Ветхий Завет Библии – книга, отражающая борьбу мужского и женского начала в человеке и победу патриархата над матриархатом.
Доисторический, райский период жизни человека описан в начальных главах книги «Бытие». Мы видим, что в раю муж подчиняется жене: она приводит его к древу познания, он не в силах отказаться от ее предложения вкусить плодов с древа. Имени жены Библия не называет, но внеканоническое предание именует ее Лилит, что в переводе означает «дух, ветер, дуновение». В русском языке, до сих пор хранящем корневые смыслы языка праиндоевропейского – санскрита, имя это созвучно имени Лилия. Лилия, лилея – нежный цветок, который хочется лелеять, оберегать. В эпоху матриархата мужчина оберегал, лелеял женщину, получая от общения с ней высшее наслаждение – и боготворил ее как источник новой жизни, имея осознание жизни вечной. Предание о Лилит отражает переломный момент в диалектическом противостоянии мужского и женского начала в последней, предысторической эпохе. Из предания мы узнаем, что Лилит уходит из рая сама, с гордо поднятой головой – женское начало непобедимо. Книга «Бытие», читаемая глубоко и понимаемая верно – также рассказ, притча о том, что победы в этой борьбе быть не может. Грехопадение и есть осознание исхода этой борьбы как поражения. Уходит Лилит – заканчивается эпоха матриархата.
Начинается эпоха патриархата – исторического человечества – и здесь женщина следует за Адамом. Лилит – имя, данное женщине свыше, то есть характеризующее ее как высшее существо. Имя Ева, данное жене Адамом, характеризует ее как существо низшего порядка, стоящее последним в ряду животных, которых Адам нарекает ранее. Что дало богословам средневековья основание для серьезной дискуссии, является ли женщина вполне человеком. Когда проходит слава, начинаются будни. Так же, когда проходит влюбленность, начинается сложный процесс познания людьми человека в себе, начинается любовь. Вначале она мала и даже пишется с малой буквы, но постепенно растет – и вот уже рождается Любовь – Иисус. Питаясь плодами от древа познания, историческое человечество взращивает на Земле Древо Жизни.
Библия, повествуя о пути, истории человечества, указывает нам путь жизни человека от юношеской, несчастной – и, кажется – гибельной влюбленности до дедовской спасительной любви: во взгляде прекрасных глаз внука узревает человек свою вечность – и возвращается к богу-духу...
Адам Еву прижал к древу,
Трещит древо, пищит Ева – живём.
Плод прелестный ели вместе,
Плод запретный – мир конкретный, смертный мир.
Мама Маша кормит кашей
Карапуза Иисуса – расти, сынок.
Мама Маня кормит манной
Карапуза Иисуса – расти, человеков свет.
Посадили на могиле
Куст терновый эры новой – Древо жизни.
Буди вечен, человече,
Ешьте с древа, Адам, Ева – Лилит.
Вам, живущим по заветам
От рассвета до рассвета,
Вам, поющим песню эту
О конце – начале света,
Обновлённую планету
Населять тысячелетье – судьба.
Буди вечен, человече,
Ешьте с древа, Лилит – Ева, Адам.
Агорес Вечинос