Найти тему
"Ваша газета"

Тогда поймёте, кого вы потеряли…

Россия занимает 4-е место по уровню подростковых суицидов. Не всё благополучно и в Нижнекамске. Только за январь 2024 года на попытку суицида решились трое юных горожан. Одного из них не спасли. Не описать словами боль родных, потерявших ребёнка - умного, смелого, весёлого. За весь 2023 год зарегистрировано три попытки детей свести счёты с жизнью. В 2022 и 2021 годах попыток суицидов было на порядок больше: 11 и 13. Ответственные службы бьют во все колокола, чтобы донести до родителей элементарные вещи: детям нужно внимание родителей.

Сама ты гадость…

Эта история случилась в нашем городе пару лет назад, имена героев изменены.

- Витя, уложи Коленьку спать. Девочки, вы готовы к школе? - вечер в семье Елены шёл своим чередом.

- Да, мам. Мы тут тикток-челлендж хотим повторить. Ты к нам пока не заходи, - отозвались дружно Вика и Аня.

Елена заглянула в комнату дочерей. Погодки принарядились и крепили на стену фольгу, чтобы она стала фоном для фотографий.

- Что это вы делаете? Мы только в прошлом году вам ремонт в комнате сделали! А вы всё портите! Всё для вас делаешь, и никакой благодарности! Немедленно снимите эту гадость!

- Сама ты гадость. И, вообще, выйди из комнаты. Мы тебя просили не заходить, - младшая из сестёр, четырнадцатилетняя Аня, резко ответила матери.

- Чем всякой ерундой заниматься, лучше бы училась. В полугодии тройка вышла по русскому языку. Всё, с этого дня буду контролировать твою учёбу. Телефон отдай! Больше никакого тиктока!

- На, подавись, - Аня бросила телефон на кровать. Елена забрала гаджет и пошла на кухню. Вслед за ней из комнаты вышла Вика, молча села за стол.

- Зачем ты так с ней? - спросила девушка мать.

- Ой, ничего мне сейчас не говори. Сколько можно мне нервы мотать!

Резкий сквозняк заставил поёжиться, хлопнула оконная рама. Вика забежала в комнату, но не успела ничего сделать - сестрёнка падала.

Отец вызвал скорую. Когда Аню привезли в приёмный покой, она была в сознании, но травмы были тяжёлыми - всё-таки падение с 5-го этажа. Девочка плакала от боли: я не хочу умирать...

Чужой среди своих

На заседании в центре «Эйдос» участники рабочей группы по профилактике суицидального поведения при Совете психологов НМР разработали план мероприятий по профилактике суицидального поведения. В состав рабочей группы вошли специалисты управлений по делам молодёжи, образования, социальной защиты, здравоохранения, отдела по организации деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав исполкома НМР РТ.

Также на заседании обсудили причины детских суицидов. Увы, чаще всего к роковому решению толкают алкоголизм и наркомания родителей или ребёнка, а также индивидуальные психологические особенности. Формальным поводом, последней соломинкой могут стать наказание, позор, унижение, отчаяние, утрата близкого, разочарование, отвержение, потеря самоуважения.

Семнадцатилетняя Кира настолько тяжело переживала разрыв с парнем, что нанесла себе множественные повреждения. Девушке не с кем было поделиться чувствами, парень её бросил, подруг не было, в учёбе сложности. А мать даже не знала, где живёт дочь-студентка. Разумеется, о разговорах по душам и речи не было. Кира испугалась, когда почувствовала себя плохо, и вызвала скорую помощь. В больницу к ней приехала руководитель колледжа.

На педсовете в Нижнекамском политехническом колледже им. Е. Н. Королёва заведующая отделением медико-социальной помощи Наталья ШИШКИНА, медицинский психолог Татьяна ХИСМАТУЛЛИНА объяснили преподавателям, как выявить суицидальное поведение, помочь подростку, который не справляется с жизнью, и не допустить попытки самоубийства. Методист Центра психолого-педагогической помощи детям и молодёжи «Эйдос» Вероника РОМАНОВА провела для преподавателей колледжа мастер-класс по профилактике суицидального поведения. Педагоги узнали, как применять инструменты самопомощи для снятия негативных переживаний, что такое травма свидетеля и как заниматься профилактикой вторичных стрессов, получили методические пособия.

Понарошку не умирают

- Детская смерть - пожалуй, самое нелепое и трагичное событие, которое только можно себе представить. Более 9% потерь детских жизней от внешних причин приходится на самоубийства. Родители часто безосновательно уверены, что их ребёнок не способен причинить себе зло. И эта уверенность играет с ними злую шутку, - рассказала руководитель отдела по организации деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав исполкома НМР РТ Индира ГАЛИЕВА.

Более того, родители часто служат дурным примером для детей. Если мама не может справиться с эмоциями после развода, откуда дочке узнать, что жизнь имеет ценность, что в ней может быть радость? Или если папа ищет счастье на дне бутылки с пивом?

Часто подростки просто хотят, чтобы хоть кто-то обратил внимание на их проблемы. Общие задачи педагогов, родителей и вообще взрослых - вовремя заметить сигналы, идущие от ребёнка, научить ценить жизнь и правильно выстраивать межличностные отношения с коллективом, а также противоположным полом.

- В современном обществе дети испытывают постоянную нехватку внимания и любви. Угрозы и насмешки приводят к потере чувства собственного достоинства и уверенности в себе. Часто к ребёнку предъявляются требования, не соответствующие его возрасту и возможностям. Ложь взрослых и невыполнение обещаний, нарушение доверия также отрицательно влияют на психику. Ребёнок замыкается в себе, не общается, остаётся один на один со своими мыслями, проблемами, - объясняет И. Галиева.

Жизнь одна

- Ребёнок решается на суицид, потому что у него не остаётся нитей, которые поддерживают связь с жизнью. Чем больше этих ниточек, тем прочнее он за жизнь держится. Основная нить - это, конечно, доверительный контакт с родителями. Если они поддерживают ребёнка, если он чувствует, что может прийти и рассказать обо всём, то вероятность суицида куда меньше, потому что у ребёнка есть поддержка, база, корни, которыми он держится за жизнь. Если с родителями нет контакта, то это место может занять учитель, друзья, спортивная секция, кружки допобразования, психолог. Чем больше вокруг людей, которые заинтересованы в ребёнке, тем меньше шансов суицида. Чем больше сфер деятельности, тем больше шансов, что неудача в одной из сфер компенсируется успехом в другой, - считает директор Центра психолого-педагогической помощи детям и молодёжи «Эйдос» Ирина ЛАРИОНОВА.

Специалисты центра всегда готовы прийти на помощь: они консультируют родителей и педагогов, как вовремя заметить тревожные звоночки, наладить контакт, проводят профилактику учительского выгорания. Ведь если учитель выгорел, то он не сможет помочь и даже, более того, может навредить своим равнодушием. Но больше всего, конечно, ребёнка ранит безразличие родителей.

- Подростки особенно уязвимы, они хотят самостоятельности, но ещё не знают, что с ней делать, жаждут общения, признания среди сверстников, родителей, учителей. Главное для них - не быть пустым местом, даже негативная обратная связь для подростка лучше игнорирования. И здесь как раз их слабое место. Подростки готовы причинить себе вред, чтобы значимые люди обратили внимание на их проблемы, ссору с родителями или неразделённую любовь. В 17 лет многим кажется, что конец отношений - это конец всей жизни. Именно в этот момент важно оказаться рядом, не обесценить переживания подростка, не втоптать в грязь, а помочь. Объяснить, что это был важный и ценный опыт, что ребёнок по-прежнему остаётся нужным, что жизнь не закончилась, - говорит И. Ларионова.

Тревожные звоночки

Насторожить должны:

- прямые и явные разговоры о смерти: «Я собираюсь покончить с собой...», «Я не могу так больше жить...»;

- косвенные намёки о намерении уйти из жизни: «Я больше не буду ни для кого проблемой...»; «Тебе больше не придётся обо мне волноваться...»;

- шутки на тему самоубийства;

- раздаривание вещей, имеющих большую личную значимость, окончательное приведение в порядок дел, примирение с давними врагами;

- апатия, когда ребёнок пропускает школу, не выполняет домашние задания, избегает общения с одноклассниками, не хочет посещать кружки;

- снижение прилежания: школьнику тяжело учиться, появилось небрежное отношение к своим школьным принадлежностям;

- поведенческие изменения: раздражительность, угрюмость, резкие перепады настроения - то внезапная эйфория, то приступы отчаяния;

- неадекватная реакция на слова, негативизм, плаксивость;

- замкнутость;

- чрезмерная активность или, наоборот, безразличие к окружающему миру;

- склонность к риску;

- телесные повреждения: порезы, царапины и синяки, которые появляются на теле чаще 2 раз в месяц;

- медленная и маловыразительная речь;

- радикальные перемены во внешнем виде, неряшливость.

И. Ларионова советует:

- Если поведение ребёнка сильно изменилось, попробуйте поговорить с ним, не стесняйтесь обратиться за помощью на горячую линию телефона доверия для детей и родителей 8-800-2000-122, к школьному психологу, в наш центр. Проверьте социальные сети и мессенджеры. Пока ребёнок жив, всё можно исправить.

В суете дней мы забываем о собственных детях, о родительском долге - вырастить своего кроху живым и здоровым, научить его ценить жизнь и себя в ней, как бы пафосно это ни звучало. Обут, одет, сыт, в школу ходит - и ладно, думаем мы. Личности детей скрываются от нас за пеленой жизненных неурядиц. Вот прямо сейчас подумайте: давно ли вы разговаривали по душам, знаете ли вы, чем живёт ваш ребёнок, какие у него радости и горести? И сделайте шаг к близости. Да, пусть ребёнок не идеальный, пусть хамит и получает двойки, просит айфон, но он живой!

Ольга МИНЕЕВА.