Изначально я не хотел публиковать эту историю, так как не вижу в ней ничего необычного, практически бытовуха. Но в комментариях к публикации «Любовь и кредит» многие выражали сомнение в правильности квалификации действий «героя». Кто-то даже намекнул на ангажированность прокуратуры. На примере данной истории хочу показать, почему многие «семейные» преступления правоохранительные органы стараются «спустить на тормозах».
Еще хочу отметить, что тогда меня удивило стремление начальника уголовного розыска подкрепить имеющуюся доказательную базу проведением ОРМ, хотя казалось бы главная задача это найти и задержать. Если бы не дополнительные мероприятия, то дело бы до суда не дошло.
Итак…
В один из зимних дней, после обеда в уголовный розыск поднялся участковый уполномоченный – Равиль и достаточно привлекательная девушка с опухшим носом и синяком под левым глазом.
На вопросы оперативников о цели визита Равиль сообщил, что девушку избил сожитель. Понимая, что этот ответ вызовет еще больше недоумения – то, что сожитель избил свою подругу является административным правонарушением, и заниматься им должен как раз участковый, а уж никак не уголовный розыск, Равиль добавил, что после избиения сожитель забрал золотое кольцо, так что получается ч.2 ст. 161 УК РФ (грабеж с применением насилия, не опасного для жизни и здоровья).
После этого у оперов возник следующий вопрос – есть потерпевшая, известен злодей – почему сам не раскроешь? В полиции не принято делать такие «подарки». Равиль ответил, что злодей сейчас неизвестно где и когда вернется домой и вернется ли вообще, тоже неизвестно. А он на участке один и сидеть в засаде у него не получится. Объяснение устроило оперов и отпустив участкового, они занялись девушкой.
История в общем-то была типичной. Приезжие молодые парень с девушкой снимали квартиру. Девушка работала администратором в клубе-тотализаторе, парень ни профессии, ни постоянной работы не имел, подрабатывал на разных, как правило, неквалифицированных должностях. Через какое-то время с работой у парня стало совсем плохо и все общие траты легли на плечи девушки. Как ни странно, парню это понравилось, большую часть времени он сидел дома, рассказывая своей даме сердца, что его никуда не берут работать. Примерно месяца через полтора девушке это надоело и она перестала содержать своего возлюбленного – не покупала домой продукты, а если и приносила, то себе на ужин, не давала ему денег на сигареты и прочее. Единственное, когда парень получал некоторую сумму – когда говорил, что едет на собеседование и ему нужны деньги на проезд. Правда, все собеседования, с его слов, заканчивались ничем, но домой парень приходил нетрезвый. Еще через месяц девушке надоело и это. После этого парень стал воровать у нее деньги из кошелька, между ними постоянно происходили скандалы. Девушке приходилось прятать деньги в разные тайники в квартире.
У девушки было любимое золотое кольцо, которое на какой-то праздник подарила ей мать. В то время девушка была полнее и кольцо было ей впору. Затем дама похудела и кольцо стало слетать с пальца. Отнести к ювелиру и уменьшить кольцо у девушки все как-то не получалось и, она стала носить его в кошельке.
В это утро парень уже не стесняясь полез в кошелек девушки в ее присутствии, но не найдя там денег, стал избивать ее. Через некоторое время он сказал ей, что заберет кольцо и сдаст его в ломбард, если девушка по-хорошему не отдаст деньги. После этих слов парень забрал кольцо, положил к себе в карман, а когда девушка попыталась забрать кольцо, избил ее еще сильнее. Затем парень ушел, а девушка, придя в себя, обратилась к участковому.
Зафиксировав объяснения девушки и зарегистрировав ее заявление в дежурной части, начальник розыска отправил девушку в сопровождении оперативников на медосвидетельствование. Во всей истории его смущал один момент, а именно: почему девушка не вызвала полицию по «02» или не пришла сама в дежурную часть, а обратилась к участковому. Они знакомы?
Участковый подтвердил это. Он рассказал, что конфликты между молодыми людьми случаются постоянно. Несколько раз на них жаловались соседи из-за шумного поведения. Пару раз девушка писала заявления на своего бойфренда из-за избиений, но потом всегда забирала бумагу. Один раз парень так сильно бил ее по голове, что она потеряла сознание, а потом несколько дней не могла ходить, теряла равновесие. Это очень не понравилось начальнику розыска – если девушка и раньше забирала заявление, что ей помешает сделать то же самое и в этот раз? Эту возможность нужно было исключить.
К этому времени из травмпункта вернулись опера с девушкой. Оказывается, что в медпункте девушке стало плохо и врачи хотели ее госпитализировать. Девушка отказалась, объяснив это тем, что хочет помочь полиции поймать своего бойфренда, а из больницы она не сможет этого сделать.
Учитывая всю информацию, начальник розыска решил проводить задержание молодого человека после проведения ОРМ «Оперативный эксперимент».
Если не сыпать заумными определениями, то оперативный эксперимент это когда искусственно создается ситуация, в которой подозреваемый может совершить преступление, а может отказаться от его совершения.
В данной ситуации было решено создать условия, когда молодой человек потребует деньги за возврат кольца и таким образом будут решены сразу две задачи: парень подтвердит корыстную направленность своего поступка (он не сможет сказать, что взял кольцо, чтобы только испугать девушку тем, что он продаст кольцо в ломбард), а девушка не сможет отказаться от заявления. Так все и произошло.
Уже утром следующего дня в сводку было дано раскрытие ч.2 ст. 161 УК РФ, задержанного после допроса отвезли в ИВС. А через два дня суд избрал меру пресечения – заключение под стражу. Можно было бы радоваться быстрому раскрытию, но тут события стали развиваться в другую сторону.
Как позже выяснится, девушка с парнем были знакомы с детства, выросли в одном дворе. Между собой были знакомы и их родители. Узнав о случившемся, родители парня пришли к родителям девушки с требованием, чтобы она забрала заявление, а то «как-то не по-соседски» получается. Родители девушки согласились с этим и стали требовать от нее забрать заявление. Какое-то время девушка держалась, но затем объявился и парень. Он стал звонить ей из СИЗО, угрожать, требовать, просить забрать заявление. Девушка пожаловалась на это операм, те связались с СИЗО и звонки прекратились, но к этому времени девушке стали звонить и родители парня. И она сдалась.
Девушка пришла к следователю и попросила прекратить дело. Видимо перед этим она общалась с каким-то адвокатом, потому что заученно излагала новую версию случившегося: она сама дала кольцо, чтобы парень отнес его в ломбард, а так как он в очередной раз избил ее, решила ему отомстить. У следователя от этих слов встали волосы дыбом и он повел девушку к своему начальнику.
Попробую объяснить ситуацию. Если вторая версия девушки правда, то это означает, что следователь заключил в ИВС невиновного человека. Затем он направил в суд ходатайство о заключении под стражу невиновного человека. Прокурор в суде поддержал этого ходатайство и уже суд отправил в СИЗО невиновного человека, где тот и находится в настоящее время.
Начальник следствия хоть и был крайне спокойным человеком, но услышав такое вышел из себя. В крайне грубых выражениях он пояснил девушке, что если ее новые показания сейчас зафиксируют на бумаге, то он отправит в СИЗО уже ее саму, за ложный донос, который привел к тяжким последствиям.
После такой угрозы девушка передумала, но все оставшееся время следствия периодически забывала данные ранее показания, отказывалась ходить на допросы (несколько раз ее доставляли приводом).
Понравилась статья? Ставьте лайки, пишите комментарии. Подписывайтесь, будет много интересного.