Как запоминать информацию? Практика извлечения (retrieval practice)

Практика извлечения — давно известный метод запоминания, который применяется в обучении уже столетия. Однако только благодаря нейробиологическим исследованиям стало возможным понять, как это работает, и разработать рекомендации по его использованию.

Пользуйтесь этим методом для укрепления нейронных связей и обучайтесь новому — знаний никогда не бывает слишком много.

Практика извлечения — давно известный метод запоминания, который применяется в обучении уже столетия.

Используя эту практику, ученики самостоятельно извлекают из памяти нужную информацию на основе регулярного повторения и образования новых нейронных связей, тем самым укрепляя знания.

В конце XIX века немецкий психолог Герман Эббингауз доказал, что мы забываем большую часть полученной информации уже через короткий период времени. Например, уже через час ученик забывает до 60% любой полученной только что информации, а через неделю в памяти остаётся не более 10%. Однако, если информация повторяется систематически, она сохраняется в долговременной памяти благодаря новым нейронным связям.

Каждый раз, когда мы обращаемся к изученной информации, мы активируем эти связи, сохраняя их в памяти на долгосрочной основе. Если данные «достают» редко, то связи ослабевают.  Это касается и новой информации, которая только недавно поступила на «хранение». Если не пользоваться новыми данными, не возникнет прочных нейронных связей – человек быстро забудет то, что учил. Классический пример – зубрежка перед экзаменом. Выучил все, сдал экзамен и забыл.

В книге «Сильное обучение: раскройте возможности науки обучения» доктор Пуджа Агарвал говорит о том, что обучение происходит тогда, когда студенты вспоминают то, что проходили на занятии, делятся фактами, участвуют в викторинах, а не просто слушают лекции.

Как использовать метод извлечения в учебном процессе? Инструменты и техники

«Разгрузка памяти»

Просите учеников выписывать все, что они помнят с предыдущего урока. Это поможет улучшить запоминание новой информации, кроме этого, развить навыки говорения и слушания. Также этот процесс способствует взаимному обучению.

Викторины

Викторины — эффективный и увлекательный способ стимулировать извлечение знаний. Чтобы выявить пробелы в знаниях детей, рекомендуется проводить викторины индивидуально.

Флэш-карты/карточки

Флэш-карты (готовые или созданные самостоятельно) отлично подходят для практики извлечения информации. Попробуйте в работе Метод Лейтнера, основанный на интервальных повторениях, который эффективен для запоминания и повторения материала.

Объяснение другим

Объясняя материал себе или другим людям, учащиеся закрепляют информацию и развивают коммуникативные навыки.

«Две вещи»

Попросите учеников вспомнить два факта или правила с предыдущего урока.

Ментальная карта

Попросите детей создать ментальную карту по теме, поместив её в центр карты и написав одним цветом то, что они помнят. Затем попросите заполнить пропущенную важную информацию другим цветом. Метод будет полезен тем ученикам, которые лучше воспринимают информацию визуально.

Формулирование вопросов

Попросите учащихся составить собственные вопросы по теме. Это позволит им погрузиться в тему на более глубоком уровне и рассмотреть важные аспекты. После этого они могут использовать эти вопросы для опроса других учеников или ответить на них самостоятельно позже.

Дополнительная информация: