Найти тему

Где найти "гротески" в Петербурге, и что это такое.

Здравствуйте мои любознательные. Пока ещё весна (а она в Петербурге капризная и непостоянная), то гуляем по нашим прекрасным дворцам (в их у нас достаточное количество).

Итак, где это я? Смотрим галерею : 1 и 2 фото - Строгановский дворец, я о нём уже рассказывала, и почему опять?, но посмотрите начудесные росписи стен! Эти росписи называются "гротески", и это очень распространенный вид росписи в богатых дворцах и особняках. 

-2

🔴Часть 1 Золотой дворец Нерона.

   Впервые такие гротески появились в I веке во дворце Римского императора Нерона. Он был настолько могущественее и велик, что решил подтвердить своё величие посторойкой огромного дворца с необъятным куполом, покрытым позолотой, красивыми залами, украшенными фресками и мозаиками, садами с фонтанами и скульптурами. Дворец этот, по огромному золотому куполу нарекли #ЗолотойдворецНерона. Но, увы, ничто и никто не вечен под луной, и Нерона решили свергнуть, банальным, но популярным способом - попросту убили. Дворец остался незавершенным, переходил из рук в руки, потом был сильно испорчен пожаром, и его вовсе забросили. Следующие императоры задумали свои дворцы, и этот было велено убрать с глаз долой, засыпав землей. Именно это и спасло его, сохранив для поколений.

Вам кажется я отвлеклась от темы? Нет!!! 

🔴Часть 2 Лоджии Рафаэля

   В начале XVI века Римский Папа Юлий решил, что папскому дворцу Ватикана не хватает галереи, с которой можно будет любоваться на вечный город Рим, и пожелал пристроить оную. Галерю построили, её нужно было как то украсить, это же дворец. Пригласили Рафаэля Санти с его единомышленниками и учениками, и они на протяжении двух лет расписывали стены и своды этой галереи (на фото 6, там где голубой пол). В рописи сводов можно наблюдать библейские картины, выполненные так мастерски, что вся галерея получила название "библии Рафаэля". Дабы соблюдать соответствие месту мастер расположил сюжеты из Ветхого и Нового Заветов на потолке и сводах всей галереи. А как же гротески, и как они появились на стенах галереи, и почему? Вернемся к Золотому дворцу Нерона. В конце XV века в Риме, затеяв новое строительство случайно наткнулись на древние развалины, копнув немного глубже, и ещё глубже нашли именно этот Неронов дворец

Руины дворца Нерона. Раскопки.
Руины дворца Нерона. Раскопки.

на стенах которого и нашли интересные забытые фрески и мозаики

-4
Фрески из дворца Нерона
Фрески из дворца Нерона

Всевозможные художники делали свои копии с этих росписей, среди них, и Рафаэль. Так зачем же он включил в роспись стен папского дворца столь сомнительные элементы с точки зрения церкви, и вообще как посмел смешивать священные сюжеты с какими-то непонятными картинками? Давайте подумаем, кто такой был художник в те далёкие аремена, не просто художник, а великий. Во времена, когда не было Интернета с его Гуглом, не было, телефонов, и даже телевизоров, люди больше общались, созерцали,и мыслили. Существует много предположений почему же Рафаэль включил эти гротески в роспись галереи. Одна из них говорит о том, что художник хотел показать, что священные сюжеты не отвергают античной истории, и современное(на XVI век) искусство отчасти базируется на искусстве античном. Так или иначе, Папа, принял роспись галереи, и остался очень доволен. Прекрасные росписи можно и сейчас увидеть в Ватикане в Папском дворце, и называют эту галерею #ЛоджииРафаэля.

Лоджии Рафаэля в Ватикане.
Лоджии Рафаэля в Ватикане.

Но как же гротески попали в Россию из Италии???

🔴Часть 3 Головная боль Екатерины II

Императрица ЕкатеринаII была великой! Но, все-таки женщиной, и у неё тоже бывало болела голова. Как гласит легенда, как-то раз Екатерина страдая от очередной мигрени, листала альбом с рисунками заграничных достопримечательностей(интернета-то ещё и в помине не было), и рассматривала именно картинки с изображением Ватиканского дворца. И так они её впечатлили, что даже головная боль прошла. Вобщем задумала императрица построить такую же галерею у себя дома, то есть в Зимнем Дворце. Спросили разрешения у Папы Римского, и, получив благословение, начали строить. А в Ватикан отправили художников, чтобы делать копии с росписей. Петербургскую галерею пристраивали к уже существующему зданию, как и в Ватикане, но, "здесь вам не тут", и в конструкцию пришлось внести коррективы - в оригинале галерея открытая, в копии пришлось поставить окна (погода у нас не итальянская, кстати там впоследствии тоже остеклили галерею, чтобы уберечь бесценные теперь росписи от солнца-ветра-дождя). Работы велись с 1778 по 1792 год, но стоили того! Новая галерея получила название #лоджииРафаэлявЗимнемДворце.

Зимний дворец.
Зимний дворец.

Ах, да!!! Я же обещала про гротески!!! Вот здесь-то вы и можете их посмотреть во всей красе и не надо ехать в Папский дворец, и тем более искать дворец Нерона!!!

"Гротески" Зимнего дворца.
"Гротески" Зимнего дворца.

-9

Ну а как украшали дворцы самые модные модники в царские времена? Правильно, так же как и цари, но чуть-чуть попроще(иначе опасно). Отсюда и пошли росписи с гротесками по всем дворцам и особнякам Петербурга. Правда мало где сохранились, потому что сами понимете каждый новый хозяин стремится "сделать ремонт" во дворце на свой вкус, по последней моде, ну и октябрьская революция тоже внесла коррективы в стилистику дворцов...

🔴часть 4 А что же такое #"гротеск"?

Гротеск, как сообщает Гугл, это разновидность живописного или скульптурного декора, для которого характерно сочетание реальных и вымышленных, красивых и уродливых, а также комических и трагических образов. Гротеск — это своеобразный стиль в искусстве и литературе, искажающий общепринятые нормы и наполненный безобидным мягким юмором.

🔴Часть5 Благодарность

Ну, что-ж, большой респект всем, кто дочитал до этого момента. Желаю всем много интересных прогулок по моему любимому городу, и много приятных впечатлений.