Сложно собрать мысли и сделать акценты. Могу сказать точно, что профессиональная деформация дала трещину, из которой какое-то время будет светить что-то теплое и яркое.
Вводная вкратце. Благотворительный спектакль по мотивам произведений А.П. Чехова. Играют не профессиональные актеры. Оценку в прессе можно посмотреть:
По ссылкам достаточно информации, чтобы понять суть. Я же хочу не описывать фабулу (никуда деться от юридической лексики), а рассказать что-то, действительно, в моём понимании важное.
Не могу назвать себя театралом. До случившегося опыта я уважал это искусство и относительно нечасто посещал спектакли, казавшиеся мне интересными. Глубоко не проникался, обращая внимание на содержание произведения, нежели на актерскую игру и подачу.
Удача / случай / необходимость позволили влиться в импровизированную труппу людей, большая часть которой явно знала и понимала, куда они попали и чего хотят.
Дисклеймер: я сознательно обезличиваю текст (как впрочем и всегда), чтобы расставить акценты. Однако это не отменяет благодарности, которую я испытываю к человеку, пригласившему меня разделить это бремя и радость, а также к людям, которые давали советы и обучали на протяжении этих месяцев. Эти слова уже были сказаны.
Энергия (на тот момент я ещё не понимал сути, точнее качественной составляющей), внимание зрителя, мечта сыграть на большой сцене, любовь к театру, новый опыт и преодоление себя - мотивы, которые на мой взгляд, вдохновляли моих театральных коллег. Я пришел пустым. Честно говоря, когда я соглашался, у меня не было цели. Только импульс. (Как у самурая, ага...)
Роль чиновника-коррупционера, чья жена не умеет считать деньги, была идеальна для первого опыта. Мне казалось, что нет ничего проще, чем сыграть то, что в той или иной форме видел в жизни.
На первых репетициях изобразить и скопировать понятную модель поведения казалось не сложным. Думаю, что это даже получилось. Но чуть позже я понял, что в этом нет смысла. Роль нужно "играть".
Термин "играть", равно как и "добавлять", "энергия", "держать", а особенно "заряжать" я тоже понял далеко не сразу. Наверное, только после первой премьеры. Зато понял глубоко и навсегда.
К сожалению, эти термины не удастся объяснить чем-то даже отдаленно похожим на типовое определение. Но я попробую. На пальцах.
В театре мало копировать поведение / личность / образ того персонажа, которого ты играешь. Так вышло, что большая часть моей труппы прониклась системой Станиславского, предлагающей усвоить внутреннюю жизнь своего персонажа, включая его мотивацию и эмоциональное состояние. Если вкратце и упрощенно: представь, что ты - это твой персонаж. Несколько человек довольно настойчиво советовали почитать мне что-то серьёзное по этой теме.
По итогу я почитал, но выбрал совершенно противоположный подход. Актерская школа Михаила Чехова, которая разделяет личности актера и его роли. Плюс, там есть прикольные названия инструментов, например техника "неуязвимости" (до сих пор ведусь на кликбейтные штуки...). С точки зрения общей эрудиции рекомендую.
Скомпилировав информацию и поняв, что от меня хочет режиссер у меня устоялись следующие тезисы:
- Текст менее значим, чем эмоции и голос. Ключевые слова и акценты - да, а всё остальное можно корректировать. Подать другой текст, но с правильной эмоцией и тональностью важнее, чем дать написанный в сценарии, но без нужного уровня экспрессии. Впрочем, злоупотреблять с текстом не стоит, иначе есть риск пропустить двоечку от драматурга (у нас такой тоже был, и какой прекрасный...);
- Игра актера очень зависит от того, как ведут себя его коллеги на сцене. Даже если в главной роли будет Сергей Безруков, то он не вывезет без помощи коллег. Самые незначительные роли могут задавать ритм всему действию. Моя прекрасная партнерша на второй день премьеры дала мне такой темп на сцене, что я, в роли человека, чья женщина не умеет считать деньги, даже разозлился. Как выяснилось, в этом и смысл - когда я ругался на неё, она в свою очередь ощущала себя ошеломленной. В это и верит зритель.
- Контролировать эмоции - не значит подавлять их. Вот к этому я шел долго. В судах я стараюсь спокойно и просто доносить информацию (стараюсь не значит, что всегда получается;). На сцене смысл не в том, чтобы подавить, а напротив - дать нужную эмоцию, в нужном количестве. Порой в очень большом.
- Энергия. Вот тут, как хотите понимайте. Узнаваема ситуация, когда перед тем, как зайти на сложную / неприятную встречу ты настраиваешься: подышать, натянуть улыбку, выкинуть тревожные мысли, проговорить первые фразы? Добавьте к этому то, что вы собираете внутри себя вот эту "энергию". Как карманный фонарик из детства, заряжавшийся от сжатия кисти. А выйдя на сцену отдаешь этот поток в зал. Эзотерическая фигня. Которая по факту работает. Назовем это харизмой, уверенностью, обаянием... или всем вместе. Но работает же. А потом эта энергия летит обратно. Самый частый вопрос за кулисами - "как зал отвечает"? В ответ на: "им нравится" - вся трупа улыбается. Остальным тоже на сцену, а значит им скоро "вернётся".
По итогу этих месяцев у меня сложилось ощущение, что я закончил довольно сложный проект. Это было физически сложно: 5-6 часовые репетиции совмещать с основной работой, плюс вся труппа переболела каким-то мерзким ОРВИ. Эмоционально сложно: пришлось ломать себя в тех настройках, которые уже отработаны. Концептуально сложно: очень долго я пытался понять, чего мне не хватает.
Назвать себя актером, я, конечно, не могу. Несколько занятий сценической речью, пластикой и репетиции с режиссером делают тебя "продвинутым любителем", но далеко не профессионалом. Я видел, что умеет девушка, ставившая нам массовые сцены, когда предлагала поведение главной героини. Она врубилась в ведущую роль моментально, без сомнений и вопросов. Я смотря, как она сидя в кресле из зрительного зала предлагает эмоции и подачу героине, верил ей. Более того, я хотел и дальше смотреть на то, как она это делает.
Однако прикоснуться к этой энергии, стать на время спектакля единым целым с коллективом интересных, разных и очень харизматичных людей - это, как минимум, достойно затраченных ресурсов. А как максимум - прекрасно.
Спасибо тем, кто видел, поддержал, и был рядом.
Занавес.