Зевс, Посейдон, Аид, Афродита, Деметра — эти имена многим знакомы еще по детству. И, наверно, каждый отмечал невероятную любвеобильность Зевса и его склонность к перевоплощениям в разных зверей и птиц для соблазнения очередной смертной царевны. Сегодня над этим привычно шутить и иронизировать, что, вот, дескать, бабник и т. д. и т. п. Но этим отличился не только Зевс Громовержец. Да и, вообще, на самом деле откуда эти истории про зверей и людей в головах у древних греков? Зачем они им были нужны в таком количестве?
А что тут странного?
Ну, во-первых, зачем вообще идти на контакт с человеком? Это ведь чисто «фишка» древнегреческой мифологии. Египетские, шумерские и пр. мифы подобным так не изобилуют. К тому же даже в тех же греческих мифах всегда подчеркивается, что союзы бога и человека обычно заканчиваются гибелью или несчастьем последнего.
Во-вторых, а зачем вообще перевоплощаться в некую сущность — животное или стихию — чтобы соблазнить или похитить смертного? Мы к подобным историям как-то привыкли, но согласитесь, такой вариант соблазнения не очевиден.
В-третьих, смущает повторяемость, как под копирку, некоторых сюжетов. Вот сравните миф о Данае и об Эгине. И та и та — царевна, и к той, и к той Зевс проник в образе некоего золотого облака. В случае с Данаей — это золотой дождь. В случае с Эгиной — огонь.
Наконец, в-четвертых, а откуда столько высокопоставленных возлюбленных? Перед нами смертные, но они — либо царские дети, либо сами являются правнуками богов. Откуда у Зевса такое внимание к должностям?
Ключ к разгадке
Позвольте предложить вам нашу собственную теорию. В ее основе лежит всем известная истина о том, что Древняя Греция никогда не знала единого государства. Вместо этого были города-полисы, которые жили независимо друг от друга. И мифы у них тоже несколько разнились. Вы тоже наверняка встречали разночтения: один автор говорит так-то, другой — выдвигает свой вариант.
Главным городом считались с переменным успехом Афины. Так что именно афинский вариант довлел и распространялся на другие города и области. Постепенно за счет войн и торговли греческий мир расширялся, вбирая в свою сферу влияния новые земли и территории (Северная Африка, Малая Азия и др.)
Попадая в зону влияния греков, местные народы перенимали их систему ценностей и их культуру, включая мифы. У многих соседних народов были анималистические верования: они обожествляли животных и природу. Ну, вот и ключ к разгадке!
Заграничные романы
Откуда была Европа, которую Зевс похитил в облике быка? Она была из Сидона, этот город и сейчас существует. А знаете, где он расположен? В Ливане!
А Ио, к которой Зевс явился в виде облака, после судьбоносного свидания переселилась и осела в Египте. Ее потомки, по приданию, построили знаменитый город Мемфис.
Ганимед, похищенный гигантским орлом-Зевсом, тоже был с приграничных территорий. Он жил на полуострове Троада, который сегодня является частью Турции.
Еще одной «счастливой любовью» Зевса стала Ламия из Ливии. Ливией древние греки называли всю Северную Африку.
Девственница и мать богов
Чтобы не доставалось одному только Зевсу, вспомним и о деве Артемиде, богине охоты и Луны. В классическом афинском варианте Артемида — вечно юная богиня, давшая обет безбрачия и сторонящаяся людей. Вокруг нее собрано множество историй о том, как какой-нибудь незадачливый охотник застал ее купающейся и дорого за это поплатился.
Но вот мы приезжаем в Эфес (территория современной Турции) и тут встречаем совершенно противоположный образ Артемиды. Здесь она уже почиталась, как мать богов и богиня плодородия. Ее статую украшали частями жертвенных животных. Это грозная, сильная богиня — совсем не девочка из леса. Так что же заставило ее и Зевса пуститься во все тяжкие где-то на краю греческого мира?
Решение:
Чтобы эффективнее распространять свою культуру, греки не боролись с чужими мифами, а просто подводили под них свою базу. Ну вот, например, поклонялись в древнем Сидоне божеству в образе быка. Ну так древние греки объяснили местным, что этим быком был Зевс. Или, например, в Эфесе существовал культ матери-богини. Ну, значит, надо просто взять из олимпийского набора нужную фигурку и подставить под уже существующую модель. Странно, что не выбрали Афродиту. Но, может, был запрос на богиню, связанную с животным миром. И взяли Артемиду, сильно изменив ей «имидж». А возлюбленные — все сплошь царские дети, потому что они символизируют свои народы.
Отсюда и объяснение, почему древнегреческие мифы наполнены историями о превращении богов в животных и прочих существ. И схема — рабочая. Согласитесь, мифы Древней Греции мы знаем намного лучше, чем собственные, народные.
_________________________________
А на этом все - спасибо за внимание!
Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и делитесь своим мнением в комментариях
Ссылки на странички автора в книжных магазинах:
Литрес :https://www.litres.ru/book/r-r-naydenova/docheri-persefony-69850234/?ysclid=ltty90ryll462728711
Wildberries: https://www.wildberries.ru/catalog/151478876/detail.aspx
Лабиринт: https://www.labirint.ru/books/938623/?ysclid=lttyarby1v467903280