Поехали!
Тема нового выпуска проекта «Наша Россия» посвящена одной из самых известных в мире машин — «КамАЗу».
16 февраля состоялась очередная годовщина со дня выпуска первого автомобиля на Камском автомобильном заводе, и именно эта тема вызвала наибольший интерес в ходе вашего голосования в официальном Telegram- канале РГСУ.
ПЕРВЫМ ДЕЛОМ — ГРУЗОВИК
В августе 1915 года в России появились первые пять компаний, главной задачей которых стало закрытие потребности армии в автотранспорте. Был дан старт строительству автозаводов в Москве и Московской области, в Рыбинске, Ярославле и Ростове-на-Дону.
Первые 10 полуторатонных грузовых автомобилей были выпущены в 1924 году на заводе в Москве.
Через год началось производство автомобилей на Ярославском автозаводе. Уже к началу Великой Отечественной войны автомобильная промышленность СССР смогла произвести более 1 млн автомобилей. Большая часть из них была направлена на оснащение армии.
МАЛ ГРУЗОВИК, ДА ДОРОГ
В период ВОВ грузовые автомобили приобрели особую значимость. Именно на грузовиках подвозили снаряды на линию фронта, отправляли в эвакуацию города и заводы, привозили хлеб в блокадный Ленинград.
Легендарным для того времени стал автомобиль ГАЗ-ММ, или как его еще называют, «полуторка». Небольшой грузовичок на тот момент составлял практически половину автомобильного парка Красной армии. В войсках автомобиль использовался как артиллерийский тягач и универсальный транспортер грузов и личного состава. Кроме того, на шасси полуторки было создано большое количество различной специализированной техники.
ГАЗ-ММ (полуторка)
После начала войны автомобиль начали модернизировать, чтобы он соответствовал нуждам фронта и был легче и быстрее в производстве. Упрощение конструкции было связано в первую очередь с тем, что на войне автомобили долго не жили. В разгар битвы за Москву у каждого грузовика было всего несколько дней, чтобы помочь фронту.
Самый большой вклад полуторка внесла в оборону Ленинграда. Именно этот автомобиль чаще всего ходил по Дороге жизни в первую зиму блокады, доставлял в город продовольствие и эвакуировал больных и ослабевших ленинградцев, в основном стариков и детей.
После войны грузовики стали незаменимым подспорьем в восстановлении разрушенной страны. Они помогали на стройках, во время сбора урожая, осуществляли доставку важных грузов.
РОЖДЕНИЕ КАМАЗА
В 1960-х годах появилась необходимость в увеличении парка грузовых автомобилей. В августе 1969 года было принято решение о строительстве комплекса автомобильных заводов в Набережных Челнах Татарской СССР.
Место для строительства было выбрано целенаправленно: наличие судоходных рек Камы и Волги и близость железной дороги помогли сначала обеспечить завод строительными материалами, а потом наладить поставку готовой продукции в разные уголки страны.
Строительство завода было объявлено ударной комсомольской стройкой. В Набережные Челны съезжались рабочие со всего Союза, представители более 70 национальностей. Каждый день на стройке трудились порядка 100 000 человек.
Камский автомобильный завод в Набережных Челнах
Участие в строительстве завода приняли более 2000 различных предприятий. Они занимались производством и поставками необходимых материалов и оборудования. Использовались самые передовые не только отечественные, но и зарубежные технологии. Содействие оказали более 700 иностранных фирм из 19 стран Европы, США, Канады и Японии.
В результате 48 лет назад, 16 февраля 1976 года, с конвейера Камского автомобильного завода сошел первый грузовик. Всего за шесть лет был создан гигант автомобильной индустрии. Даже Конгресс США признавал, что решить такую задачу рыночными методами невозможно.
«МОЙ ДЕДУШКА»
Во время подготовки материала нам удалось пообщаться с Александрой Фаустовой — внучкой Василия Фаустова, генерального директора ПО «КамАЗ» с 1981 по 1987 год. Именно в этот период предприятие добилось наибольших производственных побед.
«Выпуск грузовиков был увеличен с 85 до 128 тысяч в год. Введены в эксплуатацию десятки тысяч квадратных метров жилья, 13 школ, 32 детских сада, пионерские лагеря, больница, три поликлиники, санаторий, профилакторий. На «КамАЗе» в тот период работало более 130 тыс. человек. Среди своих коллег мой дедушка считался профессионалом в организации промышленного производства. В период его руководства в 1984 году трудовой коллектив предприятия был награжден высшей государственной наградой СССР — орденом Ленина», — рассказывает Александра.
Василий Фаустов с внучкой Александрой
Под руководством Василия Фаустова завод вышел на новый уровень. В 1986 году автомобили «КамАЗ» составили четвертую часть грузового автопарка страны, занятого на уборке урожая. К 1988 году с начала выпуска автомобилей страна получила от их эксплуатации 8 млрд рублей прибыли. Всего за 10 лет работы завод полностью окупил вложения в его строительство.
«Моего деда всегда отличали исключительная скромность, отзывчивость, доброта, чуткое и внимательное отношение к людям. Он прошел трудовой путь от мастера на заводе до генерального директора «КамАЗа», а потом до министра СССР. Я уверена, что прожил мой дедушка свою жизнь достойно и честно. Он сполна отдавал своей Родине и любовь, и труд, и силы. Мне было чему у него поучиться, это мне очень помогает по жизни», — делится воспоминаниями Александра.
НАРОДНАЯ МАРКА
Автомобили «КамАЗ» получили настолько широкое распространение, что многие называют «камазами» любые грузовики. Сегодня ассортимент у компании действительно широкий: самосвалы, бортовые автомобили, тягачи, автокраны, снегоочистители, мусоровозы и многое другое.
Однако от производства только лишь грузовых автомобилей завод давно отошел. Сегодня «КамАЗ» входит в госкорпорацию «Ростех» и осуществляет выпуск пассажирского транспорта, газомоторной техники, техники для лесозаготовок и даже беспилотных автомобилей. Также компания выпускает шасси для военных автомобилей, бронемашины БМП-97 «Вымпел» и «Тайфун-К». 9 мая 2017-го был представлен новый ракетоносец для Российской армии КамАЗ-78504.
«КамАЗ» стал первым среди отечественных производителей, кто освоил и представил на рынке электробус, заряжаемый от станции ультрабыстрой подзарядки в течение 8–12 минут. Такой транспорт особенно ценен благодаря экологичности, бесшумности и экономичности в эксплуатации.
Кроме того, «КамАЗ» получил патент на электрический беспилотный грузовой автомобиль без кабины для водителя — «Челнок».
ГЛАВНОЕ — ЭТО ЛЮДИ
В своем развитии группа компаний «КамАЗ» не забывает и о своей социальной ответственности. Например, стремится к экологичности, внедрению инноваций, бережно относится к природным ресурсам. Компания ставит перед собой стратегические цели в области ESG-повестки: ограничение воздействия на окружающую среду, подготовку и развитие персонала, совершенствование системы управления.
В связи с этим растет потребность в кадрах по таким направлениям, как «Экология и природопользование», «Техносферная безопасность», «Природообустройство и водопользование». В РГСУ успешно готовят специалистов в указанных отраслях. В нашем вузе можно получить профессии по профилям: «Природопользование и охрана окружающей среды», «Безопасность жизнедеятельности в техносфере», «Экосистемные услуги и управление окружающей средой».
Отдельно стоит отметить магистерские программы «Менеджмент техносферной безопасности» и «Охрана труда». Студенты здесь получают комплексные знания по безопасности производства, основанные на управлении рисками, а также развивают понимание производительности, качества и экологической устойчивости.
Сегодня единый производственный комплекс «КамАЗа» охватывает весь цикл производства — от разработки до сбыта готовой продукции и сервисного сопровождения. Поэтому привлечение квалифицированных сотрудников — одна из ключевых задач компании. И потребность в новых специалистах будет только расти, в связи с ростом и развитием компании.
Инженеры «КамАЗа» работают над новыми экологичными и инновационными видами транспорта. Так, был представлен первый водоробус КАМАЗ-6290, и состоялась презентация концепции городской транспортной системы с использованием беспилотных автобусов «ШАТЛ».
Впереди много новых технологических решений и возможностей для производственного роста. Но главный залог успеха предприятия — это, конечно, люди, которые на нем работают!