарный автомобиль Горьковского автозавода, плод сотрудничества СССР и Генри Форда. Об автомобиле сказано немало, и будет в будущем сказано ещё больше. А современные подходы к реставрации позволяют воссоздать автомобили в первоначальном виде, если не лучше, чем были с завода. Хоть и давняя это история, но живая.

Будучи автомобилем-героем, он не мог не стать прообразом для миниатюр в различных масштабах. В том числе и в нашем привычном - в 1:43.

«Товары народного потребления»

Ленинградский завод «Двигатель» освоил производство масштабных моделей ГАЗ-АА, ГАЗ-ААА, ГАЗ-60 в начале восьмидесятых.

Представленный экземпляр не совсем ГАЗ-АА. Вернее, совсем не ГАЗ-АА. Форма крыльев-подножек с продлёнными к кузову брызговиками говорит о том, что это эта модель ранее изображала автомобиль на полугусеничном ходу.

Модель ГАЗ-АА (60) (завод «Двигатель») из коллекции автора
Модель ГАЗ-АА (60) (завод «Двигатель») из коллекции автора
ГАЗ-АА или ММ на мероприятии «ВИВАТ», июль 2014, Кузьминки. Фото автора
ГАЗ-АА или ММ на мероприятии «ВИВАТ», июль 2014, Кузьминки. Фото автора

Колёса ведущего моста в большей мере похожи на себя, чем передние. От части эти особенности колёс вызваны тем, что первоначально, на моделях раннего выпуска, они не были цельнолитыми: был полимерный диск и шина из материала, похожего на резину. Соответственно, рассматриваемую модель можно отнести к позднему советскому периоду производства.
На водительскую дверь продавец или его поставщик нанёс отечественную символику.

Модель ГАЗ-АА (60) (завод «Двигатель») из коллекции автора
Модель ГАЗ-АА (60) (завод «Двигатель») из коллекции автора

Пластиковый кузов масштабной модели выполнен в той же стилистике, в какой и элементы из металлического сплава.

Модель ГАЗ-АА (60) (завод «Двигатель») из коллекции автора
Модель ГАЗ-АА (60) (завод «Двигатель») из коллекции автора

У миниатюрного грузовика открываются двери. Однако, открывать их я не стал - их удерживает тугая пружина.
Интерьер прост, схематичен, однако исторически достоверен:

Модель ГАЗ-АА (60) (завод «Двигатель») из коллекции автора
Модель ГАЗ-АА (60) (завод «Двигатель») из коллекции автора

Вид на шасси позволяет предположить, что модель была выпущена в 1985-1986 годах, если исходить из описаний, представленных в «списке Драйвера». Также на нём обнаруживается дополнительное подтверждение, что модель - не совсем ГАЗ-АА: на раме читается «ГАЗ-60». Впрочем, такие перестановки имели место и на настоящих автомобилях. Причём, не только на автомобилях Горьковского завода, но и московского ЗИСах модели 42 и ему подобных.
Впрочем, и дополнительные брызговики имели место не только на полугусенчиных машинах. И рессоры переставляли - часто от ГАЗ-51.

Модель ГАЗ-АА (60) (завод «Двигатель») из коллекции автора
Модель ГАЗ-АА (60) (завод «Двигатель») из коллекции автора

Почему «Дважды сувенир» и почему «Грузовичок на память»? Потому что на нарядном боксе сохранилась наклейка (не уверен, что бокс у этой модели родной).

Обратите внимание - производитель «Аб. ящ.» - это неспроста. Предприятия без адреса в советское время имели особый статус.

Наклейка на боксе с моделью ГАЗ-АА (60) (завод «Двигатель») из коллекции автора
Наклейка на боксе с моделью ГАЗ-АА (60) (завод «Двигатель») из коллекции автора

И потому, что приобрёл я эту модель на 25 «Олдтаймер-галерее Ильи Сорокина», которая состоялась в шестнадцатом году.
Это был, как понимаю, не совсем официальный сувенир. А ведь и официальные тоже были*.

Модель ГАЗ-АА (60) (завод «Двигатель») из коллекции автора
Модель ГАЗ-АА (60) (завод «Двигатель») из коллекции автора

На выставке экспонировался грузовик ГАЗ-АА, реставрация которого ещё была в процессе. Так и был сделан этот снимок)

Модель ГАЗ-АА (60) (завод «Двигатель») из коллекции автора, 2016 год
Модель ГАЗ-АА (60) (завод «Двигатель») из коллекции автора, 2016 год

Заключение

Итак, эта модель, позиционировавшаяся производителем, как сувенир, поступала в продажу довольно продолжительное время - ещё совсем недавно «ЛОМО-АВМ» предлагала покупателям усовершенствованный вариант модели с различными кузовами и прицепами.

Миниатюра довольно проста в исполнении. Близка к машинкам от «Dinky» и «Corgy», если сравнивать с зарубежными аналогами в рамках жанра. Можно ещё сравнить с ФОРДами от «Matchbox», но они слишком малы и воспроизводят, судя по форме радиатора, автомобили семейства А предыдущих модельных лет.
Если обратиться к моделям, выпущенным в наши дни, то как тут не вспомнить про журнальные серии и модели от «Нашего Автопрома» (сравнение с последним будет в следующих публикациях). Но и с «журналкой» не всё удачно: вышедшие там модели выглядят так, словно автомобиль побывал в мастерской любителей хотродов с заниженными крышами.

Модели автомобилей ГАЗ («Автомобиль на службе» и завод «Двигатель») из коллекции автора
Модели автомобилей ГАЗ («Автомобиль на службе» и завод «Двигатель») из коллекции автора

Субъективно, но у «Двигателя» «Полуторка» вышла даже лучше, чем более утончённый РАФ-977*.

Если рассматривать эту миниатюру именно как автомобильно-исторический сувенир из Ленинграда - то это в полной мере беспроигрышное решение, ведь эти автомобили были участниками ключевых исторических, героических событий, отразившихся как на жизни самого города на Неве, так и государства в целом.

Модель ГАЗ-АА (60) (завод «Двигатель») в заводском боксе из коллекции автора
Модель ГАЗ-АА (60) (завод «Двигатель») в заводском боксе из коллекции автора

Спасибо Вам, «Полуторка»!

Благодарю за внимание!

*Упомянутые модели:

Возможно, будет интересно:

#газ #полуторка #хобби #коллекционирование #масштабные_модели