Найти тему

Как были устроены Римские Семьи

Оглавление

Семья оставалась неизменной чертой в римской истории независимо от того, кто правил - царь, консул или император. В Риме, как и во многих других обществах, семья была основной социальной единицей, и ее главой был отец, или, при его отсутствии, старший из мужчин в семье, называемый на латыни paterfamilias. Один историк отмечал, что римская семья во многом отражала принципы, лежащие в основе республиканских ценностей Рима.

Римский похоронный мемориал
Римский похоронный мемориал

Абсолютизм отцовской власти

Для римского мужчины семья означала не только его супругу и детей, но и многое другое. Она определяла его общественный статус и личную ценность. Его дом служил не только его жилищем, но и символизировал его репутацию и достоинство. Согласно римскому закону, отец обладал абсолютной властью не только над своей супругой и детьми, но и над детьми своих детей, а также над своими рабами - практически над всеми, кто проживал под его кровлей. После смерти отца Цицерон (римский поэт и государственный деятель) взял на себя заботу о своем брате и его семье. По закону отец даже имел право физически наказывать своего взрослого сына, хотя это, возможно, редко практиковалось. Родословная отца, его предков, играла важную роль, определяя его место в социальной иерархии. Узы мужчины с его родственниками по крови - детьми, родителями, братьями и сестрами - были особенно крепкими, в то время как связи семьи, приобретенные через брак, хотя и имели свое значение, оставались менее значимыми.

Браки

Безусловно, семья не могла обойтись без брака. В большинстве случаев браки не заключались из-за любви, а скорее из-за политических, социальных или финансовых соображений. Например, великий римский полководец Помпей женился на дочери Юлия Цезаря, чтобы укрепить их политические связи. Октавиан (позже Август) выдал свою сестру Октавию замуж за Марка Антония, чтобы укрепить Второй триумвират. Сам же Август заставил своего приемного сына и будущего императора Тиберия развестись со своей женой Випсанией, чтобы он мог жениться на дочери императора Юлии, что помогло бы укрепить позиции молодого человека на троне. К сожалению, женщины редко имели право выбирать себе мужей. Часто им приходилось выходить замуж за значительно старших по возрасту мужчин, что впоследствии часто оставляло их вдовами. Браки обычно заключались, когда девушке было от 12 до 15 лет, иногда даже в 11, хотя точные даты брака редко фиксировались.

-2

Государство почти не вмешивалось в брачные отношения. В большинстве случаев браки заключались и расторгались по взаимному согласию супругов. После брака могла следовать праздничная вечеринка, но это не всегда было обязательно. Отец невесты обычно предоставлял приданое, которое, однако, муж был обязан вернуть в случае развода. Для развода не требовалось оправдание. Например, Цицерон просто разорвал брак со своей женой Терентией в 46 году до н.э. по собственному желанию, а затем женился на другой женщине. Однако некоторые браки были более церемониальными, включая участие священника и составление брачного контракта. После ряда обрядов, включая жертвоприношение и рассмотрение внутренностей животного в качестве предзнаменования, свадьба проводилась обычно в июне в доме невесты. После того как на ее палец надевали кольцо и подписывали контракт, процессия проводила невесту к дому жениха, где торжества продолжались несколько дней.

Статус женщины

В Риме женщины обычно не пользовались высоким статусом. В молодости их выдавали замуж за мужчин, которых они могли и не любить. Незамужних женщин было мало или их вовсе не было. Хотя они могли наследовать имущество от отца, их личность была подавлена, и большинство из них были практически безымянными. Несмотря на то что по закону они считались гражданками, им было запрещено занимать государственные должности или участвовать в голосовании. После брака контроль над их жизнью переходил от отца к новому мужу, который даже имел право казнить свою жену за измену, хотя это практически не встречалось.

-3

В отличие от женщин в греческом и ближневосточном обществах, римская женщина имела право появляться в общественных местах вместе с мужем, хотя выражение эмоций в публичных местах было запрещено. Она могла посещать театр, хотя и занимала задние ряды, и использовать общественные бани отдельно от мужчин. Ее обязанностью, помимо воспитания детей, было управление семьей, у нее были ключи от дома. Она управляла приготовлением пищи, производством одежды и контролировала домашнюю прислугу. Жена занималась хозяйственными делами и иногда помогала мужу в его делах. Они даже могли обедать за одним столом. Со временем роль женщин изменилась, и они могли стать фармацевтами, пекарями или даже врачами.

У римских женщин не было своего имени или прозвища, как у мужчин. Их имя происходило от второго имени отца. Например, имя дочери Цицерона Туллия происходило от его второго имени Туллия, а дочь Цезаря звали Юлия по имени ее отца, Гая Юлия Цезаря. Если у пожилой женщины и ее дочери были одинаковые имена, их различали как major и minor или prima и secunda.

Статус детей

Цель брака в Риме, помимо политических соображений, заключалась в производстве потомства и наследника. К сожалению, роды были основной причиной смерти молодых женщин. По различным данным, более трети новорожденных в римских семьях умирали до достижения ими первого дня жизни. Бесплодие считалось виной женщины, и ее учили признавать смерть ребенка без излишних эмоций. Почти половина детей не доживала до пяти лет. Однако, если ребенок преодолевал этот возраст, то ожидаемая продолжительность его жизни составляла 40-50 лет. Причины смерти в раннем возрасте включали дизентерию, малярию, пневмонию и другие заболевания, а также плохое питание, гигиенические условия и тесные жилища в городе.

Римская кукла из слоновой кости
Римская кукла из слоновой кости

В Риме несколько поколений могли жить под одной крышей, и взрослые дети оставались под властью отца. Отец имел полное право устраивать браки для своих детей и даже решать, будут ли новорожденные приняты в семью. Нежеланные дети, особенно девочки из бедных семей, могли быть оставлены на обочине дороги. В обеспеченных семьях дети, как мальчики, так и девочки, получали базовое образование дома, а затем отправлялись на дополнительные занятия. Гражданство для ребенка, особенно мужского пола, не давалось автоматически. Отец мог отказаться от ребенка, оставив его на обочине дороги. Чтобы принять ребенка, отец должен был взять его на руки. Будущее ребенка предсказывалось по поведению пролетающих птиц, и ему надевался амулет на удачу до достижения им совершеннолетия.

Заключение

В период античной Римской империи семья играла центральную роль в обществе, акцентируя власть и влияние отца. Однако со временем эта традиционная социальная динамика начала изменяться. В более поздние периоды римской истории, многие из устоявшихся норм и ценностей были подвергнуты сомнению и разрушены.

В 18 году до нашей эры император Август предпринял шаги по борьбе с упадком морали и ценностей в римском обществе. Он ввел законы, направленные на стимулирование брака, сохранение верности в браке и рождение детей. Однако во время его правления концепция отцовской власти расширилась, и он стал известен как "отец отечества" или pater patriae. Этот титул был предшественником термина, использованного ранее, когда Цицерон получил его после проведения судебного процесса против заговорщиков в Catilina's Conspiracy, а Цезарь после победы в битве при Мунде. Многие будущие императоры взяли эту идею, становясь символами отцовства для своих народов.

Хотя концепция общества, основанного на мужском превосходстве, не исчезла с падением Рима, она просуществовала в различных формах и культурах до настоящего времени.

Подпишитесь на наш канал, чтобы первыми получать уведомления о новых статьях!

Рекомендуем к прочтению: