Найти в Дзене
Марсель Македонский

Непростые шаги от ненависти до прощения в фильме “Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов”

После просмотра “Танцуй, Селёдка!” мне вспомнился фильм с длинным названием “Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов”. Как выяснилось по отзывам, не только мне одному. Это великолепный фильм с потрясающими актёрскими работами Евгения Ткачука и Алексея Серебрякова. Сюжет фильма простой и по-житейски жёсткий. Название непрозрачно намекает, что основной жанр картины – роуд-муви. Сюжетная завязка Итак, Витька Чесноков – один из множества молодых людей из не особо блещущей перспективами провинции. Не сказать, что он совсем пропащий. У Витьки не-айс-какая постоянная работа, жена и ребёнок. Да, он может накидаться после рабочего дня вечером с друзьями, но его нельзя назвать алкашом, и он точно не наркоман. Обычная жизнь чёткого пацана с окраины, циничного и озлобленного на жизнь. Женился Витька по залёту, жену уже давно не любит, на сына особого внимания не обращает. Любит отдыхать вне семьи, кувыркаясь с доступными девушками. Неожиданно Витю находит участковый и информирует о том, ч
Оглавление

После просмотра “Танцуй, Селёдка!” мне вспомнился фильм с длинным названием “Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов”. Как выяснилось по отзывам, не только мне одному. Это великолепный фильм с потрясающими актёрскими работами Евгения Ткачука и Алексея Серебрякова. Сюжет фильма простой и по-житейски жёсткий. Название непрозрачно намекает, что основной жанр картины – роуд-муви.

кадр из фильма
кадр из фильма

Сюжетная завязка

Итак, Витька Чесноков – один из множества молодых людей из не особо блещущей перспективами провинции. Не сказать, что он совсем пропащий. У Витьки не-айс-какая постоянная работа, жена и ребёнок. Да, он может накидаться после рабочего дня вечером с друзьями, но его нельзя назвать алкашом, и он точно не наркоман. Обычная жизнь чёткого пацана с окраины, циничного и озлобленного на жизнь. Женился Витька по залёту, жену уже давно не любит, на сына особого внимания не обращает. Любит отдыхать вне семьи, кувыркаясь с доступными девушками.

Неожиданно Витю находит участковый и информирует о том, что нашёлся его отец. И здесь мы узнаём основные причины его озлобленности. Отец, матёрый уголовник Штырь, бросил их с матерью, когда Витёк был совсем маленьким. Но Чеснок отчётливо помнит свою мать в петле именно после ухода отца. Далее он ребёнком попадает в детский дом со всеми вытекающими. В общем, никаких предпосылок для зарождения чего-то светлого и хорошего в душе Витька нет. Не бандит – уже прекрасно.

И вот он видит своего отца, парализованного и пока бессловесного инвалида, к которому закономерно не испытывает никакого сочувствия. Штырь – моральный урод, который всю жизнь по-скотски относился к людям, разрушая их жизни. Теперь он парализован и медленно загибается от болячек. Что посеешь, то и пожнёшь.

кадр из фильма
кадр из фильма

Затюканный женой и тёщей Витёк хочет, как когда-то его отец, оставить свою семью и начать жить отдельно со своей зазнобой. Для этого ему нужны деньги, и у Витька созрел план взять большой кредит, а после его не отдать. Только в банках таких пронырливых насквозь видят, и в кредите Витьку отказывают. И здесь он вспоминает, что отец – собственник задрипанной, но квартиры. Он явно скоро двинет кони, и квартира по закону достанется Витьку. Ждать Витёк не хочет, и ему подсказывают, что если он отвезёт отца в богадельню (дом инвалидов), то квартира будет легко переоформлена на него. Есть только одна проблема: дом инвалидов находится за сотни километров от города Витька, а рейсы немногочисленного специального транспорта расписаны на недели вперёд. Чеснока это не устраивает. Он грузит отца в свой фургон и сам везёт его в дом инвалидов. Так начинается их непростое совместное путешествие, во время которого волей-неволей завязывается общение.

Что в итоге?

Это фильм про прощение (и про потерянность молодого поколения тоже). Но сюжетная задача значительно усложняется тем, что для прощения Штыря нужно быть святым. Простить его практически невозможно. Можно только испытать некую жалость, на что Штырь, будучи немолодым и глубоко больным, и рассчитывает, попросив Витька отвезти его к ещё одной семье с ребёнком, которых он также бросил.

кадр из фильма
кадр из фильма

Мы видим очень медленную трансформацию обоих главных героев через обрывочное общение, которого они не особо желают, и через события во время их совместного путешествия. К финалу фильма герои внешне вроде бы не изменились, но внутренне их изменения огромны. К саможалости у Штыря добавилось запоздалое раскаяние, а Витя несколько подрастерял свою злость, цинизм и даже безразличие к отцу. Последние кадры фильма: Чеснок отъезжает от дома инвалидов (где он только что оставил своего отца), останавливает машину и мысленно встаёт на перепутье.

Наметить путь для прощения в такой ситуации (а мы видим только самое начало этого процесса) – это абсолютно нетривиальная задача, с которой режиссёр и актёры справились великолепно. Серебряков ожидаемо выдаёт мощную органику, и молодой Ткачук ему в этом абсолютно не уступает. Отдельно хочется отметить прекрасную операторскую работу и подбор музыки (в основном рэпа) для дополнения атмосферы. В итоге мы получаем очень сильное кино, заставляющее задуматься.

кадр из фильма
кадр из фильма

Автор: Николай Семёнов
Редактор: Марсель Македонский