«Вы видели скульптуру Феди?». По воспоминаниям американской писательницы Анны Коры Ричи, такой вопрос задавали флорентийские любители искусства иностранным гостям, прибывшим во Флоренцию весной и летом 1865 года.
В то время Флоренция превращалась из столицы Великого герцогства Тосканского в столицу нового Королевства Италии: в честь её возвышения по всему городу проходили зрелищные торжества, посвященные Данте Алигьери. В мае, одновременно с открытием статуи Данте на площади Санта-Кроче, в своей мастерской на улице де'Серрагли скульптор Пио Феди представил публике монументальную мраморную группу «Жертвоприношение Поликсены», которая сегодня стоит рядом со статуями Челлини и Джамболоньи в великолепной «Лоджии деи Ланци» на площади Синьории.
Трагическая история Поликсены
Эта сцена была взяла скульптором из «Метаморфоз» Овидия. Поликсена была дочерью троянского царя Приама. По легенде, в неё влюбился ахейский герой Ахилл, который предложил ей выйти за него замуж. Но троянцы отказались сочетать браком свою царевну с их заклятым врагом.
После победы ахейцев над Троей, сын Ахилла Пирр (также известный как Неоптолем) решил отомстить гордой царевне. Захватив Поликсену в плен, Пирр принёс её в жертву на могиле своего отца.
Скульптура, которую создал Пио Феди
Скульптурная группа была выполнена Пио Феди из Флоренции в 1864 году. До этой работы скульптор был очень беден и сравнительно неизвестен, но проснулся знаменитым после того как скульптура была представлена публике. Купила её у мастера городская администрация города Флоренция при условии, что художник не будет воспроизводить сюжет.
И в 1865 году скульптуру ждал триумф: все, кто приезжал во Флоренцию, шёл смотреть не только “Давида” Микеланджело, но ещё и работу открытого мастера.
Удивительные детали образа
На этот шедевр можно смотреть по-разному: во-первых, воспринимать образ именно как сюжет похищения или всё-таки разглядывать технические детали. Скульптор решился смешал классические приёмы Античности с достижениями Ренессанса, приправив образ чувственностью именно 19 столетия.
Воин обхватывает левой рукой фигуру девы, и мы сразу замечаем насилие и ярость в его жесте. Правая рука поднята вверх — в ней меч, которым он безжалостно собирается сразить стоящую на коленях мать Полисмены, Гекубу.
Это очень сильный сюжет с не менее страстными деталями: в каждом маленькой складочке содержится страсть и действие. Неудивительно, что в 1860-х скульптура вызвала такой ажиотаж среди посетителей. В её образе есть и театральность, и в то же время искренность.
Я пишу о скульптурах каждую неделю и не устаю поражаться, какие невероятные шедевры продолжают творить художники. Подписывайтесь, чтобы узнавать новое вместе со мной.