Найти тему
РГСУ LIFE

КамАЗ: от сбора урожая до авто на водородном топливе

Оглавление

Поехали!

Тема нового выпуска проекта «Наша Россия» посвящена одной из самых известных в мире машин — «КамАЗу».

16 февраля состоялась очередная годовщина со дня выпуска первого автомобиля на Камском автомобильном заводе, и именно эта тема вызвала наибольший интерес в ходе вашего голосования в официальном Telegram- канале РГСУ.

ПЕРВЫМ ДЕЛОМ — ГРУЗОВИК

В августе 1915 года в России появились первые пять компаний, главной задачей которых стало закрытие потребности армии в автотранспорте. Был дан старт строительству автозаводов в Москве и Московской области, в Рыбинске, Ярославле и Ростове-на-Дону.

Первые 10 полуторатонных грузовых автомобилей были выпущены в 1924 году на заводе в Москве.

Полуторатонная машина АМО-Ф15 Московского автозавода 
7 ноября 1924 года, демонстрация на Красной площади в Москве
Полуторатонная машина АМО-Ф15 Московского автозавода 7 ноября 1924 года, демонстрация на Красной площади в Москве

Через год началось производство автомобилей на Ярославском автозаводе. Уже к началу Великой Отечественной войны автомобильная промышленность СССР смогла произвести более 1 млн автомобилей. Большая часть из них была направлена на оснащение армии.

-2

МАЛ ГРУЗОВИК, ДА ДОРОГ

В период ВОВ грузовые автомобили приобрели особую значимость. Именно на грузовиках подвозили снаряды на линию фронта, отправляли в эвакуацию города и заводы, привозили хлеб в блокадный Ленинград.

Легендарным для того времени стал автомобиль ГАЗ-ММ, или как его еще называют, «полуторка». Небольшой грузовичок на тот момент составлял практически половину автомобильного парка Красной армии. В войсках автомобиль использовался как артиллерийский тягач и универсальный транспортер грузов и личного состава. Кроме того, на шасси полуторки было создано большое количество различной специализированной техники.

-3

ГАЗ-ММ (полуторка)

После начала войны автомобиль начали модернизировать, чтобы он соответствовал нуждам фронта и был легче и быстрее в производстве. Упрощение конструкции было связано в первую очередь с тем, что на войне автомобили долго не жили. В разгар битвы за Москву у каждого грузовика было всего несколько дней, чтобы помочь фронту.

Самый большой вклад полуторка внесла в оборону Ленинграда. Именно этот автомобиль чаще всего ходил по Дороге жизни в первую зиму блокады, доставлял в город продовольствие и эвакуировал больных и ослабевших ленинградцев, в основном стариков и детей.

После войны грузовики стали незаменимым подспорьем в восстановлении разрушенной страны. Они помогали на стройках, во время сбора урожая, осуществляли доставку важных грузов.

РОЖДЕНИЕ КАМАЗА

В 1960-х годах появилась необходимость в увеличении парка грузовых автомобилей. В августе 1969 года было принято решение о строительстве комплекса автомобильных заводов в Набережных Челнах Татарской СССР.

Место для строительства было выбрано целенаправленно: наличие судоходных рек Камы и Волги и близость железной дороги помогли сначала обеспечить завод строительными материалами, а потом наладить поставку готовой продукции в разные уголки страны.

Строительство завода было объявлено ударной комсомольской стройкой. В Набережные Челны съезжались рабочие со всего Союза, представители более 70 национальностей. Каждый день на стройке трудились порядка 100 000 человек.

-4

Камский автомобильный завод в Набережных Челнах

Участие в строительстве завода приняли более 2000 различных предприятий. Они занимались производством и поставками необходимых материалов и оборудования. Использовались самые передовые не только отечественные, но и зарубежные технологии. Содействие оказали более 700 иностранных фирм из 19 стран Европы, США, Канады и Японии.

В результате 48 лет назад, 16 февраля 1976 года, с конвейера Камского автомобильного завода сошел первый грузовик. Всего за шесть лет был создан гигант автомобильной индустрии. Даже Конгресс США признавал, что решить такую задачу рыночными методами невозможно.

-5

«МОЙ ДЕДУШКА»

Во время подготовки материала нам удалось пообщаться с Александрой Фаустовой — внучкой Василия Фаустова, генерального директора ПО «КамАЗ» с 1981 по 1987 год. Именно в этот период предприятие добилось наибольших производственных побед.

«Выпуск грузовиков был увеличен с 85 до 128 тысяч в год. Введены в эксплуатацию десятки тысяч квадратных метров жилья, 13 школ, 32 детских сада, пионерские лагеря, больница, три поликлиники, санаторий, профилакторий. На «КамАЗе» в тот период работало более 130 тыс. человек. Среди своих коллег мой дедушка считался профессионалом в организации промышленного производства. В период его руководства в 1984 году трудовой коллектив предприятия был награжден высшей государственной наградой СССР — орденом Ленина», — рассказывает Александра.

-6

Василий Фаустов с внучкой Александрой

Под руководством Василия Фаустова завод вышел на новый уровень. В 1986 году автомобили «КамАЗ» составили четвертую часть грузового автопарка страны, занятого на уборке урожая. К 1988 году с начала выпуска автомобилей страна получила от их эксплуатации 8 млрд рублей прибыли. Всего за 10 лет работы завод полностью окупил вложения в его строительство.

«Моего деда всегда отличали исключительная скромность, отзывчивость, доброта, чуткое и внимательное отношение к людям. Он прошел трудовой путь от мастера на заводе до генерального директора «КамАЗа», а потом до министра СССР. Я уверена, что прожил мой дедушка свою жизнь достойно и честно. Он сполна отдавал своей Родине и любовь, и труд, и силы. Мне было чему у него поучиться, это мне очень помогает по жизни», — делится воспоминаниями Александра.

НАРОДНАЯ МАРКА

Автомобили «КамАЗ» получили настолько широкое распространение, что многие называют «камазами» любые грузовики. Сегодня ассортимент у компании действительно широкий: самосвалы, бортовые автомобили, тягачи, автокраны, снегоочистители, мусоровозы и многое другое.

Однако от производства только лишь грузовых автомобилей завод давно отошел. Сегодня «КамАЗ» входит в госкорпорацию «Ростех» и осуществляет выпуск пассажирского транспорта, газомоторной техники, техники для лесозаготовок и даже беспилотных автомобилей. Также компания выпускает шасси для военных автомобилей, бронемашины БМП-97 «Вымпел» и «Тайфун-К». 9 мая 2017-го был представлен новый ракетоносец для Российской армии КамАЗ-78504.

«КамАЗ» стал первым среди отечественных производителей, кто освоил и представил на рынке электробус, заряжаемый от станции ультрабыстрой подзарядки в течение 8–12 минут. Такой транспорт особенно ценен благодаря экологичности, бесшумности и экономичности в эксплуатации.

Кроме того, «КамАЗ» получил патент на электрический беспилотный грузовой автомобиль без кабины для водителя — «Челнок».

ГЛАВНОЕ — ЭТО ЛЮДИ

В своем развитии группа компаний «КамАЗ» не забывает и о своей социальной ответственности. Например, стремится к экологичности, внедрению инноваций, бережно относится к природным ресурсам. Компания ставит перед собой стратегические цели в области ESG-повестки: ограничение воздействия на окружающую среду, подготовку и развитие персонала, совершенствование системы управления.

В связи с этим растет потребность в кадрах по таким направлениям, как «Экология и природопользование», «Техносферная безопасность», «Природообустройство и водопользование». В РГСУ успешно готовят специалистов в указанных отраслях. В нашем вузе можно получить профессии по профилям: «Природопользование и охрана окружающей среды», «Безопасность жизнедеятельности в техносфере», «Экосистемные услуги и управление окружающей средой».

Отдельно стоит отметить магистерские программы «Менеджмент техносферной безопасности» и «Охрана труда». Студенты здесь получают комплексные знания по безопасности производства, основанные на управлении рисками, а также развивают понимание производительности, качества и экологической устойчивости.

Сегодня единый производственный комплекс «КамАЗа» охватывает весь цикл производства — от разработки до сбыта готовой продукции и сервисного сопровождения. Поэтому привлечение квалифицированных сотрудников — одна из ключевых задач компании. И потребность в новых специалистах будет только расти, в связи с ростом и развитием компании.

Инженеры «КамАЗа» работают над новыми экологичными и инновационными видами транспорта. Так, был представлен первый водоробус КАМАЗ-6290, и состоялась презентация концепции городской транспортной системы с использованием беспилотных автобусов «ШАТЛ».

Впереди много новых технологических решений и возможностей для производственного роста. Но главный залог успеха предприятия — это, конечно, люди, которые на нем работают!

-7