Представьте себе гранитный карьер в Микашевичах, по которому ездят танки, ползают огромные черви и бегают туда-сюда цыганские дети с синими глазами. Примерно так выглядит «мир Дюны» — культовой американской фантастики, которую сейчас крутят в белорусских кинотеатрах. Журналисты «Минской правды», с которых тоже местами сыплется песок, посетили фильм и остались довольны.
Книжку про «Дюну» написали в 1960-х годах сразу после Карибского кризиса, когда американский обыватель больше всего боялся русского ядерного удара, после которого штат Калифорния превратится в пустыню с дюнами. И если словосочетание «Владимир Харконнен» кажется вам какой-то армянской фамилией с ошибкой, то для уха американского читателя оно должно было звучать абсолютно «по-советски». Главным Владимиром тогда был, само собой, Владимир Ленин, а сейчас нам показали фильм про другого Владимира, но тоже очень плохого. Так зовут главного злодея, который страшен, коварен, плетет заговоры, людоедствует и занимается содомией. Как известно, в Советском Союзе и современной России все так и устроено.
Разгадка в том, что автор «Дюны», писатель Фрэнк Герберт, был племянником сенатора Маккарти, от имени которого пошло слово «маккартизм» — волна антисоветской паранойи в США. Но после того, как дядю сняли со всех постов, а его политику объявили ошибочной, Герберт разочаровался в каких-либо правительствах вообще и написал цикл книжек, где все политическое руководство — сплошные заговорщики и подонки. Это, так сказать, маккартизм дяди, доведенный до логического конца. Как писал сам Герберт:
— Все правительства сталкиваются с повторяющейся проблемой: власть привлекает патологических личностей. Дело не в том, что власть развращает, а в том, что она притягивает коррумпированных. Такие люди склонны опьяняться насилием, состоянием, к которому они быстро становятся зависимыми.
Как сказали бы казахские акыны, что он видел, то и пел. Американская политика тех лет действительно выглядела отвратительной: популярного Кеннеди убили непонятно кто и как, дальше началась крайне непопулярная война во Вьетнаме, а тут еще случился Уотергейт, после которого наивные американцы узнали, что спецслужбы слушают и сливают политических оппонентов. Это недоверие к власти перетекло в роман, где главный хороший герой вдруг оказывается внуком главного плохого, и вообще, все друг другу близкие родственники, а «никакой правильной стороны нет» — этим заканчивается фильм.
Фримены и душманы
Если всмотреться в лицо Владимира Харконнена, то белорусскому зрителю он напомнит Дмитрия Валерьевича Павличенко, бывшего командира бригады спецназа.
А его племянник, тоже плохой парень — актера Александра Паля из «Горько», который играл пьяного отморозка на свадьбе.
Не ручаемся за Дмитрия Валерьевича, но в обоих случаях режиссер явно искал для роли русские, славянские типажи. Отсюда бритые лысые головы и постоянные намеки на фашизм и коллективную безликую систему, где все друг друга убивают, а потом жрут. В книжке родовой цвет Харконненов красный (чтобы даже дурачок понял, о ком речь), но в фильме злодеев изобразили во всем черном, как эсэсовцев из «Звездных войн». Выглядят злодеи, как и положено, страшно и убедительно — тут ставим твердую пятерку. Несмотря на то, что фильм имеет категорию 12+, отпечатанную на билете, крови и кишок там нет, атмосфера зла создана с помощью музыки, актерской игры, цвета — короче, выглядит достойно.
Теперь поговорим о хороших героях. В прокате их перевели как «фримены», что для английского уха будет звучать как «свободные». Борьба за свободу — центральная тема всей американской пропаганды, и понятно, что если абсолютное зло списано с Советского Союза, то абсолютное добро должно строиться на освободительном движении против «советских оккупантов». В книжке и в фильме показаны разборки двух метрополий, которые делят планету, богатую ресурсами, не спрашивая местных. Почему одни грабители планеты плохие, а вторые хорошие? Потому что это кино. Примерно в эти же годы происходил Суэцкий кризис, где для американцев все выглядело логично и понятно: русские влезли в нашу сферу влияния и качают нефть, надо их оттуда выкинуть с помощью местных.
Поэтому в фильме изображена ситуация а-ля объединения раннего ислама на Аравийском полуострове или что-то типа борьбы душманов против русских в Афганистане. Разрозненные племена встречают западного пророка, исполняется древнее предсказание, и все поднимаются на совместную большую священную войну против Харконненов. Выглядят фримены как бедуины, бегают по дюнам, как бедуины, имеют арабские имена, а главного героя называют «Махди» — в исламе это последний преемник пророка Мухаммеда, который появится перед концом света. Так что все аналогии достаточно прозрачны.
Песчано-драматичная смесь
Фишка «Дюны» — это огромные черви, которые живут в песке и питаются песком. Если вы когда-нибудь делали пескоструй машины в гаражах, то весь фильм примерно так и выглядит — в песке, на песке, под песком. Смотрится красиво, но однообразно. Поскольку стоимость современных фильмов примерно равна стоимости компьютерной графики, понятно, что все красивости нарисованы — танки, взрывы, вертолеты-стрекозы, циклопические города и прочее. Натурные съемки проводили в Иордании в заповеднике Вади-Рам, он же Лунная долина, на границе Израиля, где местность закрыта для военных учений и поэтому почти нетронута человеком, а также в ОАЭ — в южной части Аравийского полуострова. За дикие пейзажи можно поставить пятерку — это вам не унылые песочные горки на Балтике с топляком.
В остальном нужно понимать, что «Дюна» — это подростковый фильм, потому что во всем мире именно дети делают кассу кинопроката. Поэтому добро и зло там нарисовано схематично и понятно детям, а финальная битва добра и зла происходит на ножах, где все хорошие убивают всех плохих. Есть роли, которые должны понравиться девочкам, если роли для мальчиков — понятно, что любое кино это коммерция, и оно должно попасть в несколько целевых групп — взрослые 40+ фанаты «Дюны» ее и так посмотрят, а для детей это совершенно новая история, которая должна их завлечь. В этом плане фильм — типичные «Звездные войны», которые сняты примерно по одной подростковой схеме — мальчик вырос, открыл в себе способности, отомстил за отца, всех победил, и в конце узнал страшную тайну (что Дмитрий Валерьевич — его дед). В общем, нормальное подростковое развлекательное кино, рекомендуем сходить. «Маккартизм» автора и все антисоветские намеки там почти не читаемы, если вы не специалист, и никак не соотносятся с СВО и современной ситуацией.
Отдельно мы порадовались, что американский продукт, несмотря на санкции, попадает в наши широты — после начала СВО у запада был идиотский план взбунтовать молодежь уходом «Макдональдса», «Зары» и западного кино, но, как видим, все в наличии и стоит копейки. Как в Беларусь завозят копии американских фильмов, мы даже не знаем — возможно, собаками через Северный полюс или как-то еще, но они к нам попадают.
В остальном же фильм воспроизводит каноны американской фантастики 1960-х. Где на каждом астероиде по шерифу, а Галактика представляет из себя один большой Дикий Запад. Между собой эпически борются добро и зло — очень хорошие против очень плохих за свободу каких-то третьих, но тоже хороших. Для современника все это выглядит наивно, потому что и в старой американской фантастике, и в мире полудня Стругацких человечество выпускало армады космических кораблей, а в реальности оно выпускает снаряды к артиллерии, чтобы применить их по безымянным опорникам где-то в Запорожье. Да и чтобы увидеть танки, трупы, злодеев и грабеж ресурсов, в кино ходить не надо — достаточно включить любой новостной канал.
Автор: Андрей Лазуткин