Параллельный импорт был создан в качестве временного решения проблемы дефицита тех или иных иностранных товаров. Под давлением со стороны США многие бренды покинули российский рынок, а не допустить ажиотажа и пустых полок должны были страны, занимающие нейтральную позицию. В какой-то момент параллельный импорт превратился в отлаженный механизм, а в Россию таким образом начала завозиться не только электроника, но и автомобили. Судя по решительному настрою американских и европейских политиков, в ближайшее время стоит ожидать дополнительных осложнений в работе параллельного импорта. Похоже, первыми из тех, кто решил окончательно отказаться от рынка РФ стали компании Braun, Electrolux, Tefal, Rowenta и некоторые другие. Как известно, эти бренды пользуются высоким спросом у жителей России, а значит раньше могли похвастать отличными продажами и хорошей прибылью.
По данным «Коммерсанта», ряд иностранных компаний занялись блокировкой поставок по параллельному импорту, что грозит сложностями для всей выстроенной системы. По мнению некоторых аналитиков, есть риски полного исчезновения популярных брендов с российских прилавков. Как оказалось, всё зашло так далеко, что ряд брендов даже заключили с партнёрами соглашения о моратории на реэкспорт продукции в Россию. Каким образом это удалось сделать, пока неясно. Не исключено, что задействовался административный и финансовый ресурс. Пока аналитики видят только два решения проблемы. Первый предполагает усложнение действующих схем параллельного импорта. Проще говоря, появится ещё несколько дополнительных покупателей, что приведёт к утере конечного заказчика. Очевидно, что такой подход тут же скажется на стоимости бытовой техники и электроники, которая подорожает на десятки процентов. Второй вариант более реалистичный и предполагает отказ от закупки особенно активно исполняющих санкции брендов. Так, шведский холдинг Electrolux Group (техника под брендами Electrolux, Zanussi и AEG) уже накал оказывать давление на партнёров в нейтральных странах, откуда продукция после поступает на российский рынок.
По данным руководства группы «М.Видео-Эльдорадо», продукция шведского бренда поступает в Россию в ограниченных партиях, а дефицит её уже заметен на прилавках. Сергеем Ли отмечает, что партнёры находятся в трудном положении, поскольку рискуют лишиться прямых поставок в случае продолжения торговых связей с Россией. Аналогичной позиции придерживается другой крупный холдинг под названием Groupe SEB. Управляющая компания владеет правами на бренды Krups, Moulinex, Rowenta, Tefal и Braun, которые до недавнего времени довольно охотно покупали жители России. В начале 2024 года начали массово закрываться монобрендовые магазины LG, Samsung, Sony, Bosch, ну а всё это свидетельствует о том, что руководство иностранных компаний окончательно отказывается от российского рынка. При этом доходы указанных выше компаний до недавнего времени были относительно стабильными, но ужесточение санкций обязательно приведёт к негативным финансовым последствиям.
Аналитики отмечают, что рынок бытовой техники России меняется. Оказывается, в настоящее время Electrolux контролирует менее 1% всех поставок, тогда как Bosch растеряла половину клиентов и занимает 8% рынка. Ну а поскольку россияне не перестанут покупать бытовую технику, то на рынок приходят новые игроки. Например, высокий интерес проявляет Иран. Также активно продвигают свою продукцию турецкие бренды. Лучше всего дела идут у китайцев, которые получили доступ к самому крупному рынку Европы без значительных трудностей. Аналитики отмечают, что обычные потребители обладают особой привязанностью к одному бренду. Это значит, что человек попробовавший Electrolux будет пытаться купить стиральную или посудомоечную машину этой компании и дальше. В условиях параллельного импорта это позволяло иностранным брендам неплохо зарабатывать. Ну а учитывая всё озвученное выше, вскоре бытовая техника Electrolux окончательно покинет российские прилавки. Поскольку выбора не будет, то люди начнут пробовать другие решения, а в какой-то момент осознают, что тот же Haier или Vestel не только дешевле, но и ничуть не хуже по качеству. Предполагается, что дефицита не будет, поскольку желающих торговать в России достаточно. Что до проигравших, то пока полное поражение могут констатировать европейские бренды, финансовые результаты за 2024 год которых не оставят равнодушными советы директоров этих компаний.