28.02.2024 опубликован Федеральный закон от 26 февраля 2024 г. N 33-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который предоставляет право спортсменам можно будет получать вознаграждение, не связанное с несением службы, а именно призовые за победы на спортивных соревнованиях. Призерам военнослужащим выдавались призовые за победы, но закон, запретом заниматься приносящей доход деятельностью, запрещал им их получать.
Проблема была поднята еще в 2019 году депутатом Госдумы олимпийским чемпионом биатлонистом А.В. Шипулиным, разработавшим и предложенный на рассмотрение комитета соответствующий законопроект. Логика законопроекта заключалась в предоставлении спортсменам-военнослужащим права получать призовые деньги на соревнованиях изменением закона о статусе военнослужащих.
При первых обсуждениях законопроекта коллеги рекомендовали для сохранения равноправия расширить такое право на всех кто имеет статус госслужащих. Предложив свое участие в качестве соавторов ряд депутатов сформулировали свой вариант законопроекта, в котором учли, что военная служба и приравненная к ней, регламентируется законами о каждой структуре в отдельности и предложили внести правки во все эти законы и закон о государственной службе.
Также, обратив внимание, что в законах содержится запрет на ведение оплачиваемой деятельности, не связанной со службой, однако отсутствует порядок получения разрешения на ведение не запрещенных видов деятельности, предложили и соответствующие правки в законы. Ведь участие в спортивных соревнованиях не возможно без тренировочного процесса, а он отвлекает военнослужащего от исполнения обязанностей по несению воинской службы. Тем более, что в соревнованиях участвуют и побеждают не только «штатные» спортсмены, но и обычные военнослужащие, занимающиеся спортом на любительской основе.
Предложение сформулированное коллегами использовано не было, но видимо не кануло в суе. Спустя пять лет оно приняло форму закона, но госслужащие, не связанные с воинской службой, так и остались ограничены в правах по сравнению с военными, чекистами, таможенниками, полицейскими, пожарными, надзирателями и судебными приставами. Почему то вместе с госслужащими обошли Федеральную службу охраны Российской Федерации, Службу внешней разведки Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. А еще в соревнованиях участвуют спортсмены, работающие в Прокуратуре, Следственном комитете и других структурах государства, где запрещена иная оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности.
Непонятно, также, почему исключение (право заниматься приносящим доход участием в спортивных соревнованиях) сделано только для кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации, а не для всех воинов-спортсменов, так как призовые есть и на российских соревнованиях, в которых побеждают не только кандидаты в сборные России, но и спортсмены-любители из числа военнослужащих, которым по регламенту соревнований полагаются призовые деньги.
Очень тонкий здесь и вопрос объема призовых на которые имеет право спортсмен-военнослужащий, так как он в отличии от профессиональных спортсменов, не ведет финансовых отношений (не несет личных расходов) с тренером, спортивными объектами, необходимыми для проведения тренировок и тп. Закон должен содержать такое указание, хотя бы в форме отсылки к решению Правительства РФ, но об этом не подумали.
Вывод – человек, не понимающий всей сути проблемы, а пытающийся адаптировать к поставленной задаче чужой труд, создает уродца от которого больше вреда, чем пользы.